Что делать, если ребенок не может завести друзей?
27.09.2018
Как часто родители нам задают вопросы «Как помочь ребенку завести друзей?», «Что делать, если ребенок не может завести друзей?»… Тема сложная, но преодолимая. Для начала стоит разобраться, что ребенок вкладывает в понятие «дружба», попытаться вникнуть, почему он не может занять желаемое положение в детском коллективе, найти себе товарища и/или поддержать с ним отношения. И решение этого вопроса требует огромной деликатности.
Что же такое дружба? Определений этому слову множество. Но если обобщить их и применить к взаимоотношениям между детьми, то дружба – это близкие и добровольные отношения, являющиеся для ребенка источником эмоциональной поддержки и сопереживания. Понятие дружбы в каждом возрасте ребенка рассматривается им по-разному.
Дружба малышей
2-3-летний ребенок поделиться своими игрушками скорее со знакомыми детьми, чем с неизвестными ему, также дети в этом возрасте предпочитают делиться игрушками или сладостями со сверстниками, чем с более взрослыми.
Дружба дошколят
Становясь старше, дети 3–6 лет предпочитают дружить с теми, кто предложит поиграть со своими игрушками или угостит конфетами, не будет ябедничать маме или папе, разделит шалости. И так как практически треть дошкольников дружит с кем-нибудь, слово «друг» прочно закрепляется в детском словаре на 3–5-м году жизни. Дружба для 3–6-летнего ребенка – это возможность ходить в гости, играть вместе, веселиться, защищать от обидчиков и жалеть друга, а также прощать товарища и извиняться перед ним, если не прав. Часто в этом возрасте дружба базируется на географическом принципе, то есть с теми, кто рядом живет – соседи, одноклассники.
Дружба младших школьников
В 7–10-летнем возрасте на первое место выходит учеба. Младшие школьники чаще дружат с верными и сообразительными сверстниками, делящимися школьными принадлежностями, домашними заданиями и, что важно – друг должен быть того же пола. В этом возрасте дружба скорее воспринимается школьниками как взаимовыгодное сотрудничество, без учета совпадения интересов. Несмотря на то, что 80–90 % детей имеют друзей и узы дружбы очень сильны, они, как правило, не долговечны. К концу обучения в начальной школе (8–10 лет) у детей появляется понятие обязательств друг перед другом, они начинают осознавать и учитывать чувства другого, строя дружбу на позициях взаимопомощи.
Дружба старших школьников
В начале подросткового возраста (11–14 лет) другом, скорее всего, станет тот, с кем можно поделиться самым сокровенным секретом и кто может его сохранить, кто способен отстоять интересы одноклассников в спорах с учителями и кем интересуются сверстники противоположного пола. В этот период подросток максимально подвержен влиянию группы и ее ценностей, он панически боится утратить популярность среди сверстников. Поэтому для поддержания дружбы и девочкам, и мальчикам необходимы модные атрибуты, например, новый iPhone, 3D-приставка или роликовые коньки. Причем дело не в самих вещах, а в возможности участия наравне с другими в общих обсуждениях.
"ПР" |
|
По сравнению с младшими школьниками, у подростка уменьшается важность непосредственных повседневных контактов с другом, но значительно увеличивается роль сочувствия и понимания во взаимоотношениях.
|
После разбора понятия дружбы в разных возрастах ребенка давайте перейдем к советам, как вашему первокласснику завести друзей и влиться в школьный коллектив.
Как распознать проблему у ребенка?
Психологами давно замечено, что чем лучше у ребенка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками. Поэтому нарушения в сфере семейного воспитания нередко оказывают отрицательное влияние на способность ребенка к установлению дружеских контактов.
Родителям нужно быть особенно внимательными, если ребенок: |
|
- жалуется на отсутствие друзей и нежелание сверстников общаться с ним;
- с неохотой идет или радуется любой возможности не пойти в детский садик, школу или на кружок;
- ничего не рассказывает об одноклассниках и о приятелях, с которыми познакомился, например, на улице или в спортивной секции.
|
Причины проблем установления дружеских контактов
Причина того, что ребенок не может найти себе друга или поддержать отношения с ним, нередко связывается и с тем, что современные дети чаще играют в одиночку и зачастую с компьютером. В результате как мальчики, так и девочки не знают простых способов знакомства.
У ребенка проблемы с приобретением друзей могут возникнуть также и в связи с личностными (повышенная эмоциональность, замкнутость и застенчивость) и внешними особенностями (излишняя тучность, неприятные черты лица, особенности в развитии). И так как детская компания – довольно жестокое сообщество, то неспособный вписаться в группу безжалостно изгоняется.
И наконец, следует отметить, что не всегда ребенок и его родители виноваты в том, что определенные дети не могут найти себе друга в новом коллективе. Иногда работают пока малоизученные психологами механизмы взаимных симпатий и антипатий.
Как помочь ребенку завести дружбу в классе
Определив причину возникшей проблемы, родителям необходимо спокойно и ненавязчиво начинать исправлять положение, придерживаясь следующих правил: |
|
1. Давать ребенку возможность общаться с друзьями и его одногодками. Например, заинтересовывать занятиями в кружках или секциях, ходить в гости в те семьи, где есть дети, устраивать детские праздники.
2. Предоставлять детям возможность действовать самостоятельно, проявлять инициативу и свои способности.
3. Помогать ребенку мириться с приятелями и стремиться как можно больше узнавать про них.
4. Стараться качественно проводить время с ребенком, например, играть, веселиться, шалить как бы «на равных».
5. Учить ребенка открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерик и обид.
6. Но главное – научить своего ребенка быть преданным и надежным другом.
|
Екатерина Сафонова, психолог портала «Я - родитель»:
«Безусловно, для каждого малыша поступление в первый класс – одно из самых важных событий в жизни, но при этом оно является и очень стрессовой ситуацией: нужно прилежно учиться, адаптироваться к новой социальной роли и новым требованиям, наладить отношения с новым коллективом, влиться в новый распорядок дня. Стоит учесть, что все это еще и накладывается на очередной возрастной кризис и создает ситуацию, в которой ребенку необходима помощь и поддержка родителей.
В первую очередь, нельзя на ребенка давить. Будьте мягкими: он не обязан находить себе друзей в первые же минуты школьной жизни. Если у малыша интроверсивный тип темперамента, друзья ему могут быть и вовсе не нужны. Обсуждайте прошедший день, интересуйтесь его школьной жизнью, в том числе, и новыми знакомствами: а какие там ребята, а с кем ты сидишь за одной партой, а кто тебе понравился или не понравился? Такие разговоры обучат малыша началам рефлексии, помогут понять, с кем ему хотелось бы общаться, а с кем – нет, и почему.
Чаще всего, малыши сами начинают общаться между собой. Они понимают, что все они – в равных условиях, поэтому стараются помогать друг другу, особенно ярко это проявляется у детей, посещавших детский сад – они уже давно привыкли к детскому коллективу и проще заводят новые знакомства. Многие дети в период адаптации к школьной жизни не проявляют особой активности в коммуникации, и это их право – им нужно пережить эту ситуацию в одиночку.
Относитесь к новым друзьям своего первоклассника безоценочно – если говорить, что «Вася плохой, у Кати семья не благополучная, а Петя даже читать еще не умеет, не дружи с ним», то вскоре ваш ребенок замкнется и перестанет заводить новые знакомства. И так будет не только в 1-м классе, но и на протяжении всей жизни. Уважайте право ребенка дружить или не дружить с кем-либо».
Как видите, дорогие родители, работа предстоит трудная, но необходимая. И чем скорее вы распознаете проблему, тем быстрее поможете вашему ребенку социализироваться и найти друзей в классе.
Желаем удачи!