Дети примеряют "Золотую маску"
Малыши танцуют contemporary dance в Театре-студии современной хореографии на Дубровке
Современный танец принадлежит миру взрослых, тем, кому уже есть что сказать в этом авторском искусстве. Поспорить с аксиомой пятнадцать лет назад взялся Театр-студия современной хореографии, которым руководит классическая балерина, бывшая солистка Государственного ансамбля танца "Сувенир", заслуженная артистка России Ирина Афонина.
В ee студии к детям относятся с любовью и уважением, как к равным. Казалось бы, а как иначе? Однако такая тихая кропотливая работа, как выясняется, редкость, и у родителей, желающих сызмала привить ребенку чувство тела, созвучное современному миру, практически нет возможности выбора.
- Как преодолевалось клише? Как можно успешно преподавать азы contemporary dance дошкольникам?
- Идея позаниматься с детьми возникла вопреки сложившемуся мнению, что дети в силу своих возрастных физических и психологических особенностей не могут осознанно танцевать модерн, contemporary dance из-за свойственной этим жанрам концептуальности. Мы же считаем, что вполне возможно, не ломая детской психики, преподнести им это богатство адекватно возрасту. Азарт вопроса "а могут ли дети?" оправдался. Как показала практика, они хотят, любят и, главное, могут танцевать современный танец.
- Какое основное требование вы предъявляли педагогам?
- Сначала мы смотрим, не написано ли на лбу потенциально возможного педагога "деньги" или "нарциссизм". Важно, чтобы педагог хотел проникнуться духом школы.
- Как работаете с детьми?
- Атмосфера на занятиях - без наездов и эмоциональных всплесков. У родителей появляется дополнительный рычаг воздействия на детей: "Машенька, вместо занятий пойдешь на день рождения или в театр". Ребенок говорит:"Мама, ты что, у меня репетиция!" И родители через детей проникаются нашим микроклиматом. Атмосфера нужна не сама по себе, а ради творческого результата, на профессиональном уровне соответствующего детскому возрасту. На первый этап подготовки уходит два-три года кропотливой работы. Всем нужны уже подготовленные дети. А чтобы их немножко сделать подготовленными, надо потратить именно эти два-три года, не меньше. Самые маленькие занимаются два раза в неделю по полтора часа. У них ритмика, балетом это не назовешь, и основы современного танца. Чуть старше - три раза в неделю... Самые старшие занимаются четыре раза и уже по три часа. Плюс репетиции.
- Гладко говорите, но секрета все равно не выдаете.
- Методика основана на игре, отсутствии натуги. Мы детей не заставляем работать и играем бог знает во что: то мы космонавты, то мыши, то Белоснежки, и дети работают в классе полтора часа. Потом-то они понимают, что от них хотят работы над собой, красоты. Но они уже наши, с нами. Наши родители могут залениться, а дети - нет. У нас спрашивают: "Что вы делаете с детьми, почему они у вас такие раскрепощенные?" Наверное, потому, что они знают, что их точно не будут ругать.
За пятнадцать лет работы несколько наших детей поступили в МАХУ. Катю Лещенко (Недосейкину), в прошлом нашу ученицу, ныне педагога Театра-студии, приглашают в труппу современного танца Камерного балета "Москва". Показатель это или нет? Если наши выпускники захотят воспользоваться профессией, они смогут, и мне не будет за них стыдно.
Для работы в серьезных танцевальных проектах наш уровень годится. Солистка бельгийской компании Вима Вандекейбуса Лена Фокина довольна уровнем подготовки наших педагогов и детей. Митя Федотенко, ученик Огрызкова, солист многих ведущих танцевальных компаний Франции, тоже хочет поставить что-то на наших старших детей. Митя сказал: "После вашего концерта понял: слава богу, у современной хореографии в России есть будущее".
- На чьи предложения собираетесь откликнуться?
- Митя Федотенко в сентябре будет ставить на детей студии Николая Огрызкова, его родословная велит ему отдать долг сначала там. Потом мы. Дети от Лены Фокиной в восторге. Роман Андрейкин вырос как хореограф, и нам приятно, что этот прекрасный танцовщик, лауреат "Золотой маски", начал преподавать и ставить у нас. Лариса Александрова, лауреат "Золотой маски", как хореограф начинала и состоялась тоже у нас. Мы приглашали на свои концерты танцовщиков Камерного балета "Москва", артистов Имперского русского балета Гедиминаса Таранды, молодых артистов балета Большого театра.
За пятнадцать лет создано более пятидесяти миниатюр, поставленных разными педагогами, восемь полнометражных спектаклей, из них три детских. Без щеконадувательства - сегодня нам есть чем гордиться. Пока набирали и копили опыт, пришли к выводу, что наш путь - соединять современный танец с драматургией. Все встало на свои места, когда мы определили эту дорогу. Номинация нашего спектакля "Общежитие" в постановке Екатерины Кисловой на "Золотую Маску-2010" создала своеобразный прецедент. Впервые была номинирована работа, где большинство участников - наши воспитанники. В России вряд ли найдется еще одна школа танца, которая может похвастаться, что ее дети доросли до "Золотой Маски".
P.S. Спектакль Театра-студии современной хореографии "ЕДОКИ" в постановке Екатерины Кисловой выдвинут на соискание Национальной театральной Премии "Золотая Маска" в номинации "Лучший спектакль в современном танце". Показ спектакля "ЕДОКИ" в рамках фестиваля "Золотая Маска" состоится 15 апреля 2013 г. на сцене Московского драматического театра имени А.С. Пушкина.
Сайт театра-студии современной хореографии - www.moderndance.ru
Екатерина Васенина
Журнал "Культпоход"