Александр Зацепин: Знания всегда пригодятся!
В минувший четверг, 13 октября, в уютном пространстве Zagato Moscow состоялась пресс-встреча с Александром Сергеевичем Зацепиным. Кто не знает его песен «Есть только миг», «Любовь одна виновата», «Ищу тебя», «Песня про зайцев» и др. В копилке 90-летнего юбиляра большой опыт работы и с детскими фильмами и мультфильмами. «Первоклассные родители» побывали на встрече и расспросили маэстро о его творческом пути и перспективах.
- Александр Сергеевич, расскажите, пожалуйста, какие произведения Вам больше всего запомнились при работе над детским репертуаром?
- Больше всего мне понравилось работать над мультфильмом для детей и взрослых «Фильм. Фильм. Фильм», «Красная палата» и очень была интересная работа над новым детским балетом по мультфильму «Тайна третьей планеты».
- А когда мы сможем услышать и увидеть новый балет?
- Сегодня-завтра я должен встречаться с балетмейстером по вопросам постановки балета «Тайна третьей планеты», но точную дату не назову, не знаю… Но вы можете уже посмотреть и послушать мои новые произведения для взрослых – это мюзикл «31 июня», «Айвенго».
- Вам больше нравится работать над взрослыми произведениями или детскими?
- У меня нет предпочтений. Мне нравится писать музыку и для детей, и для взрослых. У каждого произведения своя атмосфера, своя концепция, настрой.
- Александр Сергеевич, Ваш папа хирург, а мама педагог, кто Вас привел в музыкальную школу? И как вообще строилась Ваша карьера?
- Я родился в Новосибирске. В музыкальную школу меня привела мама, но папа был не против. Он считал, что мне нужно дать хорошее музыкальное образование и учить языки. Родители с малых лет начали приучать меня к музыке. Купили пианино, чтобы я занимался. Они тогда и не мечтали, что я буду музыкантом, а уж композитором и подавно. В общем, сначала мне наняли преподавателя, потом я пошел в музыкальную школу. Учился с удовольствием, и уже в третьем-четвертом классе я начал сочинять какие-то мелодии. Помимо музыки я страстно увлекался радиотехникой – собирал приемники, паял ламповые усилители, но у меня очень плохо с математикой, поэтому поступать в техникум не стал.
Так и сложилось у меня с музыкой. После школы я попал в армию, где участвовал в самодеятельности, играл на рояле, позже освоил аккордеон и кларнет. Потом меня направили работать киномехаником, и после сеансов в фойе я играл на танцах, а позже меня направили в ансамбль песни и пляски Новосибирского округа.
- Когда Вы сочинили Ваше первое серьезное музыкальное произведение?
- Это было уже после армии в Алма-Атинской консерватории, где я учился на композиторском отделении. В то время я написал балет «Старик Хоттабыч», который в местном театре шел лет пятнадцать. Вот и пошло.
- А как Вы попали в мир кино?
- Мой мир кино начался со случайного знакомства c кинорежиссером Леонидом Гайдаем. Когда Гайдай работал над фильмом «Бриллиантовая рука» он поссорился с композитором Никитой Богословским. После ссоры Гайдай начал поиски нового композитора, а в тот момент была популярна моя песня «Небо синее-синее», и жена Гайдая Нина Гребешкова посоветовала мужу встретится со мной… Так и состоялось наше знакомство, после которого и начался наш совместный творческий путь. С Леонидом Гайдаем было работать одновременно и трудно, и интересно. Человек он был творческий, неординарный, вспыльчивый, но сотрудничество с Гайдаем – одно из самых ярких моих впечатлений.
- Александр Сергеевич, а Вам пригодились знания в радиотехнике? Вообще, знание – это сила?
- Конечно! Знания всегда пригодятся. Мое увлечение радиотехникой не только пригодилось, но и помогло мне. Ведь я же не только сочиняю музыку, я в одном лице и композитор, и оранжировщик, и звукооператор, и звукорежиссер. Каждый звук важен в процессе работы над фильмом или мультфильмом. Откуда взять звук, как его записать, чтобы озвучить тот или иной момент – целая наука. Однажды мне пригодился звук сворачивающегося сантиметра – можете себе представить!
Для создания качественного звука я сам сделал дома звукозаписывающую студию (вторая по технической оснащенности в СССР, - прим. ред.). Все оборудование и конструирование данной студии приходилось делать самому, и без технических знаний я бы этого не смог реализовать. В этой студии были записаны все песни Аллы Пугачевой. Многие не верили, что мне удалось создать самому студию звукозаписи, но когда я приглашал туда, все сомнения отпадали. Мне очень хотелось сделать все качественно, и благодаря знаниям это получилось.
- А кто ваш главный критик?
- Моя дочь, она всегда говорила так, как есть, не боялась поругать. Конечно, я иногда обижался, но все замечания были по делу. Однажды она пришла со школы и сообщила, что мальчики в ее классе сказали, что я пишу музыку не для нашего поколения. Как меня это задело!!! Я переслушал всю современную музыку, начал искать что-то в ней особенное. И нашел интересные моменты для себя. И даже стал сочинять в этом стиле. Так в поисках нового я написал музыку к фильму «31 июня», так я «вырос».
- Ваша дочь музыкант?
- Нет, она училась в музыкальной школе, но стала переводчиком.
- Если сравнить технические возможности: сейчас проще написать музыку или наоборот сложнее?
- Проще! Благодаря техническому прогрессу музыкальный процесс стал проще. Например, для фильма «Бриллиантовая рука» при озвучивании эпизода рыбалки мне нужно было расписать хронометраж до миллисекунд, сейчас же это автоматический процесс. Я знаю, в какой момент и какой звук нужно создать. Поэтому технический прогресс помогает и упрощает процесс, хотя без вдохновения никуда. Однако даже технический прогресс не решил проблему нехватки времени. Мне так его не хватает! Хочется много всего попробовать.
- Какое Ваше желание?
- Чтобы в сутках было больше часов, чтобы я все успевал!
- Александр Сергеевич, большое спасибо за интервью. Желаем Вам крепкого здоровья и творческих успехов!
Напоминаем, что 8 ноября 2016 года в Государственном Кремлевском Дворце состоится юбилейный творческий вечер, посвященный 90-летию композитора, Народного артиста России Александра Сергеевича Зацепина. Все звезды поздравят юбиляра. Организаторы обещают много сюрпризов.
Текст: Елена Абрамова