Как помочь ребенку научиться писать красиво. Формирование графических навыков письма у старших дошкольников
Задать вопрос детскому врачу! ⇒
Мамы и папы, бабушки и дедушки и все-все-все, кто заботится о здоровье своих детей! Приглашаем вас получить онлайн консультацию у детских врачей! Задавайте свои вопросы и наши консультанты обязательно вам ответят! ⇒
4 Июля 2017
Что нужно сделать родителям, чтобы обучение письму в школе не превратилось в мучение? Нужно ли до школы учить ребенка письменным буквам? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей будущих первоклассников.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника наиболее сложным является овладение им навыками письма. Чтобы обеспечить достаточную готовность к овладению навыками письма, снизить психологическую нагрузку ребенка при поступлении в школу, необходимо начинать обучение письму еще до школы. Не научить писать «письменными» буквами, а именно готовить к письму. Чем раньше начнется эта работа, тем радостнее будет обучение в школе.
Работа по формированию у дошкольников готовности к овладению навыками письма включает следующие направления [3]:
1. Развитие ручной и мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.
2. Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия.
3. Развитие слухового внимания и слухомоторной координации.
4. Формирование и развитие пространственной ориентировки.
5. Формирование элементарных базовых графомоторных навыков.
Развитие ручной и мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации. Важным условием полноценного овладения письмом является достаточное развитие мелкой моторики. Развитию ручной умелости способствуют занятия с использованием детской продуктивной деятельности: рисование; лепка; аппликация; оригами; конструирование и моделирование из проволоки; работа с конструктором; выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов и т.д.
Мелкие мышцы кисти и пальцев у детей 6-7 лет ещё слабые, и при длительном письме рука быстро устаёт. В этом случае на помощь приходит пальчиковая гимнастика, сопровождаемая стишками, которая помогает снять усталость, сделать пальчики ребенка более подвижными и ловкими. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но и речь ребенка. Данные упражнения развивают у детей точность и ловкость движений, вырабатывают качества, необходимые для письма: аккуратность, настойчивость, внимательность.
Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания. Очень важно при подготовке ребенка к школе уделять большое внимание анализу и синтезу визуально поступающей информации в процессе наблюдения, научить его концентрироваться на буквах, на их элементах.
Однако работе с буквами должны предшествовать упражнения на тренировку зрительного внимания:
- Узнавание силуэтных, зашумленных, незаконченных изображений предметов.
- Поиск недостающих или неадекватных деталей в предметах или сюжетных картинках.
- Воссоздание целостного изображения предмета по его частям.
- Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других.
- Запоминание и воспроизведение увиденного (предметы, буквы, цифры) с указанием их пространственного положения.
- Различение правильного и зеркального изображения буквенных и цифровых знаков.
- Выкладывание геометрических фигур (предметов, картинок, букв, цифр) на различных плоскостях в определенном порядке (по образцу и речевой инструкции) и т.д.
Развитие слухового внимания и слухомоторной координации. Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание - это очень важная для человека функция.
Для развития слухового внимания предлагаются игровые упражнения и задания, которые учат ребенка не только слушать, но и слышать:
- Выделение и называние звуков окружающего мира.
- Проведение непрерывной линии мелом на доске под произносимые звуки.
- Воспроизведение ритмического рисунка с помощью отстукивания, зарисовывания.
- Дифференцирование предметов и явлений по звуковым характеристикам (громко-тихо, длинно-коротко).
- Выполнение действий или изменение направления движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (бубна, барабана, хлопков и др.).
- Выполнение заданий в тетрадях по речевой инструкции.
Одним из упражнений по развитию произвольности и слухового восприятия является графический диктант – рисование по клеточкам под диктовку взрослого. Приступать к проведению графических диктантов следует лишь после того, как дети научатся ориентироваться в клетке, будут понимать, что такое верх и низ, право, лево. Графический диктант развивает у ребенка зрительное восприятие, произвольное внимание, пространственное воображение, умение выполнять словесные инструкции.
Дидактические игры и упражнения на развитие слухового внимания: «Загадочные звуки», «Узнай, что звучит?», «Узнай, где звучит?», «Что ты слышишь?», «Назови звуки улицы», «Нарисуй, что услышал», «Где я?», «Послушай и похлопай», «Громче – выше, тише - ниже», «Звуки леса», «Услышь неверное слово», «Где звоночек?», «Слушай и рисуй», «Веселая зарядка», «Жмурки с колокольчиком», «Морзянка» и т.д.
Формирование и развитие пространственной ориентировки. Формировать пространственные представления нужно задолго до обучения графическим движениям. Ребенок должен четко знать, где у него правая и левая сторона туловища. У детей, испытывающих трудности в различении левой и правой сторон, при обучении грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблюдается склонность к их «зеркальному» изображению). Поэтому на занятиях с таким ребенком следует использовать дополнительные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, величины предметов, их пространственного расположения по отношению к самому ребенку и друг к другу.
Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между предметами можно использовать сюжетные картинки. Ребенок должен понимать и уметь отвечать на вопросы: Где? Кто за кем? Между кем? Кто впереди? Кто первый? Кто последний? Называть по картинке кто? или что? находится на, под, за, у, рядом, спереди, между, близко, далеко, сбоку, напротив, возле и др.
Полученные знания по ориентировке в пространстве ребенок должен «перенести» на лист бумаги. Насколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта: «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом углу нарисуйте цветок….» Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа.
Важно, чтобы у ребенка было сформировано зрительно-пространственное восприятие. Оно отвечает за правильное расположение графических элементов на плоскости листа, пространственное расположение графического элемента (буквы), его пропорции, правые и левые части, верх, низ, соотношение штрихов. То есть все, что может входить в понятие «зрительный образ буквы» [1].
Ознакомление с разлиновкой тетради в клетку и линейку. Перед поступлением в школу ребенок должен уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Для формирования этого умения можно использовать различные упражнения:
- нахождение центра клеточки;
- прорисовывание боковых сторон клетки сверху вниз;
- обводка клетки через одну;
- нахождение углов клетки, проведение наклонных линий из верхнего угла к нижнему;
- рисование по клетка геометрических фигур разной величины;
- рисование по клеточкам разных узоров и фигур по точкам, а затем самостоятельно.
Ребенок дошкольного возраста должен уметь ориентироваться на листе бумаги в линейку. На начальном этапе ребенку предлагается рисовать и писать на широких линейках, затем можно перейти к работе на более узких линейках. Работу необходимо начать со знакомства с верхней и нижней линией строки. Следует обратить внимание ребенка на то, что за пределы строчек выходить нельзя, писать надо красиво и аккуратно. Рисование узоров на строке и прописывание элементов букв надо начинать по предложенному образцу, сначала обводя их по точкам, а затем самостоятельно.
Умение рисовать и писать на бумаге в линейку – один из показателей готовности ребенка к овладению навыком письма и развития мелкой моторики и координации движений руки.
Формирование базовых графических навыков. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Первый шаг к письму – графические движения. Умение проводить различные линии – один из показателей сформированности графических навыков у дошкольника. Прежде чем начинать рисовать прямые линии, ребенка необходимо научить ставить точки, с которых начинается движение и вести руку в определенном направлении. В начале освоения графических навыков ребенок учится проводить прямые линии разной длины и в разных направлениях: вертикальные, горизонтальные, наклонные. Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой. Важно следить за тем, чтобы штриховые линии были параллельны и не выходили за контур рисунка. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно. После этого можно тренироваться в проведении изогнутых, волнистых линий, овалов и полуовалов, петель разных размеров.
Если ребенок уверенно проводит различные линии, можно приступать к выполнению более сложных заданий – копирование рисунков, дорисовывание второй половины рисунка, дорисовывание недостающих элементов предмета. На начальных этапах в помощь ребенку можно рисовать пунктирные линии для того, чтобы он рисовал картинку, ориентируясь на них. Одно из полезных упражнений - раскрашивание картинок. При этом важно соблюдение правил: не выходить за контуры рисунков, раскрашивать в одном направлении, не оставлять пробелов.
Почти все дети к 5-6 годам знают печатные буквы и умеют их рисовать, но, как правило, рисуют их неправильно, коряво, штрихи несоразмерны, неверно соотношение элементов, очень часто зеркальное начертание многих букв и элементов. Поэтому важно на этапе подготовки к письму научить детей правильно писать печатные буквы. Печатные буквы следует писать в тетради с крупной клеткой. Письмо по клеткам предполагает следование определенным правилам: заданной высоте, ширине букв, начало письма с определенной точки. Большое внимание на этом этапе уделяется различению букв, имеющих сходство по начертанию. С детьми, имеющими дефицит зрительно-пространственного восприятия важна обязательная работа по дифференциации сходных букв, установление сходства и различия их образов.
Стоит ли начинать перед школой писать письменные буквы? Обучение письменным буквам следует оставить профессионалам. Помните народную мудрость: «Учить всегда легче, чем переучивать».
Санитарно-гигиенические правила письма. Успешность формирования навыка письма, особенно почерка, во многом зависит от соблюдения основных гигиенических правил. Они не сложны, но очень важно неукоснительно выполнять их на начальных этапах обучения.
Посадка при письме. Парта, стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Туловище следует держать прямо, плечи находятся на одной высоте. Грудь не касается стола. Ноги опираются всей стопой на пол или на подставку. Рука пишущего должна лежать на столе так, чтобы локоть немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, другая рука – лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист [1].
Формирование правильного захвата ручки (карандаша). Свободное движение пишущей руки обеспечивается прежде всего тем, как ребенок берет ручку. Ее следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку слева, а указательный сверху. Безымянный палец и мизинец могут свободно лежать у основания пальцев, верхний конец ручки при этом направлен в плечо пишущего. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца – 2 см (у леворукого ребенка – 4 см). Оптимальная длина ручки 15 см. Очень короткие, чрезмерно длинные и толстые ручки лучше не использовать для письма.
Положение тетради. От положения тетради зависит не только четкость почерка, но и возможность правильно сидеть при письме. Наклонное положение тетради способствует наклонному положению букв. Сначала тетрадь поддерживает левая рука снизу. По мере заполнения страницы тетрадь передвигается вверх, и левая рука придерживает ее сверху.
Для детей, которые пишут левой рукой, гигиенические правила необходимо соотносить с левой рукой как ведущей.
В заключение хочется обратить внимание родителей на важные моменты при организации занятий с ребенком:
• Занятия по подготовке руки к письму рекомендуется проводить регулярно.
• Объяснять ребенку в доступной форме цель каждого занятия.
• Выполнять все задания в доступном для ребенка темпе.
• Постоянно следить за соблюдением гигиенических правил письма.
• Учить ребенка держать карандаш правильно, а не так, как ему удобно.
• Фиксировать внимание ребенка на направлении письма: слева направо.
• Не переходите к новому материалу, если не усвоено предыдущее правило.
• Находите любой повод, чтобы похвалить, подбодрить ребенка за старания.
Помните: достижению хороших результатов способствуют целенаправленность и систематичность занятий, доступность, последовательность и занимательность заданий и упражнений. Главная задача педагогов и родителей – помочь ребенку обрести уверенность в своих силах и возможностях.
Список литературы:
1. Безруких М.М. 10 простых шагов к красивому и правильному письму. – Екатеринбург: Рама паблишинг, 2010.
2. Всё о младшем школьнике: Книга для родителей о том, как воспитывать и обучать детей/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2005.
3. Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии: методическое пособие для педагога. – М.: ПАРАДИГМА, 2010.
4. Круглова А.М. Тренируем внимание. Простые упражнения и игры. – М.: РИПОЛ классик, 2013.
5. Круглова А.М. Тренируем память. Простые упражнения для простого запоминания. – М.: РИПОЛ классик, 2013.
Автор: Карнозова Наиля Наилевна,
Должность: педагог-психолог.
Место работы: Государственное бюджетное учреждение Департамента образования города Москвы Городской психолого-педагогический центр, ТО «Бабушкинское».
Задать вопрос детскому врачу! ⇒
Мамы и папы, бабушки и дедушки и все-все-все, кто заботится о здоровье своих детей! Приглашаем вас получить онлайн консультацию у детских врачей! Задавайте свои вопросы и наши консультанты обязательно вам ответят! ⇒