Зачем человеку каникулы? Организуем летний отдых ребенка
Лето – то волшебное время, которое ждут практически все без исключения. Мы строим планы, как поедем к морю, как закончим наконец ремонт в гостиной, вырастим на даче новый сорт гладиолусов, съездим в гости к друзьям и родным, прочитаем массу книг и пересмотрим любимые фильмы.
Наши дети тоже ждут лета. Они более благодарны и непритязательны, чем взрослые. Они не строят каких-то особенных планов, а их желания, как правило, не требуют больших финансовых вложений. Они вполне счастливы от того, что не нужно наконец делать уроки, рано вставать и каждый день при любой погоде и при любом настроении шагать в школу. Но каждому родителю хочется, чтобы лето прошло для ребенка с максимальной пользой. И чтобы чадо отдохнуло, и чтобы здоровье его укрепить, и чтобы без дела не слонялся, и чтобы непременно развивающе-обучающий эффект присутствовал!
Как же все это организовать? И как достичь баланса между пользой и удовольствием? Попробуем разобраться.
Безусловно, каждый ребенок индивидуален, и организация каникул зависит от его характера, темперамента и предпочтений.
Но есть главное правило: во время каникул у маленького человека обязательно должна быть возможность хотя бы иногда НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. Ну, то есть делать то, что ему хочется. Поваляться на диване, погулять с друзьями, поиграть в компьютерные игры или посмотреть телевизор, не ездить на экскурсии каждый день, если не очень хочется. Вообще-то, неплохо, если это правило работает и в течение учебного года, ну а летом – тем более.
Лето в городе
Каждому родителю известно, что в каникулы очень желательно отправить чадо на свежий воздух, подальше от городского смога, расплавленного асфальта и суеты. Однако порой случается, что нет возможности вывезти куда-то детей на все лето. Отпуск мам и пап значительно короче каникул, на даче ребенка оставить не с кем, а смена в лагере начнется только в августе. Хороший выход в данном случае – городские лагеря. Они сейчас активно организуются при школах и различных детских центрах. По сути, это «продленка», но без уроков. Распорядок дня – с традиционным трехразовым питанием: завтрак – обед – полдник. В течение дня – экскурсии, развивающие занятия, походы в кино, прогулки. Вместо традиционного лагерного «тихого часа» – спокойные мастер-классы вроде лепки или конструирования. Безусловно, такой вариант нельзя назвать полноценным летним отдыхом (все-таки дети находятся в черте города), но с точки зрения интересного и полезного досуга – вполне! Городской лагерь также может быть хорошей «тренировкой» для ребенка, не очень уверенного в себе, испытывающего трудности в самораскрытии, общении со сверстниками. Это возможность пообщаться в неформальной обстановке и разных творческих, нестандартных ситуациях со знакомыми ребятами и педагогами.
Кроме школьного лагеря аналогичные проекты реализуют различные детские клубы, студии. Как правило, такие городские лагеря являются тематическими, профильными, а значит, позволяют подобрать для ребенка форму досуга, соответствующую его интересам: биология, архитектура, развитие лидерских качеств, прикладные ремесла и многое другое. Смена в городском лагере может быть хорошей подготовкой к самостоятельной поездке в лагерь вдали от дома.
Поездка в лагерь
Отличная возможность для ребенка стать самостоятельным, научиться решать проблемы и выходить из конфликтных ситуаций, общаться со сверстниками, а также старшими или младшими по возрасту. В результате у маленького отдыхающего существенно повышаются самооценка и уверенность в своих силах. А ситуации для раскрытия и реализации творческого потенциала вообще лучше не придумать!
Однако к выбору лагеря и организации такой формы досуга для ребенка надо подойти максимально серьезно:
- важно, чтобы лагерь обладал какой-либо тематической направленностью – был учебный, творческий, научный, археологический и так далее. Это гарантия того, что с детьми будут работать по хорошо продуманной и утвержденной программе. Кроме того, в этом случае больше шансов для ребенка найти друзей по интересам;
- если ваш ребенок пока слишком мал (до 10 лет) или стеснителен, не имеет навыков общения со сверстниками или несамостоятелен, не спешите отправлять его в лагерь. Очень может быть, что вместо опыта общения он получит большую порцию стресса, усугубляемую отдаленностью от дома. В этих случаях лучше пройти «психологическую подготовку» в городских лагерях или других организованных группах, где дети могут неформально общаться между собой;
- постарайтесь получить максимум информации о лагере. Используйте для этого сайт, форумы, где можно почитать отзывы, ознакомительные встречи;
- максимально подробно заполните родительскую анкету. Как правило, помимо формальных вопросов, там могут спросить про интересы, хобби, способности, особенности характера вашего ребенка. Чем больше вожатые будут знать о вашем чаде, тем легче им будет найти к нему подход и создать максимально комфортные условия.
УДачный отдых
Обычно, по мере взросления детей, этот возглас становится все менее и менее восторженным. Подросткам на даче становится скучно, если нет соседей-сверстников. К тому же, на даче зачастую еще и работать приходится… Это естественно для подрастающего поколения – не любить то, что хоть как-то ограничивает его свободу. А вот для ребят помладше дачные каникулы обычно в радость. Можно свободно бегать где угодно, пачкаться, возиться в песке, обнаруживать новые виды жуков и наблюдать, как созревают фрукты и ягоды. А уж если рядом с дачным поселком есть лес и водоем – то счастью вообще нет предела!
Хорошо, если время совместного пребывания на даче вы используете для того, чтобы чему-то научить ребенка. Где как не в лесу, в саду или на грядках применить знания, полученные на уроках «окружающего мира»? И именно в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте можно приучать маленького человека к труду: в этот период помогать взрослым является естественной потребностью и сильным стремлением малыша. Важно, чтобы это было не наказанием («пока не польешь огурцы – не пойдешь кататься на велосипеде»), а возможностью сделать что-то вместе. А еще отдых за городом – огромное пространство для создания разных семейных традиций: походы в лес, посиделки у костра, празднование летних дней рождения (или других дат, которые можно придумать самим).
Туристические поездки
Путешествия – пожалуй, самый надежный способ получить массу ярких впечатлений за относительно короткий период. К сожалению, взрослые, планируя поездку в отпуск всей семьей, не всегда учитывают интересы, потребности и возможности детей. Мало кто из пятилеток (да и многих 13–14-летних подростков) получит удовольствие, гуляя несколько часов по древним пещерным храмам или рассматривая красоты баварских замков. Чем младше ребенок, тем важнее для него возможность подвигаться, что-то потрогать, полазать, поплавать, покататься, поучаствовать в интерактивных программах, мастер-классах (кстати, такие программы часто организуются во многих крупных музеях мира).
Учиться всегда пригодится? |
|
Нужно ли, чтобы чадо занималось во время каникул? Иногда это бывает необходимо. Например, если у ребенка остались «пробелы» с завершившегося учебного года. Или вы, зная особенности своего сына или дочери, предполагаете, что к 1 сентября он начисто утратит всю способность к систематическому интеллектуальному труду, хотя учится в целом неплохо. Родители обычно прибегают к разным стратегиям организации занятий во время каникул. Кто-то предпочитает предоставить полную свободу в июне-июле, а август полностью посвящает урокам. Подобный вариант приемлем для школьников, не имеющих явных учебных проблем, но с трудом «въезжающих» в учебный процесс после каникул. Правда, это не означает, что каникулы для таких детей заканчиваются 1 августа. Занятий должно быть немного, чтобы оставалось время и пространство для отдыха (вспоминаем главное правило). В этом случае очень важна регулярность. Заниматься понемногу, в целях профилактики, но каждый день (в крайнем случае – через день). – Если ребенок имеет устойчивые учебные трудности, то заниматься лучше в течение всего лета (пока не утрачены те, что получены в учебном году), но небольшими, «гомеопатическими» дозами. Не надо стремиться повторить весь изученный объем, лучше сосредоточиться на проблемных сферах. – Совершенно неэффективная стратегия – «пройти» программу будущего года обучения, «чтобы с сентября было легко – материал-то уже будет знакомый». В этом случае мы не только перегружаем чадо во время летних каникул, но и сильно снижаем учебную мотивацию, «убивая» новизну материала. – Здорово, если необходимый материал вы осваиваете с ребенком в какой-то нестандартной форме – интересных заданий, провокационных вопросов, дискуссий, задач на смекалку. Тогда этот процесс превращается в развитие, а не «натаскивание к 1 сентября». |
Вот и лето прошло…
Рано или поздно произнести эту фразу придется. Ближе к окончанию каникул полезно вспомнить о том, что всем нам (а детям тем более) бывает очень сложно перестраиваться с режима отдыха на ранние подъемы, большие нагрузки. Поэтому если в течение лета режим был нестабилен, то начиная с середины августа было бы неплохо постепенно «входить» в привычный для учебного года ритм – раньше ложиться и раньше вставать, соблюдать хотя бы приблизительный распорядок дня. Так вы поможете детям (да и себе) быстрее адаптироваться к трудовым будням.
Но это уже проза жизни, а пока – здравствуй, лето! Главное в этот период – правильно расставить приоритеты, отдавая предпочтение двигательной, а не интеллектуальной нагрузке. Побольше эмоциональных впечатлений! В наших силах сделать летние каникулы «маленькой жизнью», такой, как хочется, – беззаботной, радостной и насыщенной.
Книга воспоминаний |
|
Еще один способ сделать летние каникулы незабываемыми – творчески оформить впечатления. Обычно поездки, семейные или дружеские встречи завершаются сотнями фотографий, заполняющих память компьютера. А что если вместе с ребенком сделать из них презентацию с комментариями? Фотокнигу? Или вообще вести видеосъемку всего летнего отдыха, а потом смонтировать небольшой фильм? Такие приемы не только помогают сохранить на память впечатления и укрепить контакт между членами семьи, но и обладают огромным развивающим эффектом, поскольку требуют от ребенка применения самых разных качеств и умений. И это вам не банальное сочинение «Как я провел лето»! |
Текст: Яна Хохлова, детский практический психолог