Спектакль о том, чего нет
01.04.2019
Дмитрий Бикбаев поставил спектакль о том, чего нет. Точнее есть, но где-то далеко и не с нами, с другими детьми, в других школах, другой стране, а может и не с людьми вовсе, а с чайками.
Видимо поэтому спектакль «Флайтер 2.0» не про людей, он про чаек. Потому что если это про людей – если подростки могут гнобить друг друга, большой компанией, включая девчонок, бить себе подобного и снимать на телефон, то можно ли дальше продолжать жить в такой действительности. Да нет, такого просто не может быть, ну только если где-то далеко, не с нами, не с нашими детьми…
В самом спектакле играют подростки – артистки «Театральной студии 15». Таким артистам прощаешь, конечно, многое и не точность интонации и слабость голоса, да и важно ли это, ведь все они только возможность стать большими актерами. Все недочеты мастерства с лихвой окупаются эмоциями, важностью того, что они делают для каждого из них.
После спектакля, когда на сцене было обсуждение, ребята первое, что сказали, когда узнали, что я критик и хочу писать об этом – напишите, другие тоже должны знать!
Я прямо не к месту вспомнила Ахматовский «Реквием». Конечно, все не так страшно, но очень похоже на ту невозможность говорить о том, как есть. Оказывается все, буквально все ребята сталкивались с травлей со стороны одноклассников – один мальчик сменил класс, пошел на бокс, другой решил не обращать внимание. Пока помогает. А как противостоять учителям, которые вызывают к доске и при всем классе объясняют, что с такими математическими способностями из нее не только актриса, из нее и человека-то не выйдет.
Даже мне хотелось закричать, что выйдет! Из меня же вышел! Да, мои способности в сложении и умножении – причина многочисленных анекдотов для моих друзей. Но не более того. Просто когда сыну надо решить задачу – я звоню другу. И это никак не сказывается на том, человек ли я или какие там у нас вечные вопросы.
Так сложилось, что у нас нет подросткового театра как такового. Есть детский и взрослый – ну на крайняк «Онегин» подросткам «зайдет». Но театр так же не хочет с ними говорить.
А второе, что было на обсуждении – их желание говорить.
Формат встречи после спектакля замечательная инициатива Театра-студии 15 и Фонда «Живая классика», которые тоже занимаются подростками. В одном из их проектов Всероссийская школьная летопись подростки пишут о своей жизни.
И там тот же круг тем – не только негативный, но он показывает, что это своеобразные темы, не взрослой жизни, не классики и не сказок. Это темы личностного роста, конкуренции, преодоления себя и насилия:
«Покидая школу, я хотела бы оставить этот этап жизни в прошлом.
За одиннадцать школьных лет я поняла, что надо жить по принципу «каждый сам за себя».
«Для меня стало самым серьезным испытанием посещение музея в той школе, где учился раньше. Я не очень понимал, что делаю не так, поэтому отношения с ребятами и учителями там не складывались. Было волнительно прийти в свою бывшую школу с новым классом. Мои тревоги оправдались. Экскурсовод - учительница, которой я особенно не нравился. Она не только узнала меня, но и решила, что я неправильно отвечаю на вопросы, хотя все верно говорил. Спорить с взрослыми я не умел, поэтому расстроился: я не заслужил такого отношения».
«Катастрофически не хватает времени, ты пишешь всё, что только приходит в твою усталую и перегруженную голову, потому что каждая секунда слишком важна, чтобы тратить её на анализ написанного. Ты просто пишешь, не помня того, что это будет кто-то проверять. О таких мелких вещах уже не думаешь. Думаешь лишь о том, как собрать свои мысли в «кучу», и выжать из неё все возможное».
В спектакле «Флайтер 2.0» так же были использованы отрывки из детских сочинений, которые писали сами актеры. Возможно, поэтому и получился такой искренний, правдивый и всамделишный спектакль. Хотя, конечно, такого не бывает.
О. Наскидаева