Алла Довлатова всегда на стороне детей

Алла Довлатова всегда на стороне детей

Одна из ведущих телешоу «Девчата» на канале «Россия» Алла Довлатова – мама троих детей. Ее старшая дочь Даша учится в 7-м классе, сын Павел пошел во 2-й, а младшая Саша – еще дошколенок, ей только 4 года. Телезрители знают, что Алла – весьма эмоциональная и энергичная особа. С таким же горячим энтузиазмом она воспитывает и своих детей.



Первоклассные страдания


– Алла, сейчас ваш сын уже второклассник. А год назад он хотел идти в школу? 

 
– Да, но только он не понимал, что это такое. Когда Паша осознал, что школа – не развлечение, а работа, сразу ее разлюбил. И заниматься уже не хотел. Когда дети приходят в 1-й класс, они из детства сразу попадают во взрослую жизнь. Думаю, в свое время нам тоже было тяжело пережить эту перестройку. В детском саду ребятишки привыкают воспринимать новые знания в игровой форме. В школе же их сразу начинают учить в жесткой, серьезной, взрослой манере. Но все дети разные. Одни нацелены на учебу, правда, таких очень мало. Другие просто собранны и усидчивы. А есть ребятишки, которые просто не в состоянии усидеть на одном месте. Они эмоциональны и несобранны, любят только играть и ничего не делать. Мой сын к последней категории как раз и относился. По этой причине ему, конечно, тяжело было адаптироваться в школе. Все дела, которые требовали труда, вызывали у него отторжение. Поэтому в школе он сначала настолько чувствовал себя не в своей тарелке, что замкнулся, стал молчаливым, перестал общаться со сверстниками. Не разговаривал даже со своим другом, с которым они в одной пятерке.
(Сын Аллы Довлатовой играет за детскую хоккейную команду «Серебряные акулы». – Ред.) Хотя во время тренировок все было по-другому. О том, что Паша ведет себя в школе неадекватно, сообщили мне его учительница Любовь Александровна и завуч школы, тоже очень опытный педагог. Они позвонили и спросили:

– А знаете ли вы, что ваш ребенок сидит в классе тихонечко и ни с кем не общается? 

 
Я от всего сердца удивилась:
– Да вы что?! Паша ведь просто волчок! У него в одном месте пружинка! Он не может усидеть на месте. 

 
Учителя ответили мне, что и сами понимают, что мой сын не может быть таким по своей природе. Поэтому надо что-то делать. 

 
– Как вам удалось справиться с ситуацией? 

 
– Для начала мы с Пашей сходили на прием к психологу – Любовь Александровна сказала, что ей нужны результаты тестирования, чтобы понять, в чем именно заключается проблема. Выяснилось, что мой сын прекрасно понимает все то, что ему объясняют в классе. Просто он относится к той категории детей, которые упорно не хотят взрослеть. Потребовался почти год, чтобы приучить Пашу работать в школе. И я очень благодарна за терпение и внимательность его первой учительнице. Нам очень повезло, что мы попали именно к ней. Могу сказать, что, как только сын адаптировался к учебе, он стал общаться с одноклассниками, у него появились друзья. В этом году Павел с удовольствием пошел во 2-й класс. Теперь он учится без каких бы то ни было негативных эмоций. Хотя год назад даже плакал, говорил, что не хочет идти в школу. К счастью, все трудности удалось преодолеть. 

 
– Вы сами заметили, что ваш ребенок изменился? 

 
– Нет. Я скажу вам больше: замкнутым и молчаливым я не видела его никогда. Таким он был только в школе. Просто со временем сын стал адекватным и в классе: жизнерадостным, веселым ребенком. Дома он всегда был таким.


Усредненное образование -это неправильно!

 
– Когда мы учились, школьный уклад был совсем другим. Какие нововведения лично вам не по душе? К примеру, сейчас многим родителям не нравится то, что детям приходится слишком много времени тратить на учебу. 

 
– Какими должны быть методики обучения в начальной школе, лучше знают профессионалы. Я же могу рассуждать на эту тему только как дилетант. Но мне хотелось бы, чтобы как можно больше знаний ребенку давали в школе и как можно меньше задавали уроков на дом. Думаю, что школьная форма – это правильно. Она сохранилась только в начальных классах. Между тем в самых престижных учебных заведениях планеты в Америке, в Европе – везде есть школьная форма. Только у нас: ходите, в чем хотите! В результате одни ученики одеты, как царственные особы, другие – как гопники. Такое положение дел рождает зависть среди детей, нездоровую конкуренцию и в конечном итоге приводит к отсутствию дисциплины и бардаку. Я за то, чтобы школьную форму ввели обратно.


И еще. Я не работник образовательной системы, и, возможно, мое мнение не просто субъективно, а попахивает дилетантством, но лично мне ЕГЭ не нравится! Если бы меня в свое время заставили его сдавать, я бы не была от этого в восторге! Помню, последние школьные годы я углубленно изучала русский, историю и литературу, потому что понимала: чтобы поступить в Санкт-Петербургский университет, который входит в десятку самых лучших университетов Европы, нужно знать эти предметы значительно лучше, чем их давали в рамках школьной программы. 


К тому же я уже старшеклассницей работала на радио, и на точные науки у меня не хватало времени. Поэтому я сдавала выпускные экзамены по математике при помощи шпаргалок. А если бы мне пришлосьсдавать ЕГЭ, да еще в таких жестких условиях, когда невозможно списать, я бы не смогла добиться того, чего добилась на сегодняшний день. Мне повезло! Я смогла пройти великолепную школу на ленинградском радио и получить блестящее гуманитарное образование в университете. И все благодаря тому, что я не распылялась.

Я – против усредненного образования! Оно должно быть глубоким! Если ребенку, например, не даются физика и математика, но интересны история и литература, значит, не нужно насиловать его мозг. Заставлять зубрить – это чудовищно! От «знаний», полученных подобным способом, не останется и следа уже через год. А время будет потрачено впустую. Про стресс, в котором пребывают все старшеклассники нашей страны, я вообще не говорю! 


Одна надежда на министерство здравоохранения: может, они смогут настоять на том, чтоб обязательный ЕГЭ был отменен как вредный для здоровья молодежи. Я считаю, что по непрофильным предметам вполне достаточно годовых контрольных. А по профильным – пожалуйста, пусть будет ЕГЭ. Но на выбор! Здорово будет, если ребенок сам выберет, по какому предмету ЕГЭ сдавать, а по какому – нет!


Мудрость Фрекен Бок


– Вам приходится делать с вашим сыном Павлом уроки? 

 
– Мне – нет. Как я уже сказала, я противник дилетантства. Считаю, что всяким делом должны заниматься профессионалы. Во-первых, мой ребенок ходит на дополнительные занятия. А во-вторых, у него есть няня, которая профессионально делает с Пашей домашние задания. 

 
– Чему ваши дети учатся на дополнительных занятиях? 

 
– Иностранным языкам. А самыми главными предметами в школе, по моему мнению, являются история, русский и литература. 

 
– Ваши дети осваивают не только английский? 

 
– Да, моя дочка изучает французский. И ругает меня за это, потому что ей больше нравится немецкий. Даша говорит, что он более перспективен в Европе. На что я ответила: можешь выучить еще и немецкий. Чем больше дочка будет знать языков, тем более широкие горизонты перед ней откроются. 

 
Вас в детстве родители заставляли учиться тому, чему вам самой не очень хотелось? 

 
– Как и многих детей в мое время, меня заставляли заниматься музыкой. Во всем же остальном я всегда делала только то, что я хотела. На меня где сядешь, там и слезешь! Заставить меня нельзя, такой уж характер. Я всегда могла схитрить: сделать вид, что послушно выполняю распоряжение взрослых, а на самом деле его проигнорировать. 

 
– Дети часто терпят от взрослых много несправедливостей. И обещают себе, что когда вырастут, никогда не будут обижать своих будущих ребятишек. В вашей жизни нечто подобное было? 

 
– Что вы! Мои родители – это подарок судьбы! Я каждый день благодарю Бога за то, что я родилась в их семье. Это лотерейный билет на огромное количество миллиардов. Поэтому никогда в жизни в моей голове таких мыслей не возникало. Всегда мама и папа были ко мне абсолютно справедливы. Считаю, что они дали мне максимум того, что могли. Если я хотя бы наполовину смогу быть таким же хорошим родителем, как мама и папа, это уже будет неслыханным счастьем для моих детей. 


– Ваша семья имеет отношение к спорту (отец Аллы Александр Евстрахин – президент Федерации хоккея Санкт-Петербурга. – Ред.). Как вы к спортивному воспитанию своих детей относитесь?
 

 
– Как я уже сказала, мой сын занимается хоккеем, причем профессионально. Как вы понимаете, это было предопределено. У него по 6 тренировок в неделю. А дочку в свое время я перегрузила. С 4 лет я отдала ее и в теннис, и на плаванье. Это была ошибка, которую с младшими детьми я уже не повторю. Даша – не очень спортивная девочка, зато талантлива в других областях. Она эмоциональный, творческий ребенок. В принципе, спортсменкой моя дочь никогда бы и не стала. 

 
– Сейчас она спортом занимается или наотрез не хочет? 

 
– Даша прекрасно плавает. Она будет настоящей барышней, истинной женщиной, которая привыкла заниматься физическими нагрузками для здоровья и для красоты тела.

 

 

– Мешают ли хоккейные тренировки вашего сына его учебе?

– Пока что нет. Знаете, в Москве есть одна престижная детско-юношеская школа. Так там на замечание родителей 7-летнего ребенка о том, что их сын не может прийти на тренировку, поскольку в это время у него уроки, тренер может позволить себе ответить так: «Выбирайте: либо вы учитесь в школе, либо играете в хоккей!» Слава богу, мы занимаемся в клубе «Серебряные акулы», где работает прекрасный тренер – Дмитрий Михайлович Тепляков. Я очень благодарна ему за то, что его тренировочный процесс не мешает учебе. И мне стыдно, что есть клубы, в которых калечат судьбы детей.


Выдающийся спортсмен может получиться один из всех ребят одного года рождения. Всем остальным придется осваивать другие профессии и добиваться успехов на ином поприще. Но, если дети все время станут отдавать хоккею, у них не будет даже элементарных знаний, необходимых для полноценного развития. По-моему, это кошмар! Родители,которые рвутся в подобные команды, конечно, совершают грандиозную ошибку. Мне искренне жаль их сыновей! Образование – главное, что мы можем дать нашим детям, это их перспектива. 

 
– Возьмем гипотетическую ситуацию: допустим, спорт стал мешать школе. Как вы поступите? 

 
– Я обязательно выберу образование. Но занятия спортом и учеба не могут друг другу противоречить. Возьмем для примера Александра Сергеевича Якушева. Это не только выдающийся хоккеист, но и умнейший, интеллигентнейший человек. А Вячеслав Александрович Фетисов?! Эти люди добились блестящих результатов в спорте и при этом получили хорошее образование. Тот же Фетисов долгие годы возглавлял Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Если бы человек плохо учился в школе, думаю, он не смог бы руководить такой огромной системой. Что я могу сказать? У этих людей были хорошие тренеры! 

 
– Алла, положа руку на сердце, скажите: трудное ли дело растить сына и дочек? 

 
– Если верить Фрекен Бок, которую гениально озвучивала Фаина Раневская, то очень. Помните, она говорила: «Какая это мука – воспитывать детей!» Конечно, быть родителем – нелегкое занятие, потому что все хорошие дела требуют усилий и большой самоотдачи. А еще хорошие мамы и папы все время должны заниматься своим внутренним ростом. Потому что лучший метод воспитания – это собственный пример.


Растить ребятишек, конечно, труд, но в то же время удовольствие и огромное счастье.

Это я как мама троих детей вам говорю!

Текст: Наталья Южина


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 


Подписка ПР