Он - застенчив. Это проблема воспитания или черта характера?
Застенчивость – это внутренняя позиция человека, которая предполагает слишком большое внимание к тому, что о нем думают окружающие. Как следствие, он предпочитает оставаться в тени, избегая общения с людьми, которое потенциально может привлечь внимание к его персоне». Так описал застенчивость Филипп Зимбардо, американский психолог, специалист в исследовании этого феномена. Но даже такое мягкое определение должно как минимум смутить родителей, не особо беспокоящихся по поводу застенчивости своего ребенка. А чего, действительно, суетиться: он ведь такой тихий и послушный!
А беспокоиться надо. Причем чем раньше, тем лучше. Застенчивость идет рука об руку с низкой самооценкой (эта проблема, о которой «ПР» писали во втором номере, уже посерьезней будет!), страдающий ею ребенок ощущает себя недостаточно интересным для окружающих, недостойным их внимания и поэтому избегает общения. Малыш не решается на контакт с другим человеком, потому что тот воспринимается им как нечто пугающее или даже опасное.
Психоаналитики считают, что застенчивость может передаваться по наследству. Если хотя бы один из родителей застенчив, то у ребенка больше шансов стать таким же. Часто родители своим поведением способствуют развитию этого качества у ребенка – например, подавляя его волю, не поощряя уверенность в каких-либо успехах.
Свои страдания застенчивые дети переживают молча, не делясь с окружающими, тем не менее, весь их внешний облик говорит: «Я застенчив». Это проявляется даже внешне – в скованности и неловкости движений, в замкнутой сосредоточенности лица ребенка. На физиологическом уровне – в учащении пульса и дыхания.
То, как ребенок воспринимает свою застенчивость, целиком зависит от родителей. Если они относятся к малышу как к личности и воспринимают его скромность как черту характера, а не как недостаток, значит, и он будет уверен в себе, не станет чувствовать себя всегда «чужим среди своих». Но если родители слишком много внимания уделяют стеснительности ребенка, он начнет сомневаться в своих качествах.
Воспринимать стеснительность как черту характера и чувствовать, что это недостаток, – две большие разницы. Когда родители думают, что это недостаток, ребенок начинает считать себя ущербным и несчастным.
|
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ |
Возьмите на вооружение ролевые упражнения из книги В. Леви «Искусство быть другим». Обратите внимание на книгу Т. Шишовой «Застенчивый невидимка». В ней содержатся эмоционально развивающие игры на преодоление застенчивости у детей 5–14 лет. |
Вследствие того, что застенчивые дети редко причиняют неприятности другим и обычно портят жизнь только себе, их часто не замечают. Непростительная ошибка, которая больно даст о себе знать, когда милый, вечно смущающийся малыш подрастет и станет нерешительным, опасающимся любой ответственности взрослым. Уделяйте стеснительному ребенку больше внимания, чем требуется его сверстнику-бодрячку, приложите максимум усилий, чтобы помочь ему обрести уверенность в себе. Это общая рекомендация, а если конкретно, то:
- Обращайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.
- Чаще поощряйте его. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
- Всегда сами предлагайте помощь малышу: сам он не всегда способен ее попросить.
- Заранее разъясняйте ребенку каждую новую ситуацию, что от него в ней требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
- Позволяйте своему чаду делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и достойно переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.
- Помогите застенчивым найти и оценить в себе все то, что есть в них хорошего, приучайте принимать похвалу без излишнего смущения. Не предъявляйте ребенку требований, не соответствующих его возможностям.
- Помните, что застенчивому малышу необходима стабильность во всем: любые изменения для него крайне болезненны.
- Помните, что застенчивому малышу необходима стабильность во всем: любые изменения для него крайне болезненны.
- Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует его.
- Поощряйте совместную игру своего застенчивого чада с другими детьми.
- Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям
- Обращайтесь со стеснительными детьми на уровне их роста, «глаза в глаза», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к ним, чтобы ваши взгляды встретились в процессе разговора.
- Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и искренне. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
- Главное же – постоянно, каждую минуту и секунду любите своих робких, стеснительных малышей. Любовь, как ничто другое, поможет им самоутвердиться в жизни.
|
МНЕНИЕ ДЕТЕЙ |
ПРИЧИНЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ
|
Текст: Елена Васильевна Баханская,
методист ОМЦ Северо-Западного
окружного управления образования