Первая помощь. Памятка для родителей
Задать вопрос детскому врачу! ⇒
Мамы и папы, бабушки и дедушки и все-все-все, кто заботится о здоровье своих детей! Приглашаем вас получить онлайн консультацию у детских врачей! Задавайте свои вопросы и наши консультанты обязательно вам ответят! ⇒Как бы вы ни заботились о своем малыше, как бы ни ограждали свое чадо от возможных опасностей, неприятности все равно случаются. К сожалению, несчастный случай может произойти без видимой причины – буквально на ровном месте! К этому невозможно быть готовым и в то же время – нужно. Точнее, нужно быть правильно подготовленным.
О том, как помочь родителям и педагогам освоить навыки оказания первой помощи и не растеряться в критический момент, «ПР» рассказала руководитель структурного подразделения (д/с комбинированного вида № 1067) ГБОУ СОШ № 166, инициатор и один из организаторов проекта «Оказание первой помощи» Светлана Александровна Волкова.
Светлана Александровна, как возникла идея создания такого проекта? Его название звучит настораживающе. Были прецеденты?
Идея появилась после случая, произошедшего в одном из садов: во время тихого часа у ребенка случился сердечный приступ. Но ему смогли оказать первую медицинскую помощь до приезда медиков и спасли жизнь. Потом долго обсуждали, насколько грамотно действовал воспитатель, имел ли право и так далее, но мне кажется, что спасенная жизнь – и есть ответ.
В общем, после прецедента я и мои коллеги задумались, насколько каждый из нас сможет в критический момент проявить себя таким образом. В инструкции у педагога сказано, что он несет ответственность за жизнь и здоровье детей, но по факту на практике мы теряемся и попросту не знаем, как оказать помощь ребенку до приезда врачей. И решили, что педагогов надо этому обучить.
Мы написали письмо во Всероссийский центр медицины катастроф с просьбой посодействовать в обучении квалифицированному оказанию медицинской помощи. Нам ответили положительно и прислали своего сотрудника. Теперь мы проводим на обучающей основе семинары-практикумы и очень хотим привлечь внимание общественности к этой теме. Согласитесь, даже исключив фактор паники, не каждый человек способен предпринять что-то дельное в критический момент. А людям, работающим с детьми, крайне необходимо владеть навыками оказания первой помощи. Цели нашего проекта – формирование культуры безопасности жизнедеятельности; повышение готовности сотрудников дошкольных образовательных организаций к оказанию первой помощи малышам; ознакомление с ее основами. Кстати, отдельное спасибо за то, что проект «увидел свет», нужно сказать директору нашего комплекса Фаине Ивановне Лапко.
На какую аудиторию рассчитаны практикумы и как они проходят?
Пока они для сотрудников и родителей нашего сада. Специалист-инструктор проводит практические занятия на манекенах. Проблемные ситуации могут быть разными: ребенок подавился, обжегся, обморозил руку, получил травму. Даже имея теоретические знания, человек может растеряться в экстремальной ситуации. Кроме того, их применение в практической деятельности (умение различить виды ран, кровотечений, обработать их, наложить повязки, жгут) требует тренировки.
Предусмотрена ли в вашем проекте «детская» часть? Способен ли ребенок дошкольного и младшего школьного возраста оказать первую помощь?
В дошкольном возрасте происходит формирование основ безопасности жизнедеятельности. На мой взгляд, ребенок уже в раннем детстве должен знать, чего нельзя делать, чтобы избежать несчастного случая. Фактически оказание малышом первой помощи пострадавшему заключается в том, чтобы позвать взрослого. Тем не менее, он должен знать алгоритм действий. Сейчас я вам приведу конкретные примеры, чтобы было понятно, как именно преподносятся детям правила безопасного поведения в нашем проекте. Детская часть прописана, естественно, в игровой форме.
Итак, у нас есть Плохиш, который не соблюдает правила безопасного поведения. Он, естественно, постоянно попадает во всякие неприятные ситуации. В такие, в которые дети, зная и соблюдая определенные правила, попадать не должны.
И вот случается неприятность. Ребята зовут на помощь ведущего, и все вместе разбирают поведение Плохиша: причины, следствия и т.д. После чего взрослый оказывает пострадавшему первую медицинскую помощь.
Ситуативная задача: «Правила поведения на качелях. Первая помощь после удара головой».
На экране дети смотрят видеоролик: «Ребенок качается на качелях». Плохиш говорит, что тоже любит качаться. Правда, он обожает делать это стоя и соскакивать с качелей на полной скорости. Ведущий предупреждает, что это очень опасно. Просит детей рассказать о правилах безопасности на качелях. Ребята делятся с Плохишом своими знаниями о том, чего нельзя делать:
- качаться стоя – можно потерять равновесие и упасть;
- спрыгивать на лету – если не успеть отбежать, качели могут ударить в затылок или спину;
- бегать рядом с качелями
- и прочее.
Плохиш хвастается, что всегда так качается и ничего не происходит. В доказательство своих слов показывает, как он спрыгивает с качелей, и падает, ударяясь головой.
Действия детей: советуют Плохишу, чтобы он лежал без движений. Зовут на помощь ведущего. Он успокаивает детей и укладывает отрицательного героя, подложив под голову и плечи подобие высокой подушки. Осматривает место ушиба. Прикладывает холодный компресс. Внимательно наблюдает за его состоянием, чтобы не пропустить потерю сознания или рвоту. Советует рассказать о том, что случилось, родителям и обязательно обратиться к врачу. Плохишу стало лучше, он благодарит детей, ведущего за помощь и сообщает им о том, что у него есть самокат…
Ситуативная задача: «Правила поведения при наружных кровотечениях»
На экране картинка «Дети катаются на самокате». Ребята рассказывают Плохишу правила безопасности: где можно кататься, почему нельзя этого делать на проезжей части, зачем нужно использовать средства защиты (шлем, перчатки, наколенники, налокотники). Дети надевают «доспехи», показывают Плохишу, как они это делают. Он снова не соглашается с ними, говорит, что надевать средства защиты долго. Берет самокат, едет и падает, разбивая нос.
Действия детей: зовут на помощь взрослого. Вместе с ним оказывают помощь Плохишу: усаживают его, наклонив голову вперед; дают в руки марлевую салфетку или платок и показывают, как ею надо зажать нос (как будто перед прыжком в бассейн); на переносицу накладывают холодный компресс; предупреждают, что голову запрокидывать нельзя, чтобы не поперхнуться. Плохиш говорит, что в знак благодарности за помощь хочет приготовить для всех угощение. Приглашает детей и ведущего в гости, собираясь накрыть на стол и вкусно накормить…
Ситуативная задача: «Правила поведения в быту. Первая помощь при ожогах».
Дети говорят Плохишу о том, что нельзя пользоваться электроприборами без разрешения и присмотра взрослых. Он не слушается, начинает гладить салфетки для стола и обжигает руку.
Действия детей: успокаивают Плохиша, зовут на помощь ведущего. Не теряя времени, он охлаждает место ожога водой из-под крана или льдом из морозилки. Затем смазывает рану Пантенолом и объясняет Плохишу, что ему повезло – ожог неглубокий. Но если бы появились пузыри, то обязательно нужно было обратиться к врачу! Пока Плохиш отдыхает, дети рассказывают ему об основных запретах при пользовании электроприборами:
- не дотрагиваться до электроприборов мокрыми руками;
- не пользоваться водой вблизи включенных электроприборов;
- не включать самостоятельно электроприборы в розетку – нужно просить сделать это взрослых;
- не дотрагиваться до включенных электроприборов металлическими предметами;
- нельзя ничего вставлять в розетку – может ударить током и убить;
- нельзя трогать электропровода;
- уходя из дома, нужно попросить взрослых выключить электроприборы из розетки.
Ведущий приносит отглаженные салфетки, вместе с детьми раскладывает их и приглашает всех за стол.
Как интересно! Даже взрослым полезно перечитывать эти правила! Я, к своему стыду, не знала, как последовательно оказывать помощь при кровотечении из носа, была уверена, что голову надо обязательно запрокидывать… А подобное мероприятие проходит в рамках занятия «Ознакомление с окружающим миром»?
Мы много говорим с детьми о безопасности, в том числе и на «Ознакомлении с окружающим миром», но занятия в рамках данного проекта вынесены в отдельное досуговое мероприятие.
Вы планируете проводить семинары и практические курсы для коллег из других образовательных учреждений?
Мы готовы, конечно! Но мне кажется, занятия должны вести специалисты. Ведь сейчас так много нового! Например, нас учили на ОБЖ, что при возгорании одежды на человеке надо валяться (кататься) по земле, а сейчас, оказывается, не нужно! Ведь большая часть современной одежды сшита из плавящихся материалов. И кататься в ней по земле – значит, сделать еще хуже. Пришло время обновлять программы, инструкции и источники, из которых люди могут черпать подобные знания.
Какой детский возраст, на Ваш взгляд, в наибольшей степени подвержен риску?
Пожалуй, детство вообще! Малыши подвижны, зачастую неосторожны. Кроме того, они – исследователи и экспериментаторы! В Морозовской больнице висит огромный стенд, на котором представлены предметы, извлеченные из пазух детского носа…
Было бы смешно, если бы не было так грустно! Сама не так давно извлекала из носа младшей дочери кукурузный шарик «Несквик». Хорошо, что он был мягким – наколола его на зубочистку и с трудом, но все же вытащила наружу. Руки тряслись от страха! Не слушались…
Я понимаю вас. Мой сын буквально недавно поперхнулся мясом и стал задыхаться. Ужасное состояние! Не знаешь, что делать…
На личном примере убеждаешься, насколько важно знать, как действовать в критической ситуации. Взрослым не хватает даже теоретических знаний, не говоря уже об умении совладать с паникой. Поэтому мы хотим, чтобы родители были полноправными участниками процесса и настоятельно приглашаем их на обучающие занятия. Мы искали и нашли интересные формы подачи информации, не вызывающие у них отторжения. Сейчас на «уроки по безопасности» уже ходят четыре мамы и один папа. На этапе создания у нас и проект в Инстаграмм. Мы сделали своими силами 15-секундные ролики, ориентированные на взрослых – педагогов и родителей. В эти буквально мгновения мы попытались вложить весь алгоритм действий. Допустим, зимой дорога скользкая, прежде чем переходить улицу, дождитесь, пока машина остановится. Если вдруг ДТП все же произошло, как себя вести? Что делать, если ребенок не дышит? Как обращаться с малышом в случае, если у него перелом?
У нас, кстати, скоро будет открытое мероприятие – «Учебно-тренировочные сборы», которое пройдет в форме интерактивного обучения, в ходе которого практически все участники окажутся вовлеченными в процесс, у них будет возможность взаимодействовать друг с другом, отрабатывать практические навыки, опираясь на групповой опыт.
Надеюсь, и сборы, и проект в целом вызовет интерес у педагогов и родителей, ведь речь идет о наших детях, их здоровье и жизни. Более подробную информацию об этом можно, конечно же, найти на сайте нашей школы.
Рубрику ведет: Людмила Александровна Мясникова, председатель Городского Экспертно-консультативного совета (ЭКС) родительской общественности при Департаменте образования.
Текст: Татьяна Волошко
Задать вопрос детскому врачу! ⇒
Мамы и папы, бабушки и дедушки и все-все-все, кто заботится о здоровье своих детей! Приглашаем вас получить онлайн консультацию у детских врачей! Задавайте свои вопросы и наши консультанты обязательно вам ответят! ⇒