Птицы счастья: совы, жаворонки и совы. Разбор полетов
Задайте свой вопрос психологу! ⇒
Одни дети с легкостью просыпаются рано утром, часиков эдак в шесть-семь, другие же и в десять «спят на ходу».Спать и те, и другие ложатся приблизительно в одно время, а разница поведения обусловлена биоритмами, которые оказывают влияние на всех людей вне зависимости от возраста. Среди детей тоже есть свои «жаворонки», «совы» и «голуби».
Кто есть кто?
«Совята» предпочитают укладываться спать вместе со взрослыми (а иногда даже позже них) и спать до полудня. При этом, проснувшись ближе к обеду, такие дети чувствуют себя прекрасно: эти пташки хорошо контролируют ритм сна и бодрствования, им просто нелегко вставать рано утром. Детям-«совам» очень тяжело дается учеба, если уроки начинаются с утра. Для них предпочтительнее обучение во второй смене (или хотя бы с девяти-десяти часов): пик их продуктивной деятельности приходится на послеобеденное время. Результат совпадения возможности и необходимости – отличные отметки, повышение учебной и познавательной мотивации.
Ритм отхода ко сну «жаворонков» сдвинут на непоздний вечер: они рано укладываются спать, достаточно быстро засыпают и встают чуть свет, при этом время подъема почти всегда одно и то же. Кстати, ученые заметили, что девочки ложатся спать раньше и спят на час-полтора дольше мальчиков. Наверное, именно к «жаворонкам» относится высказывание про «утро вечера мудренее»: таким детям лучше «думается» в первой половине дня, а к вечеру их работоспособность снижается.
Поэтому для утренних пташек оптимальны занятия в первой смене – это время пика их активности. Если же выбирать не приходится, тоже не велика беда: жаворонкам легче приспособиться к «чужому» биоритму, чем «совам». Тем не менее природный режим необходимо все-таки поддерживать (например, перенести выполнение домашних заданий на утренние часы, время же отхода ко сну оставить прежним).
К породе «голубей» принято относить людей так называемого дневного типа. Они наиболее приспособлены к привычной смене суточного цикла. Они активны с десяти утра до шести вечера – весь световой день. Для детей«голубей» нет принципиальной разницы, в какую смену проходят школьные занятия, они хорошо приспосабливаются к любой смене.
Как это выяснить?
Когда становится понятно, к какому типу относится ребенок? Новорожденные могут спать 18–20 часов в сутки, трехлетний карапуз может бодрствовать до 10 часов кряду. До шести-семи лет, как правило, речь вообще не идет о делении на «сов», «жаворонков» и «голубей» по причине пластичности внутреннего часового механизма малышей. Очень часто проявление конкретного хронотипа совпадает со временем, когда ребенок идет в первый класс. Именно тогда устанавливается абсолютно четкий режим, которому необходимо следовать. И тут-то все тайное и становится явным.
Некоторые люди считают, что рождение «совы» или «жаворонка» зависит от того времени года, на которое пришлась беременность матери. Если первые три месяца совпали с летом, принято считать, что родится «жаворонок», если с зимой – «сова». Верить данному способу или нет – дело «хозяйское», тем более что есть и другие способы поставить диагноз.
Проверить, «сова» ваш ребенок или «жаворонок», можно математическим путем. Проснувшись утром, посчитайте у малыша (у себя, кстати, тоже) частоту сердцебиения (С) и частоту дыхания (Д): если соотношение С : Д составляет приблизительно 4 : 1 – это «голубь», 2 – 3 : 1 – «сова», 5 – 6 : 1 – «жаворонок».
Еще один способ – измерение температуры. Когда температура понижается – пора спать. Повышается – время браться за работу (первый подъем активности отмечается утром, с 10 до 12 часов, второй – в вечернее время, с 16 до 18 часов).
Четвертый вариант проверки – тест, который мы публикуем. Он подойдет для определения хронотипа.
|
«СОВА», «ЖАВОРОНОК» ИЛИ «ГОЛУБЬ»? |
1. В какое время ребёнок проснётся, если лёг на 2 часа позже обычного? 2. Сколько времени малышу потребуется, чтобы уснуть в 21 час, если последнюю неделю он ложился и вставал, когда хотел? 3. В какие часы ребёнок бывает наиболее активным при стандартном расписании: подъём – в 7 утра, дневной сон – с 13 до 15 часов, отбой – в 21 час? 4. В какое время малыш предпочитает вставать по утрам, если вы его не будите? 5. В какое время ваше чадо лучше всего сосредотачивается на игре, задании, запоминает стихи, обучается чтению и счёту? 6. Когда ребёнок ощущает упадок сил, бывает вялым, сонливым, выполняет порученное дело без энтузиазма? 7. В котором часу он просыпается на даче, когда не нужно ходить в садик? 8. Какой у малыша аппетит за завтраком? 9. В котором часу он отходит ко сну в выходные дни и праздники? 10. Уснёт ли ребенок, если его уложить на 2 часа раньше, чтобы выспался перед выступлением в танцевальном классе, соревнованиями в спортивной секции, походом в зоопарк? 11. Как малыш встаёт утром? 11–20 баллов: типичный «жаворонок» (утренний тип). |
Нужна ли помощь?
Если ваш ребенок вдруг окажется «совой» (а «жаворонки» и «голуби», как правило, не приносят ощутимых хлопот своим родителям в плане режима), возможны проблемы с его успеваемостью, с нарушениями сна. В этих случаях требуется корректировка режима дня, но она не должна быть кардинальной: взрослым необходимо не только учитывать особенности ребенка, но и постараться в максимальной степени адаптировать свое чадо к существующим в современном обществе нормам и стандартам. Все психологи и физиологи однозначно уверены, что не следует переделывать ребенка-«сову» в «жаворонка» или «голубя». Изменение природных биоритмов может нарушить психологическое равновесие малыша, что в свою очередь чревато проблемами со здоровьем, различными неврозами, бессонницей и другими неприятностями.
Можно ли помочь ребенку наладить режим? Безусловно, да. Основным методом борьбы с такими проблемами, как недосып, бессонница и последующими невнимательностью, рассеянностью и вялостью, является соблюдение четкого режима. Распорядок дня нужно выстроить таким образом, чтобы он в максимальной степени соответствовал биологическим ритмам школьника. Только так можно добиться их нормализации и закрепления.
Родители маленьких «полуночников» должны помнить в общем-то элементарные вещи. После пробуждения детям необходима физическая активность в хорошо освещенной комнате (чтобы в вечернее время организм «знал», что он насыщен подвижными играми).
Укладывайте ребенка спасть в хорошем настроении (пожелайте спокойной ночи и приятных снов, если поссорились вечером – помиритесь, чтобы малыш не переживал ночью, пусть и подсознательно, конфликт). Неплохо было бы завести перед сном какой-либо ритуал (вечернее принятие ванны, просмотр любимой передачи или чтение книги), главное – не отходить от данного ритуала, вне зависимости от настроения и самочувствия. Можно брать с собой в кровать любимую пушистую игрушку – так ребенку будет уютнее и спокойнее.
За два часа до сна стоит отменить все подвижные игры, которые включают в себя беготню, смех, а значит – взрывы эмоций. Включите в квартире приглушенный спокойный свет, говорите немного тише, чем днем.
Взрослым стоит помнить, что дети (вне зависимости от возраста) лучше и крепче спят в темном помещении, поэтому спальня ребенка может быть освещена лишь ночником.
Проветривайте комнату ребенка перед сном: оптимальная температура для сна – от 18 до 23 0С.
Дети младшего школьного возраста должны спать 10–14 часов в сутки.,
Дети старшего возраста – не менее 8–9 часов в сутки.
Текст: Елена Черепахина
Задайте свой вопрос психологу! ⇒