Коммуникабельный папа Максим Коновалов
Актер театра и кино Максим Коновалов запомнился зрителям по работам в блокбастере «Бумер», сериалах «Убойная сила», «Глухарь» и многим другим. А юным зрителям он особенно полюбился в комедийной роли Емельяна Палкина – хоккеиста из «Папиных дочек», ради которого, собственно, Людмила Васнецова, мать пятерых девочек, и оставила свою большую семью.
В реальной жизни Максим похож на своего героя разве что добрым нравом, открытой улыбкой и любовью к спорту.
Наша встреча состоялось на съемочной площадке одного известного сериала. В перерывах между кадрами Максим рассказал о своем необычном, но прекрасном детстве и на правах главы семейства поделился добрыми мыслями о воспитании детей.
Форс-мажорные обстоятельства
Я родился в 1975 году в Москве. Моя школьная жизнь, как и детство вообще, не похожа на жизнь среднестатистического мальчика. Мама умерла, когда мне было 7 лет. А до этого долгое время была парализована, поэтому нормального общения с ней я не знал лет с трех. Папа много работал и был вынужден отдавать нас со старшим братом-погодкой в лесные школы и различные интернаты на целую учебную четверть. Школы менялись настолько часто, что я не успевал привыкнуть ни к зданию, ни к коллективу. У меня нет понятия и представления о «первой учительнице». Видимо, потому, что в том возрасте просто не сумел запомнить калейдоскоп новых лиц. Уже в первом классе я остался на второй год: у меня случилось двустороннее воспаление легких, перешедшее в бронхиальную астму. Я на полгода выпал из учебного процесса, а потом – новый учитель и новый коллектив. В общем, необычный фундамент. Однако я убежден, что годы учебы в школе – интереснейший этап в жизни каждого человека независимо от сопутствующих обстоятельств.
– Вы сказали, что из-за проблем со здоровьем оставались на второй год. А потом удалось наверстать упущенное в учебе?
– Учился я не очень хорошо и потом. Точные науки мне категорически не давались. Однако моей любимой учительницей была Кутузова Татьяна Николаевна, она вела алгебру и геометрию. Благодаря ей я понял, что самое ценное качество для педагога – способность видеть в ребенке личность, а не машину для получения хороших отметок. Она «увидела» и поверила в меня, несмотря на отсутствие математических способностей! Мы с ней, между прочим, дружны по сей день.
– Частая смена коллектива и школ как-то сказалась на Вашем становлении? Вы производите впечатление очень «легкого» человека, а на самом деле Вам как живется?
– Форс-мажорные обстоятельства помогли мне стать коммуникабельным и закаленным человеком, что пригодилось и в профессии. И должен признаться, никакого негативного отпечатка или обиды, что мое детство прошло именно так, у меня не осталось. Возможно, потому что наш отец сделал все, чтобы проведенное вместе с ним время компенсировало отсутствие каких-то важных для детей моментов и неудобства. Мой папа был тогда заслуженным мастером спорта СССР по бадминтону, чемпионом Советского Союза, однако ради нас он оставил карьеру спортсмена и ушел на более тривиальную, но подходящую для семьи работу.
– А когда папа забирал Вас с братом домой на каникулы, Вы проводили время с ним или с бабушками и дедушками?
– С папой. Даже если на летние каникулы мы уезжали к бабушке, папа старался каждый день нас видеть. Наше с ним общение было очень содержательным. Он мог накупить нам сладостей, включить мультик, посадить у телевизора, и мы были бы довольны. Но он использовал каждую минуту с пользой, чувствуя, видимо, вину, что мы так редко видимся, и досаду, что он ничего не может изменить. Отец тщательно продумывал познавательно-развлекательную программу: мы обошли все цирки, музеи и театры; он приучил нас к спорту, заложил в нас стремление к здоровому образу жизни.
– В воспитании собственных детей Вы пользуетесь его методами?
– Да, конечно. Мне очень близка его система воспитания, и результат говорит сам за себя: ни я, ни мой брат не пошли по «кривой», всего добились в жизни сами, своим трудом и намереньем. Брат окончил финансовую академию, я – театральный институт. Я на всю жизнь запомнил папины слова, и, может быть, именно они стали для меня установкой. Он сказал: «Если вы начнете курить и пить, буду считать, что свою жизнь прожил зря!» Я даже не пробовал курить. В свободное от школы время занимался спортом и ходил на кружки по выжиганию, что-то выпиливал, делал всевозможные подставки под цветы. Сейчас нахожу их и удивляюсь, как умудрился такое в 8 лет смастерить?!
– А маму помните?..
– Очень плохо. Я помню, как навещал ее в больнице. Последний раз видел маму, когда учился в 1-м классе. Она попросила меня почитать букварь, а я… убежал. Сейчас как-то даже грустно: почему не почитал? Наверное, застеснялся.
– А в каком возрасте Вы поняли, что хотите стать артистом?
– Лет в 15. И стал целенаправленно двигаться в этом направлении. Из-за внешнего сходства с Савелием Крамаровым меня часто называли: «Крамаров!» Может, и это сыграло какую-то роль в выборе профессии. Хотя я по своей сути совершенно другой человек и эксплуатировать его образ не собирался. Слава богу, природа дала не только сходство с гением, но и индивидуальность – у меня ведь тоже много комедийных ролей...
Но вернемся, так сказать, к истокам, к школьным годам. Я стал искать любую возможность, чтобы сниматься в кино: каждый день звонил на Мосфильм и интересовался, не нужен ли человек в массовку. И однажды меня позвали! Снимали фильм про войну 1812 года. На кастинге было около 300 человек, но режиссер подошел именно ко мне и предложил роль – при условии, что я знаю английский. Я не растерялся и сказал, что знаю. Тут же нашел в толпе человека, знающего язык, он мне прочитал текст, я записал русскими буквами английские слова и быстро выучил – благо память хорошая. В общем, я не упустил шанс.
– Максим, Вы – многодетный отец. У Вас сын Миша 11 лет и две дочки – Ира 9 лет и Машенька, которой только 2,5 годика. Какой Вы папа, как считаете?
– Об этом лучше рассказали бы мои дети. Жена Светлана ругает меня за излишнюю мягкость. В нашей семье я – этакий добрый полицейский. Мама может пожурить, а я не умею. Пытаюсь им все спокойно объяснить, хотя слушают, конечно, не всегда, а вот добротой моей пользуются… (Смеется.)
– Вы похожи в этой роли на своего отца?
– Да, я, как и мой папа (теперь он уже дедушка, которого обожают внуки), стараюсь все свободное время проводить с детьми интересно и полезно. Несмотря на плотный рабочий график, имею возможность общаться с сыном и дочками и утром, и вечером. Исключая те дни, когда съемки в других городах. Все мы – любители активного отдыха. Летом, например, семья была на море, куда я к ним приезжал между съемками, а потом мы все вместе отправились к друзьям в… Тамбов, где удалось и порыбачить, и в лесу погулять, и даже в цирк тамбовский сходить.
– А в каких школах учатся Ваши старшие дети? Как подбирали?
– Миша учится в замечательной школе: в классах по 7–8 человек, индивидуальный подход, воспитание в духе дворянских традиций, великолепные педагоги. Но сын попал в нее по состоянию здоровья – это школа надомного обучения. Ира же получает знания в самой обычной школе. Мы не искали ей чего-то особенного и не шли «на учителя», как это сейчас делают многие. Просто нашли школу около дома. Ну а у маленькой Машеньки все впереди…
– Кого Вам легче воспитывать – девочек или мальчиков?
– Я никого не выделяю, стараюсь быть ко всем справедливым. Не могу сказать, что кого-то – легче, а когото – сложнее. Разве что само отношение к мальчикам и девочкам разное. Мальчик – продолжатель рода, защитник… Для меня очень важно, чтобы сын не обижал сестер и вообще девочек. Отношения мужчины с мужчиной бывают разными. Порой надо применить силу и постоять за себя. Хотя я сторонник разрешения конфликтов мирным путем. А вот сестер, маму, жену обижать нельзя. Только заступаться! Вот это хочу привить сыну в первую очередь.
А девочки…(счастливо улыбаясь), знаете, я категорически не согласен с тем, что все мужчины хотят сына! И не понимаю мужчин, которые не рады рождению дочери – обижаются, впадают в депрессию. На самом деле рождение девочки – это ни с чем не сравнимый кайф!
– Бальзам на душу всем мамам дочерей! А что, по-Вашему, самое действенное в процессе воспитания?
– Только личный пример родителей имеет смысл и практическое значение. Ну как можно курить и говорить при этом ребенку, что делать это плохо!? Или заставлять детей читать, при этом ни разу не взяв при них в руки книгу?!.. В воспитании важна не теория, а практика.
– Вот мы и коснулись актуальной темы… Сами в детстве много читали?
– Признаюсь, мало. Мне всегда хотелось побегать и погулять. Я стал читать, поступив в театральный институт, и тогда открыл для себя новый мир! Перечитал всю мировую литературу. Надеюсь, мои дети тоже познают настоящую любовь к чтению. Сейчас старшие дети не отказываются читать, и это уже радует. А маленькой читаем сами… Это, я вам скажу, двойное удовольствие!
К сожалению, у сегодняшнего поколения ребят много времени и энергии забирает компьютер. Скажу вам честно: я его не люблю! С этой «машинкой» в нашей семье больше «дружит» жена. Когда в 90-е годы появился Интернет и гаджеты, я потерял массу друзей… Вместо того чтобы общаться живьем, люди с головой ушли в виртуальный мир. Я в шоке от того, что рассказывают мои дети! На школьной прогулке из всего класса только трое детей бегают, прыгают и общаются друг с другом. Остальные сидят на лавках и давят на кнопки. Однако я всегда учу своих дочек и сына отделять зерна от плевел.
Справедливости ради надо сказать, что в компьютерном мире есть толк. И немалый. Я не против развивающих игр, сбора полезной информации и т. д. Я против ухода в «стрелялки» и в виртуальное общение. Столько прекрасных подвижных и интеллектуальных игр! Кстати, поделюсь с вами радостью. В начале лета, когда мои дети уезжали с мамой на море, я сделал им сюрприз: во дворе нашего дома поставил детскую площадку с тренажерами. Теперь ребятня будет чаще двигаться и меньше времени проводить за гаджетами. Тем более вокруг так много интересных вещей и прекрасных реальных людей!
– А телевизор в семье актера смотрят?
– Несмотря на свою профессию, убежден, что просмотр ТВ надо ограничивать, а кое-что вообще не позволять смотреть детям. Я с удовольствием посмотрю сам и включаю сыну и дочкам каналы «Дискавери», «Дисней», «Карусель». Еще мы смотрим наши добрые советские мультики и фильмы.
– Вы думаете, малышне XXI века это так же интересно, как и нам?
– Конечно! Все дети изначально эмоциональны, открыты, наивны. Им надо вовремя предложить хорошее для формирования вкуса. Когда мы показали маленькой дочке мультик про Мамонтенка – она плакала от переизбытка чувств. Теперь постоянно просит его включить. Спрашиваем: «Плакать не будешь?» – она обещает не плакать, но все равно слезы рекой, как только звучит известная песня.
– Как трогательно! Она переживает, что мамонтенок не найдет маму?..
– Да, хотя уже знает, что найдет. Может, красивая песня задевает за живое... Но я рад. Дочка плачет от хороших, правильных чувств! Она умеет сопереживать!
И это, кстати, еще одно прекрасное качество, которое мы с женой стараемся развивать в детях. Без него человеку трудно жить.