Три страшные буквы PHH и ОНР. Когда стоит волноваться?
Задать вопрос детскому врачу! ⇒
Мамы и папы, бабушки и дедушки и все-все-все, кто заботится о здоровье своих детей! Приглашаем вас получить онлайн консультацию у детских врачей! Задавайте свои вопросы и наши консультанты обязательно вам ответят! ⇒Отставание в развитии речи у ребенка – стресс, и прежде всего для родителей. Малыш, которому нет и трех лет, пока не испытывает дискомфорта из-за того, что не может общаться с помощью слов – в семье его понимают и так. А вот близким приходится нелегко от осознания, что с ребенком что-то не в порядке.
Есть две крайние защитные реакции. Одна – это игнорирование проблемы, намеренное ее преуменьшение. К сожалению, иногда такое отношение поддерживают некоторые логопеды, «успокаивающие»: «Ничего страшного, заговорит позже». Другая – это сверхтревожность, которая передается ребенку, что тоже не идет на пользу.
И в том, и в другом случае лучшее решение – разобраться с проблемой, понять, как работать, чтобы помочь своему малышу овладеть родной речью и восполнить запаздывание. Директор «Детской академии речи» Анастасия Сергеевна Краминова при поддержке специалистов центра дает краткую характеристику наиболее часто встречающимся речевым нарушениям и общие рекомендации по их преодолению. Предупрежден – значит вооружен.
Задержка развития
Это словосочетание звучит пугающе. На самом же деле оно лишь отражает тот факт, что речь развивается медленнее, чем положено в норме к 2,5–3 годам. Причем это касается как звукопроизношения (наиболее наглядного для родителей показателя качества речи), так и скорости усвоения грамматических конструкций и связности речи. Сам по себе термин ЗРР не говорит ни о серьезных органических нарушениях, ни о других патологиях, которые мешали бы ее появлению.
Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей, нет. Не секрет, что сейчас маленькие девочки и мальчики в среднем начинают говорить позже, чем родители в их возрасте. Специалисты выдвигают различные гипотезы, многие из которых не до конца исследованы, поэтому в рамках данной статьи мы останавливаться на этом подробно не будем.
Что же касается рекомендаций при задержке развития речи, то тут можно дать три универсальных совета:
Свет № 1
Необходимы общеукрепляющие и развивающие занятия. Выбирая их, сосредоточьтесь на тех, что симулируют познавательную деятельность и дают богатые тактильные ощущения – лепка, рисование руками, игры с разрезными картинками, кубиками и пазлами. Главная рекомендация здесь – уберите подальше гаджеты, даже те, на которых стоят развивающие игры: их красочно сть (такая привлекательная для детей) при отсутствии разнообразия речевого сопровождения и тактильных ощущений лишь тормозят развитие.
Совет № 2
Научитесь комментировать действия – свои и малыша, пополняя этим его словарный запас. Работайте для него, как «радио». Ведь неговорящий ребенок не задает вопросов, которые необходимы ему для познания мира. А значит, вы сами должны рассказывать ему интересные сведения о природе, игрушках, животных, хозяйстве – обо всем, с чем сталкивается малыш в повседневной жизни.
Совет № 3
Не пренебрегайте помощью специалистов: занятиями с логопедом и психологом (например, помогут курс сенсомоторной коррекции и развивающие занятия с профессионалом – индивидуально и в группе). Если это темповая задержка и речь «появится сама», то малыш будет лучше подготовлен к садику. А если диагноз ЗРР – предвестник более сложных системных нарушений, то раннее начало занятий заложит базу для благополучной коррекции в дальнейшем.
"ПР"-досье |
|
На самом легком уровне нарушения речи малышу может быть поставлен диагноз ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Это нарушение затрагивает одновременно и восприятие и произношения звуков. При этом грамматический строй не страдает, слух в норме и интеллект сохранен. Это нарушение речи, с которым в основном сталкивались мы сами и наши родители. Это те случаи, когда ребенок не выговаривает какие-то определенные звуки – ту же пресловутую Р. Или у него сложности с произнесением некоторых более сложных согласных, и он плохо ощущает разницу между ними. Так, например, слова «крыса» и «крыша» для него звучат и произносятся одинаково. В особо сложных случаях дети с глубоким фонетико-фонематическим недоразвитием с трудом различают звуки в словах, не могут понять, что слово состоит из звуков и не могут их выделить. Частный случай ФФНР – это простая дислалия, когда страдает произносительная сторона речи. В идеальном случае, коррекция такого нарушения происходит быстро и легко. Постановка звука – за 1-2 занятия, а его введение в речь (автоматизация) за 21 день. Но, к сожалению, таких идеальных случаев «по учебнику» было 2-3 за всю практику. Чаще дислалия является составной частью более сложных диагнозов. ФФНР – относительно простой случай для коррекции, поскольку не сопровождается системными нарушениями и неосложнен органически. Тем не менее, важно, чтобы ею занимался профессионал. Способность слышать речевые звуки – такой же навык, как музыкальный слух. Если она не развита, то необходимо сначала создать базу – натренировать этот навык, а после этого уже ставить и автоматизировать требуемые звуки. В противном случае, позднее, в школе, ребенок может столкнуться с проблемами при письме – дисграфией, когда он будет писать, как слышит. И исправить это будет сложнее. |
Общее недоразвитие
Если, несмотря на все ваши усилия, речь так и не скомпенсировалась, то в 3,5 года логопед, у которого вы наблюдаетесь, должен дать логопедическое заключение и определить степень общего недоразвития речи.
Специалисты выделяют 4 уровня ОНР. От полного отсутствия речи (или ее минимального уровня развития – не более 30 слов в активном словаре) на 1-м уровне до развернутой фразовой речи с отдельными элементами недоразвития – на 3-м. ОНР 4-й степени обычно ставится детям, страдавшим нарушением речи в прошлом, но скорректированным. Он свидетельствует об остаточных проблемах с обязательным нарушением грамматических конструкций (ошибки в спряжении глаголов или форме множественного числа и т.д.).
Иногда логопеды тянут с постановкой диагноза ОНР до 4 лет и даже дольше, продолжая списывать речевые трудности на ЗРР. Особого смысла в этом нет. ОНР может являться как самостоятельным логопедическим нарушением, так и следствием других, более сложных дефектов. И на этом этапе необходимо как можно раньше разобраться, что является первопричиной.
Тут крайне важна совместная работа специалистов. Необходимы наблюдение невролога (лучше получить консультации нескольких специалистов), исследования и начало лечения, в некоторых случаях медикаментозного. Занятия с логопедом-дефектологом и курсы нейрокоррекции. Возможно, помощь детского клинического психолога. И домашняя регулярная работа – как выполнение заданий, так и просто всемерное внимание близких к ежедневному развитию ребенка.
Какие нарушения, сопровождающие ОНР, встречаются в практике логопедов чаще всего?
Алалия – системное недоразвитие речи, при котором запаздывает созревание нервных клеток, вызванное органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Многие ученые отмечают ведущую роль в возникновении алалии родовых черепно-мозговых травм и случаев асфиксии у новорожденных, но возможны и другие патологии внутриутробного и раннего периода развития, а также случаи семейной предрасположенности.
При алалии весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Речь, возникающая с опозданием, в дальнейшем формируется на патологической основе. Особое внимание следует уделить занятиям с дефектологом и нейропсихологом. При данной патологии крайне важно как можно раньше начать коррекцию, чтобы не допустить психической задержки.
Но отметим, что неспециалист может спутать алалию с речевым негативизмом, когда ребенок по ряду психологических и социальных причин отказывается говорить, хотя к этому нет никаких органических предпосылок. Также необходимо дифференцировать алалию и ряд других заболеваний: нарушение слуха, задержку психического развития, аутистические черты. Так что, если, прочитав статьи в Интернете или послушав «знатоков», вы заподозрили у своего малыша алалию, настоятельно рекомендуем обратиться к неврологу и логопеду-дефектологу. Отличить одно от другого может только профессионал с хорошим опытом.
Дизартрия также возникает в результате поражения центральной нервной системы и проявляется в нарушении произносительной стороны речи. Основной признак – поражение мышечного тонуса речевой мускулатуры, ограничивающее возможность артикуляционных движений. Пассивный словарь дизартриков шире активного, но они не могут употреблять многие известные им слова, поскольку это буквально сложно для них физически.
Отметим, что в силу органических нарушений у таких детей часто слабость речевой мускулатуры сочетается с общефизической слабостью и быстрой утомляемостью. Помимо лечения, назначенного врачами, и занятий с речевыми специалистами (в том числе обязательного логопедического массажа и артикуляционной гимнастики) необходимо уделить внимание общему физическому укреплению малыша. Массажи, лечебная физкультура, а в дальнейшем и занятия спортом сослужат хорошую службу.
Отдельного упоминания требует такой диагноз, как РДА – ранний детский аутизм. Это комплексное нарушение функционирования различных структур мозга. Проявления аутизма разнообразны и часто противоречивы. Наиболее известные из них: эмоциональная невовлеченность в общение, избегание контакта «глаза в глаза», отказ использовать речь для коммуникации. Сейчас количество детей с аутистическими чертами значительно выросло. Структура и причины их возникновения еще не до конца изучены. Но важно помнить: диагноз РДА может поставить только психоневролог после продолжительных всесторонних исследований. Окончательное его подтверждение – только после того, как ребенку исполнится 6 лет. Конечно, подозрения возможны, и к ним надо отнестись со всей серьезностью, но и считать их «приговором» не стоит.
Вне зависимости от того, является ли комплекс особенностей ребенка ранним проявлением аутизма или позднее опасения не подтвердятся, коррекция будет необходима. Дело в том, что, не испытывая внутреннего импульса к общению, аутисты и дети с нарушениями аутистического спектра могут так и не развить в себе способности к речи. К сожалению, пока не существует единого методического подхода по преодолению этих проявлений у детей, но есть комплекс мер, уже подтвердивших свою эффективность.
Все то, о чем мы упомянули в статье, лишь верхушка айсберга. Каждый случай индивидуален и заслуживает подробных разъяснений. Но общее правило остается неизменным: начиная с 3 лет медлить нельзя. Речевые задержки коварны тем, что даже если речь «появится сама», то сделает это с опозданием и необязательно того качественного уровня, который необходим. Если минимальная фраза появится в возрасте 4 лет, то за 2–3 года до школы нужно успеть сформировать у ребенка понимание и гарантировать освоение грамматических и лексических норм родного языка. А также скомпенсировать проблемы в познавательной деятельности, ведь в положенный природой срок малыш не мог задать все свои «почему?» и «как?».
Самое главное, чего не стоит делать, так это бояться и опускать руки. Современные коррекционные методики развиваются семимильными шагами. Сейчас почти не существует речевых проблем, которые не могут быть преодолены усилиями специалистов и благодаря заботе и поддержке родителей.
Нам ставили ОНР и ЗРР, и говорили, что всё нормально. Ходили к неврологу, который в свою очередь выписал глицин и всё на этом.
Он отставал в развитии уже в саду : не мог объясниться, не мог запомнить... Врачи ничего не лечили, Логопед предложил заниматься дома самостоятельно по тетрадям, но мы этим занимались с 2-х лет. Еще больше проблем стало в школе, он мучался гол овной болью, плохой памятью, сильно уставал, зрение снижалось.... Пошла очередной раз к детскому психологу, который посоветовал обследовать сосуды шеи! Тут то всё и обнаружилось....родовой подвывих шеи С1. Год мы лечились: Остеопат, Нейропсихолог, Невролог, Ортопед, массажи, всякие Заплатить за питание на ванны, уколы, воротник, таблетки.... Спустя год нам стало немного легче, правда сказали, что мы поздно обратились- уже есть изменения в головном мозге из-за постоянной нехватки кислорода.... И, что может быть улучшение в подростковом возрасте, когда будет скачек в росте! Сейчас нам 10, проблемы я обнаружила с самого рождения, но доктора лечили нас глицином, при всех жалобах...( Описывать не буду, их было много). В итоге лечились год в Морозовской детской больнице платно, т.к. бесплатно не пробьёшся! Время Было Упущено!!!😥 |
Задать вопрос детскому врачу! ⇒
Мамы и папы, бабушки и дедушки и все-все-все, кто заботится о здоровье своих детей! Приглашаем вас получить онлайн консультацию у детских врачей! Задавайте свои вопросы и наши консультанты обязательно вам ответят! ⇒