Какое физическое качество самое главное?

Какое физическое качество самое главное?

Как учителя все время спорят по поводу того, какой урок важнее, так и физические качества все время соревнуются между собой. Если поспрашивать детей, да и взрослых тоже, какое физическое качество можно назвать самым главным, без которого очень трудно обойтись, еще не известно, что за ответы мы получим. Сила, быстрота, выносливость, гибкость… Но давайте попробуем разобраться, а что вообще мы сможем сделать, если наши движения не будут скоординированы? Да ничего! Такой категорический ответ — повод разобраться в том, что же такое «координация движений» и почему так важна она для детей.


Послушно ли детское тело?


По сути, речь идет об умении управлять всеми звеньями своего тела. Кажется, чего же тут такого? Ну, плохо я управляю своим телом, делов-то? Однако плохо управлять — значит, плохо ходить, плохо держать ручку, ложку, не говоря уже о каких-то более сложных действиях. Представим простой пример: на нас медленно едет машина (не дай Бог, конечно!). Чтобы увернуться, нужно применить силу, но как и куда мы ее применим, зависит от координации движений. Каким бы ни был сильным человек, если он не знает или не понимает, как напрячь ту или иную мышцу, как последняя работает, то никогда и с места не сдвинется, даже будучи самым великим силачом на свете. Или станет совершать невразумительные, непонятные движения, которые вряд ли помогут ему уйти с линии опасности. Да и быстрота с гибкостью тут не помогут: хаотичные движения просто окажутся быстрее. А выносливость в данном случае тем более не поможет.

Конечно, обращать внимание надо на все физические качества, но силу, выносливость и даже гибкость вполне можно развивать и в среднем школьном возрасте, и в старшем, а вот с координацией движений дело обстоит намного хуже. Если упустить нужный момент, то в дальнейшем добиться от ребенка хорошего результата будет намного сложнее.

Развитием координационных способностей малышей начинают заниматься еще в детском саду. Ребенок, однако, продолжает расти — меняются его сознание, восприятие мира и конечно же параметры тела. Если у взрослого человека на серьезные изменения, обычно уходят годы (появление животика или наоборот, похудение, например), то у детей все происходит очень быстро. Из этого следует, что ребенку постоянно приходится подстраиваться под свое тело, под новые физические возможности. А впереди — пубертатный период, когда дети меняются еще быстрее…

Специалисты считают, что все базовые умения, навыки, координационные возможности закладываются именно в детсадовский и начальный школьный периоды. В начальной школе заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, намного веселее и интереснее, а главное, эффективнее, чем в детском саду. Здесь дети уже лучше слушают учителя и могут выполнять упражнения не только по показу, но и по рассказу, что дает новый простор для усложнения и видоизменения привычных движений.


Включаем мозг!


Теперь посмотрим, что происходит на уроках физкультуры, когда выполняются тестовые и контрольные упражнениям. Каждый ребенок стремится быть лучше остальных, но порой у него не все получается. Кажется, что в прыжке в длину главную роль играет сила, но хорошее и правильное по технике отталкивание может дать гораздо лучший результат. Ведь если сильно оттолкнешься, но прыжок получится слишком высокий или слишком низкий, то далеко не улетишь. Нужно научиться находить золотую середину. А что в этом может помочь? Именно развитие координации движений. Исследования показали, что развитие координационных способностей у детей улучшает показатели по всем тестам и контрольным упражнениям (разве что с гибкостью дело обстоит несколько сложнее). Даже в подтягиваниях правильное напряжение рук или вовремя сделанное маховое движение может обеспечить гораздо более мощный и хороший подъем. Например, есть приемы выполнения подтягивания только за счет силы или маховых движений (махом можно подтянуться гораздо большее количество раз).

Так что хотим мы этого или нет, координация движений играет очень важную роль в нашей жизни. Кроме того, развивая координационные способности, мы развиваем свой мозг: в нашем организме все взаимосвязано. Недаром сейчас в американской армии предложено существенно сократить кроссовую подготовку, а больше внимания уделить именно развитию ловкости и координации движений.


Великолепная «шестерка»


Что же, собственно, это такое — координация движений? Если отвечать на этот вопрос без теоретизирований, а ограничиться сугубо практической информацией, мы получим такой перечень:

1. Способность к ориентации в пространстве, а точнее, способность удерживать произвольные и непроизвольные движения в нужном направлении; умение определять положение своего тела или его частей в пространстве (это легко проверить, закрыв глаза и попробовав сделать несколько простых движений — например, руки в стороны, вперед и т.п.: чем лучше развита способность ориентироваться, тем ровнее получается их держать)

2. Способность к равновесию, т.е. способность удерживать тело в равновесии или восстанавливать его

3. Способность уравновешивать предметы(например, удерживать вертикально гимнастическую палку на ладони)

4. Способность выполнять движения в заданном (или произвольном) ритме или, если говорить более сложно, — умение определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта на основе переработки слуховой, зрительной, двигательной и кинетической информации 

5. Способность к дифференцированию, т.е. способность осуществлять безопасное, точное, максимально экономичное движение. Особое внимание нужно уделять дозированному применению силы (в качестве примера можно привести эпизод из фильма, когда мальчик попросил у волшебника силу, и тот ему ее дал, однако малыш после этого не мог даже дверь открыть — ручку отрывал). Это качество еще можно назвать «мышечным чувством», основой которого являются точность, тонкость ощущения и восприятия при выполнении любых двигательных действий.

6. Способность к произвольному мышечному расслаблению. Речь идет об умении оптимально согласовывать напряжение и расслабление. Это очень важное умение: как известно, мастера в любом деле всегда умеют вовремя расслабляться (иначе сил на все не хватит).


Все движения — игра!


Координация движений, как мы выяснили, складывается из множества компонентов. Развивать надо каждый из них. И это задача не только для учителей физкультуры. Физкультминутки на уроках по общеобразовательным предметам еще никто не отменял: как утверждают зарубежные исследователи, они положительно сказываются на показателях интеллектуальной деятельности. Почему бы не добавить в физкультминутку и одно-два упражнения на развитие координации движений? Однако перекладывать заботу о развитии координации движений ребенка на школу полностью нельзя. Родители тоже могли бы принять участие в этом процессе. От них не потребуется ничего сверхъестественного — достаточно просто поиграть с ребенком. Немножко, хотя бы 2–3 минуты в день. Вот несколько игр, которые помогут и развить координацию движений, и весело провести время.


Зеркало


Родитель и ребенок встают напротив друг друга. Родитель выполняет различные движения руками или ногами (руки вперед, в стороны, правая вверх, левая вниз, круги прямыми руками и т.п.), а ребенок старается в точности их воспроизвести, но зеркально (если движение показывается правой рукой, ребенок выполняет его левой и т.д.). Начинать лучше с простых движений, делая их не очень быстро, чтобы ваше чадо успевало их повторять. Очень важно, чтобы и показывающий, и выполняющий старались выполнять движения максимально четко. Когда ребенок усвоит игру, он сам может стать ведущим и предлагать свои движения.


Запрещенное движение


Выбирается какое-то одно движение, которое в этой игре нельзя делать, — поднимать обе руки вверх, например. Взрослый показывает движения, а ребенок их повторяет. Потом, как бы невзначай, ведущий поднимает обе руки вверх. Если малыш повторяет это движение, т.е. ошибается, он проигрывает одно очко. Если детей много, то в наказание ошибающихся можно просить их делать шаг вперед. Так сразу будет видно, кто ошибся большее количество раз.


Не спеши


Эта игра посложнее. В ней ведущий, как обычно, показывает упражнения, а дети повторяют не то движение, которое он показывает в данный момент, а предыдущее. Вначале ведущий показывает первое упражнение. Никто ничего не повторяет. Затем он переходит ко второму упражнению, а дети начинают выполнять первое и делают его до тех пор, пока ведущий не начнет показывать следующее, и так далее. Тех, кто ошибся, тоже можно попросить делать шаг вперед.


Запоминаем временной отрезок


Для этого упражнения потребуется секундомер. Сначала договариваетесь с ребенком, какой временной отрезок будете запоминать. Пусть это будет, например, 15 секунд. Вначале ведущий командует «Внимание!» и засекает время. Пока время идет, он отмечает: «Прошло пять секунд… десять… пятнадцать» или показывает ребенку секундомер. Тот в свою очередь пытается запомнить этот промежуток времени (отсчитывать секунды про себя или просто ориентироваться на свои ощущения). Затем, после команды «Марш», ребенок сам старается отсчитать нужное время. Как только малыш решил, что 15 секунд прошли, он поднимает руку, а ведущий останавливает секундомер. Теперь можно посмотреть, насколько ребенок ошибся. С первого раза не получилось? Ничего страшного, попробуйте еще. Слишком легко? Увеличьте временной интервал (25–40 секунд вполне достаточно).

Это лишь некоторые игры, помогающие развивать координацию движений у детей. Творите, придумывайте и не давайте ребенку скучать. Ему должно быть интересно делать то, что приносит пользу.


Текст: Артем Патрикеев 


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
Подписка ПР