Лечимся сказкотерапией

Задать вопрос детскому врачу!  

Мамы и папы, бабушки и дедушки и все-все-все, кто заботится о здоровье своих детей! Приглашаем вас получить онлайн консультацию у детских врачей! Задавайте свои вопросы и наши консультанты обязательно вам ответят!



skazkoterapiya_01.jpg Как помочь ребенку справиться с ленью? Как побудить его без принуждения делать уроки, убирать свою комнату, думать, творить? Для начала его надо заинтересовать. Но как? Всем детям близок язык образа, символа, сказки... Поэтому объяснять им, что такое хорошо и что такое плохо, лучше всего на этом языке.





Душа-цветок


Ребенок, как правило, отказывается что-либо делать – будь то уроки или уборка, потому что у него нет мотивации, он не видит конечной цели – для чего это все надо. Обозначьте ему цель, а затем уже предложите сделать выбор – делать или не делать. Лучше не навязывайте малышу правильную точку зрения, помогите ему сделать выбор самостоятельно, показав, к чему приведет одно решение – в пользу лени и другое – в пользу развития.


Пример. Побеседуйте с ребенком о том, на что похожа душа человека. Какие качества в ней есть? Радость, доброта, гнев, грусть, любовь, ненависть, нежность… Сравните душу с прекрасным тысячелепестковым цветком с множеством чудесных качеств. О цветах, как и о душе, нужно заботиться. Спросите ребенка:


– Чем нужно поливать душу-цветок, чтобы раскрывались новые лепестки?


Обычно дети отвечают: добротой, любовью, нежностью, заботой, знаниями…


Потом можно спросить:


– А что будет, если поливать гневом, жадностью, ненавистью, обидами?


Дети сами приходят к выводу: цветок души завянет!


Когда возникает ситуация, в которой ребенок не хочет развиваться, спросите его:


– Чем ты сейчас поливаешь свою душу-цветок и что с ним будет от такого «ухода»?


Как вы думаете, маленький человек захочет делать то, что не хотел? Скорее всего. Хотя не было никакого давления, угроз и назидания. Напротив, взрослый обращался к ребенку, как к равному, способному принимать правильные решения, подчеркивал свою веру в него.


Мужские истории


Душа-цветок – это прекрасное сравнение, но подходит ли оно для мальчиков? Не сочтут ли они его слишком «девчачьим», сентиментальным?


В этом случае маленькому мужчине можно рассказать миф или сказку, где герой добывает цветок, символизирующий его развитие, победу над собой – своей инертностью. Например, в шумеро-аккадской поэме главный герой Гильгамеш в поисках бессмертия достает из глубины вод огненный цветок на колючем стебле. Гильгамеш ранит руку, но срывает цветок и поднимает над головой, как факел. Эта история – повод поговорить с детьми о том, что такое подлинное бессмертие. Спросить – какая память остается о человеке после его смерти, кого из истории мы вспоминаем с благодарностью? Великих ученых, писателей, художников, музыкантов… Далее можно спросить: легко ли высекать статую, строить прекрасный дворец, писать книгу? Конечно, нет: это ведь серьезный труд. Потом можно сравнить создание прекрасного произведения с подвигом Гильгамеша: нужно нырнуть в глубины самого себя и извлечь огненный цветок – свои таланты. А что такое шипы? Это трудности и препятствия на пути. Когда делаются уроки, у них есть шипы – ты что-то забыл, где-то был невнимателен… Но когда задание выполнено, это означает: засиял еще один огненный лепесток цветка Гильгамеша!


Маленьким лентяям можно предложить поиграть в волшебное зеркало, которое показывает ребенка в виде дерева с листьями, цветами и плодами. Когда малыш делает что-то хорошее, творит, учится, трудится, в этом зеркале появляется его дерево с цветами и плодами. Но если он ленится, то все вянет, плоды исчезают – так дерево может совсем засохнуть. Родители могут предложить ребенку каждый вечер смотреть, как поживает его дерево, что нового выросло на нем, подводя таким образом итоги дня. При этом важно не акцентировать внимание на том, что неплодоносящее дерево срубают, засохший цветок выбрасывают, чтобы малыш не чувствовал себя ненужным из-за того, что совершил ошибку.


Неленивые мифы


Как еще можно побудить ребенка развиваться, не лениться? Мифы и сказки всегда придут к вам на помощь. Расскажите о победе Ивана над многоголовым Змеем Горынычем или о подвиге Геракла, уничтожившего Лернейскую гидру. Спросите ребенка, где живет зло? Если бы человека не было на Земле, то существовало бы зло? Нет. Змей Горыныч и Лернейская гидра – его воплощение. Значит, с кем сражаются Иван и Геракл? С хаосом в себе. Почему у этого хаоса много голов? Дети сами перечислят различные пороки: жадность, гнев, лень, зависть, обиды… Итак, мы опять подобрались к лени. Это одна из голов гидры или змея. И когда вы видите, что малыш проявляет лень, напомните ему, что это такое. Спросите, кто сейчас побеждает – он гидру или она его? Хочет ли он быть ее рабом? Не забудьте похвалить малыша за преодоленную преграду, за победу над хитрой головой гидры.


…Но в ней намек


Еще один способ преодоления лени я назвала «Потолки».


Спросите у детей – есть ли у растений и животных предел в развитии? Есть. А у человека? Нет, только он может развиваться бесконечно, творить, создавать и открывать что-то новое, неизвестное. Но, к сожалению, у каждого из нас бывают моменты в жизни, когда не хочется познавать, открывать и развиваться. Такие состояния собственного ограничения я назвала «потолки». И придумала их символы – сказочных гномов, живущих под землей.


Зачем рассказывать эту историю?


Ее идея – потолки. Малыш ежесекундно познает мир, и этот мир для него постоянно расширяется. То, что казалось раньше Вселенной, постепенно становится миром, имеющим границы, и появляется новая Вселенная, еще больше. И так – до бесконечности. Но это происходит только тогда, когда человек, преодолевая препятствия, постоянно развивается и стремится к чему-то.


Прочитав сказку, спросите ребенка:


– Помнишь сказку про гномов? Какие гномы тебе больше нравятся?


Почему они – главные герои? Правильно, потому что они ничего не боятся, и для них открыт весь мир. У главных героев нет предела в развитии, нет «потолка». Ты хочешь быть похожим на них?


Обычно дети хотят быть похожими на главных героев. Поэтому, когда возникает ситуация, в которой ребенку не хочется преодолевать свою инертность, спросите его: «Ты уже хочешь поставить над собой потолок?» В этот момент лучше дать малышу возможность поразмышлять, не принуждая выполнять то, что он делать не хотел…


Как показывает практика, дети в результате стремятся избавиться от своих «потолков».


Интересных сказок и мифов, благодаря которым можно справиться с ленью, инертностью ребенка, очень много. Педагогам и родителям в каждом конкретном случае можно призвать на помощь ту или иную легенду. Главное не применять один и тот же метод постоянно, иначе он перестанет работать. Благодаря сказкотерапии можно справиться и с другими детскими проблемами. Об этом – в следующем номере.


                                     
 
СКАЗКА «ПОТОЛКИ»

В маленькой пещерке глубоко под землей родился маленький  гномик. Его дом был просторен и уютен. Рос гномик не по дням, а по часам, стал  такой прыткий и проворный, что скоро осмотрел и исследовал все пещерки в  округе, все закоулки и закрома подземного царства. Гномик был, ко всему  прочему, еще и прожорливый, поэтому запасы еды уменьшались день ото дня, а он  полнел и рос, рос. Скоро ему в пещерке стало тесно. Соседские гномы не знали,  что с ним делать, постоянно советовали ему сесть на диету, похудеть и жить себе  нормально дальше. Но гномику это было неинтересно.


– Еще чего, голодать, – думал он. – Вот, если бы съесть еще  чего-нибудь, да побольше.


А голова его уже упиралась в потолок, и гномик натер себе  приличную шишку.


 – Ух, тесно, –  говорил он, поглаживая голову. – Интересно, что за потолком? 


Он так обрадовался этой идее, что тут же начал копать.


Копал долго. Земля,  осыпаясь сверху, завалила всю его маленькую пещерку. Гномик прокопал огромный  тоннель вверх, а конца и края не было видно. Он так уставал, что иногда,  засыпая в новой свежевырытой пещерке, находившейся гораздо выше предыдущей,  думал: «Неужели, кроме земли, пещерок и гномов нет ничего на свете?» 


В такие минуты ему казалось, что мир – это земля, земля и  ничего больше. Но, просыпаясь утром, он вновь собирался с силами и копал. Когда  друзья увидели, что задумал гном, то пришли в ужас. Догоняя его по прорытой им  дороге, они уговаривали вернуться.


– Да вы не переживайте за меня, я только посмотрю, что там  дальше. Ничего страшного со мной не случится.


Каждый день он копал, а друзья не отставали, так и стояли  над душой. Однажды комья земли осыпались – и сверху брызнул поток света.  Гномики в страхе зажмурили глаза, думая, что пришел конец света, в котором  исчез их любимый друг. Ослепнув от яркого света, они катились по прокопанному  проходу вниз в свои пещерки. Там они долго горевали, оплакивая друга; и чтобы  ничего не напоминало об этой трагедии, закопали тоннель, в котором он исчез. А  гномушко в это время выбрался из норки, зажмурив глаза, а потом осмотрелся. Все  было вокруг таким огромным, просто громадным – поляна, трава, цветы, а выше –  большущие стволы деревьев, смыкавшихся густой кроной так, что не видно было,  что же дальше, за листьями. Гномик растерялся. Так и сидел он с открытым ртом  возле своей вырытой норки, озираясь по сторонам. Но тут пришел на помощь  желудок. Он так жалобно заурчал, что гномик опомнился, сообразив, сколько пищи  вокруг, и начал с грибов и ягод. Он попробовал даже цветы, они тоже оказались  вкусными. И гномик снова начал расти. Он исследовал лес, в котором оказалось  полно лесных надземных гномов, которые были гораздо выше и больше подземных.  Они казались веселее и дружнее, вместе строили домики из прутьев и травы,  вместе собирали ягоды и грибы и даже умели карабкаться по деревьям за орехами.


– Вот здорово, – думал гномик, – я тоже хочу быть таким  большим, как они, и прыгать по деревьям. 


Гномушко быстро подружился с остальными гномами, построил с  их помощью просторный домик, пахнущий цветами и травами.


– Вот это – настоящий дом, – восхищался он, – не тот, что  был раньше – тесный, земляной.


Гномик быстро набирался сил, осваивался в новом мире и рос,  рос. Скоро он стал самым высоким, стройным и легким гномом среди надземных. Он  научился прыгать с ветки на ветку, собирая орехи, дикие яблоки и сливы. Из всех  надземных гномов ему больше других нравилась прекрасная гноминка – самая  быстрая и ловкая. 


– Вот это да! – восхищенно говорил он, глядя, как она,  раскачиваясь, летает с ветки на ветку.
– Я тоже так хочу, – сказал себе гномушко, и скоро они  летали с ветки на ветку вместе, весело болтая и перекидываясь орехами.


Он исследовал весь лес, и ему стало интересно: есть ли  что-то выше крон деревьев или, может, ничего нет? Гномушко предложил остальным  гномам вскарабкаться по деревьям до самых макушек и посмотреть, что же там  дальше. Гномы уже успели полюбить любопытного и смелого нового друга и с  радостными возгласами стали вместе с ним подниматься к самым верхушкам. Но  когда они поднялись, то обнаружили, что весь лес был покрыт сверху густым  колючим вьюнком, и гномики, пытаясь просунуть голову выше, ранили себе лица и  руки.


– Ой, как больно!


– Это невозможно, мы не сможем идти дальше.


– Это и есть конец мира. Теперь мы знаем – он колючий, – послышались  голоса гномов, и они решили вернуться вниз, домой.


– Как, ты тоже хочешь уйти? – спросил гномушко свою  подругу.


– А ты хочешь идти дальше?


– Давай попробуем вместе…


Улыбнувшись, она согласилась.


Они вместе раздвигали руками колючки и проныривали сквозь  заросли, заботливо оберегая друг друга от колючих веток. И вот, наконец,  оказались над кронами деревьев. Они стояли на жестком вьюнке, простиравшемся от  горизонта до горизонта. Все в занозах и ссадинах, ободранные, но счастливые,  они озирались по сторонам. Вверху переливались разными цветами облака, сквозь  которые струился мягкий свет. Над лесом парили только птицы, ныряя в облаках. 


– Вот это да! – воскликнули гномушко и гноминка. 


– Я тоже так хочу, как они, – сказала она. 


– Давай прыгать! Может, получится, и тогда мы станем  воздушными гномами, – предложил он. 


И они начали прыгать, чтобы взлететь; но ничего не выходило  – они лишь падали на колючки, обдирая себе кожу. 


– Ой, как больно, – жаловалась гноминка, – так только  продырявиться насквозь можно, а не взлететь. И есть очень хочется. 


– И я проголодался. Но кругом только колючки. Интересно,  какие они на вкус? 


– Ты что! Этого только не хватало – колючки есть! –  возмутилась гноминка. 


– Но надо же что-то делать, – спокойно ответил гномушко,  осторожно надкусывая мясистую колючку. – Да это просто сахарное объедение! –  обрадовался он и стал аккуратно разламывать колючки, выпивая их приятный сок. 


– Ух, ты! Это действительно можно есть. 


И начали они расти и расти, подпрыгивать время от времени,  пробуя взлететь. Скоро на их стопах образовались мозольные корочки, и колючки  их больше не беспокоили. Взявшись за руки и смеясь, они прыгали на колючках,  как на пружинах. Ершистые заросли прогибались и, распрямляясь, подбрасывали  гномиков вверх. Колючки оказались к тому же волшебными: чем больше гномики их  ели, тем более невесомыми становились их тела – будто сотканные из воздуха,  почти прозрачные. Вскоре гномики превратились в настоящих великанов, их головы  уже упирались в облака. 


– Послушай, а что там, за ними? – спросил великан-гномушко  великаншу-гноминку. 


– Давай раздвинем и посмотрим!


Они хотели разбросать облака с тучами в разные стороны, но  не тут-то было. Тучи пустили в ход дождь, град, гром и молнии. Так и норовили  треснуть хорошенько по затылкам хвостатой змеей-молнией, оглушить громом. Когда  им эта буря сильно надоела, гномушко предложил: 


– Давай съедим эти назойливые тучи! 


– Вот это ты здорово придумал, – обрадовалась гноминка,  уставшая отбиваться от туч. 


Они проглотили все тучи с громом и молниями. Громы поурчали  у них в животах и успокоились, молнии посверкали из глаз и улеглись. Великаны  же стали еще больше. Как только исчезла облачная завеса, открылось яркое солнце  и осветило все еще сильнее. 


– Как красиво! Вот бы до него добраться и посмотреть, что  там, – переговаривались между собой завороженные великаны, упираясь головами в  голубой купол неба. Стучали-стучали по куполу – никто не отвечает. 


– Что же там, за куполом? – они подпрыгнули, подтянулись,  взобрались на купол и увидели такое необъятное пространство, что просто дух  захватывало. В бесконечной глубине горели яркие звезды. Великаны сидели молча,  любуясь этой красотой.


– Как ты думаешь, – спросила гноминка своего друга, – что  там, на этих сияющих звездах? 


– Давай посмотрим, – ответил гномушко. 


И они, взявшись за руки и оттолкнувшись от купола Земли,  мягко поплыли в невесомости к Солнцу.


Вдыхая по пути потоки звездных лучей, они  росли, росли. Их тела теперь были сотканы из света.


Подлетев к Солнцу, они  увидели, что это, оказывается, окно, из которого лился свет. Заглянув в него,  они обнаружили там солнечных великанов, готовившихся к полетам в новые  звезды-окна.


Наши земные великаны давно мечтали о настоящих солнечных друзьях: 


– Давай, зайдем к ним в гости? 


И они влетели в распахнутое окно…            


Текст: Анна Бену, педагог, 
детский писатель, автор книг по сказкотерапии
Фото: Андрей Козорог


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 


Задать вопрос детскому врачу!  

Мамы и папы, бабушки и дедушки и все-все-все, кто заботится о здоровье своих детей! Приглашаем вас получить онлайн консультацию у детских врачей! Задавайте свои вопросы и наши консультанты обязательно вам ответят!





Подписка ПР