Как убедить подростка соблюдать правила безопасности в каникулы? Отвечают педагоги-психологи
15.06.2020
Жить без правил невозможно, они окружают нас с первого контакта с внешним миром. С младенческого возраста ребенку мы говорим: «Это нельзя, а это можно», «Вот это опасно, а это полезно». Все это и есть первые правила. Они повсюду, но мы, взрослые, их не замечаем, так как они уже давно с нами, и поэтому мы выполняем их, даже не задумываясь. Но для детей они в новинку. В зависимости от возраста ребята могут либо не понимать необходимости определенных правил, либо не осознавать последствий.
Зачем соблюдать правила? Можно ли в жизни обойтись вообще без них? Какие правила безопасности актуально соблюдать в каникулы подросткам и как убедить их это делать? На актуальные вопросы отвечают педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра. Живем без правил – так можно? Зачем человеку и человечеству нужны правила?
Оксана Голерова: Правила есть в жизни каждого человека. Они могут быть гибкими и легко меняться в зависимости от ситуации, или наоборот, строго регламентировать определенные сферы жизни. Иногда соблюдать правила сложно, а бывает, что правила настолько просты и естественны, что никто и не задумывается, почему выполняет их каждый день. Для чего нужны правила? Они позволяют сделать различные ситуации предсказуемыми и определенными, а действия последовательными, выстроить границы взаимодействия, обеспечить безопасность и принять верные решения.
Стоит отметить, что ребенку легче ориентироваться в правилах, которые одинаково соблюдают все взрослые вокруг него. Здесь можно в качестве метафоры привести пример с правилами дорожного движения – комфорт, безопасность и уверенность на дороге обеспечивают правила, соблюдаемые всеми участниками.
В каком возрасте и с какой целью происходит первое знакомство ребенка с правилами? И как это делать?
Оксана Голерова: Важно знакомить детей с правилами постепенно, по мере взросления. Длинный список запретов, который ребенку иногда бывает сложно понять, не будет эффективным. Если ребенок следует правилам, он прикладывает усилия, а это всегда нужно поддерживать и поощрять. Становясь старше, дети учатся понимать, что они и сами могут придумывать и устанавливать правила сначала в простых играх, а затем – в общении со сверстниками и взрослыми. Через свои правила они могут проявить самостоятельность и активность.
Маленький ребенок слушает родителей, старается соблюдать правила, о которых ему сообщают родители. В школе ребенок тоже учится быть ответственным в соблюдении правил. В подростковом возрасте, накопив значительный «багаж» разных правил, он начинает активно создавать свои. Если родители дают возможность договориться с ними о новых правилах, прийти к компромиссу в изменении старых, они обеспечивают важный ресурс на пути подростка к самостоятельности, ответственности и уверенности в собственных силах.
Павел Банников: Прививание правил - с 1 года до 3-х лет – это процесс постепенный, но постоянный: родитель в совместной игре в общении с ребенком и при любом другом удобном случае проговаривает, как правильно делать, а как делать неправильно. В этом возрасте правила принимаются как истина, не требующая доказательств. На смену приходит толкование правил - с 4-х до 6-и лет – это объяснение тех правил, механизм которых не понятен ребенку. На этом возрастном этапе безусловное принятие правил уже невозможно, ребенку требуется объяснения того, как работает правило, какие могут быть последствия его невыполнения. Следующая стратегия - на опережение: правила недостаточно описать, важно объяснить механизм, а также последствия невыполнения и выполнения пока неизвестных для ребенка правил.
Правила сами собой не появляются, о них ребенок узнает либо от взрослого, либо опытным путем. «На ошибках учатся», - отмечает пословица, но все же, лучше, если это чужие ошибки, поэтому задача взрослых – помочь ребенку минимизировать негативный опыт в ситуациях освоения правил.
Подросток и правила: что изменилось? Есть ли какие-то особенности возрастного периода, которые влияют на соблюдение общепринятых правил? Какие сферы жизни человека требуют особого внимания к соблюдению правил в подростковом возрасте?
Александра Желудова: Подростковый возраст является ключевым в вопросе выбора позиции человека в отношении тех или иных норм и правил. Подросток уже в полной мере ориентируется на тот смысл поступка, который связан с выполнением или нарушением правил; и даже не соблюдая правила сам, он всё равно контролирует, чтобы по отношению к нему правила и нормы были выполнены. В юношеском возрасте происходит процесс принятия норм как основы существования человеческих отношений.
Подростки очень чувствительны к сфере близких отношений, поэтому в данном возрасте чрезвычайно важны правила общения.
Оксана Голерова: Именно поэтому хорошо вместе с подростком решить, в отношении каких задач он уже готов взять на себя полную ответственность, устанавливать и следовать своим правилам (например, успеваемость по различным предметам, выбор одежды и организация пространства в комнате, выбор друзей и досуга), а в каких вопросах правила будут общими для всех членов семьи и о них нужно договориться всем вместе (домашние обязанности, правила совместного проживания и другие).
Евгения Васильева: Важно услышать мнение подростка относительно этих правил и быть готовым к обсуждению и поправкам, которые он будет предлагать. Взрослым нужно проявить гибкость, так как правила, которые заставляют выполнять, будут соблюдены только при наличии постоянного внешнего контроля, а вам точно нужно не это. Помните, иногда нужно уступить в малом, чтобы потом получить большее. Готовясь к обсуждению правил с подростком, запаситесь терпением и уважением. Ведите переговоры так, будто договариваетесь с коллегами о новых правилах, и тогда есть надежда, что вы будете услышаны, а правила приняты и соблюдены.
Лето, каникулы… И правила. В чем логика? Какие правила безопасности в каникулы актуальны для подростков? Как убедить подростка соблюдать правила безопасности в каникулы?
Ирина Вшивкова: Начнем с того, что лето — это действительно свобода, поэтому правила лета, конечно, должны быть другими, отличными от правил во время учебного года. Но они обязательно должны быть. Какие это правила? Правила должны быть, во-первых, четкими и понятыми, а во-вторых, исполнимыми, в-третьих, учитывать всего 3 важных момента:
- договариваемся, а не требуем,
- сохраняем дружественный и уважительный тон,
- говорим прямо, по существу.
Евгения Васильева: Как убедить соблюдать правила? Очень просто. Первое, правило недостаточно знать, его нужно понимать: поэтому важно донести и объяснить правило, которое вы хотите, чтобы подросток соблюдал, убедиться, что он его понял. Второе, мы соблюдаем правила, которые нам кажутся значимыми, и мы их принимаем. Тогда не возникает сомнений «соблюдать или не соблюдать» и сложностей с регуляцией своего поведения. Если мы однажды решили, что переходим дорогу только на зеленый свет светофора, то это наше решение, и, как правило, мы его придерживаемся. Важно показать ребенку значимость правил, которые вы вводите. Третье, мы соблюдаем правила, если знаем про последствия их несоблюдения. Четвертое, мы соблюдаем правила, которых придерживается большинство. Присмотритесь к окружению своего ребенка: если вы понимаете, что те правила, которые вы вводите, соблюдают его друзья, то высока вероятность, что трудностей с их принятием у него не возникнет. И напоследок, личный пример никто не отменял. Можно сто раз повторить, что нужно соблюдать то или иное правило, но, если вы сами его не соблюдаете, оснований надеяться, что ваш ребенок будет это делать, нет.
В завершении "Первоклассные родители" рекомендуют родителям показать детям ролики о ПДД: