Значение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной школе
21.09.2017
Каждый день в современном мире мы сталкиваемся с потенциальными опасностями, которые при неблагоприятных условиях перерастают в чрезвычайные ситуации. Неуклонно растет и количество угроз различного происхождения – социального, техногенного и природного: это связано с развитием инфраструктуры, науки и техники, что может приводить к опасностям, подстерегающим нас в быту, на транспорте и при посещении различных мероприятий. Учитывая данные обстоятельства, все более актуальной сегодня становится проблема обеспечения безопасности личности.
Безопасность – это объективная потребность любой жизнедеятельности. Проблемы обеспечения такой безопасности были и будут всегда, так как они затрагивают различные стороны человеческой жизни и имеют многоплановый характер: любая деятельность должна быть защищена путем снижения рисков негативных воздействий, уменьшения вреда опасных и чрезвычайных ситуаций.
Однако полная безопасность недостижима, пока существует источник опасности. По этой причине каждый человек должен стремиться к безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Это касается и школьников, которым, вне зависимости от дальнейшего выбора будущей специальности, нужно овладеть базовыми знаниями и навыками в области безопасности жизнедеятельности.
Появившийся в начале 90-х годов в общеобразовательных учреждениях предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) является одним из наиболее действенных средств управления мировоззрением человека и общества, призванным решить данную задачу и сформировать личность безопасного типа.
ОБЖ – уникальный предмет в силу своей актуальности, востребованности, практической направленности, всеобщности и системности. Возникнув на месте начальной военной подготовки и гражданской обороны, предмет постепенно расширился за счет включения важной проблематики современного мира, что позволило ему выйти на новый, более высокий уровень.
На уроках ОБЖ у школьников закладывается позитивная и конструктивная концепция развития государства на основе идеологии культуры безопасности, тесно связанной с нормами права, этики и морали. Предмет позволяет не только формировать и развивать у школьников высокие моральные качества, психологическую устойчивость к опасностям и чрезвычайным ситуациям, но и бережно относиться к окружающей среде и своему здоровью.
Одной из главных задач школы сегодня является передача обучающимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. И именно изучение учебного предмета ОБЖ позволяет ребятам получить систематизированное представление об опасностях, прогнозировании и поведении в чрезвычайных ситуациях, научиться оценивать влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей и вырабатывать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Таким образом, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» готовит обучающихся не только к правильному поведению и эффективным действиям в опасных и экстремальных ситуациях, но также способствует укреплению их духовного, физического и психического здоровья, которое заложено в основе безопасной жизнедеятельности каждого человека.
Автор: Николай Антонов, председатель клуба учителей ОБЖ «Центр обеспечения жизнедеятельности»