Лото развивает речь и кругозор


Когда речь заходит о требованиях к будущему первокласснику, родители чаще всего слышат: «Развивайте речь и кругозор малыша! Учите ребенка связно выражать свои мысли! Обогащайте детский словарь! Мало просто разговаривать с чадом и читать книжку на ночь». Но тогда что же еще? Ведь не все родители владеют педагогическими и логопедическими секретами! А в этом и нет необходимости. Достаточно просто купить ребенку пару хороших лото, провести за этой чудо-игрой несколько семейных вечеров, и скоро речь крохи вас приятно удивит.


Вот это фишка!


Лото не просто умножает знания малыша, но и развивает его внимание, память, мышление, речь и другие психические процессы. Видов лото огромное множество. Лото может быть узкотематическим, направленным на знакомство и закрепление конкретных знаний, например: «Азбука», «Геометрические фигуры», «Математические знаки» и др. Оно может объединять в себе несколько тем, подразумевая развитие способности классифицировать и обобщать: «Растительный мир», «Времена года», «Цвета и формы» и т. д.


Если мы понимаем, что конкретно хотим развить у малыша, остается подобрать правильное лото и сообразно поставленной цели организовать игру. Можно с уверенностью утверждать: задача будет решена «на пять с плюсом»!


Обычно детское лото представляет собой набор разделенных на квадраты карточек с изображениями различных предметов или явлений и фишек, совпадающих (для малышей) или соответствующих (для ребят постарше) изображениям на карточках. Игрокам (в такой забаве может участвовать от 2 до 6 человек) раздают игровые карточки. Ведущим, как правило, является кто-то из взрослых. Он вытаскивает из специального непрозрачного мешочка фишку, игрок или ведущий называет предмет. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает фишку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет фишками все игровое поле.


Когда кроха мал, когда он только знакомится с многообразием предметов и обозначающих их слов, мы предлагаем ему простое лото. Посмотрев на картинку, нужно найти такую же на карточке и назвать ее – ребенок овладевает лексикой родного языка. Затем малыш учится обобщать, называя несколько предметов одним словом. Яблоко, апельсин, лимон – фрукты. Грузовик, трамвай, автомобиль – транспорт. И так далее.


Перед ребятами постарше в игре ставится несколько задач, и они более «сложные».


  «ПР»-ГЛОССАРИЙ

Слово «лото» пришло в русский язык из итальянского (Lotto). Впервые эта игра появилась в Генуе в середине XIV века и сразу обрела массу поклонников. В начале XVIII века все светские модницы и франты России с увлечением проводили вечера за этой популярной забавой. Со временем возникали ее новые разновидности и варианты. Во времена, когда телевизор был роскошью, а о существовании компьютеров никто даже не подозревал, семьи в полном составе собирались за столом и играли в лото. Игра позволяла взрослым весело коротать вечера и занимала детей, ненавязчиво формируя у них полезные навыки. Малыши не только учились  счету, но и перенимали у взрослых культуру общения, тренировали внимание, скорость реакции. Специальное детское лото появилось только в XX веке и сразу было по достоинству оценено детьми и их родителями. В отечественной педагогике детское обучающее лото наряду с другими дидактическими играми тоже пользовалось огромной популярностью.


«Ассоциации» расширяют кругозор


Если мы хотим обогатить словарь ребенка, расширить кругозор, развить связную речь (и логическое мышление заодно), покупаем лото «Ассоциации». Здесь на первый взгляд изображения на фишках к карточкам совсем «не подходят». Цель игры – найти, что же их объединяет, и доказать свою точку зрения.


Правила гласят, что если ты, взглянув на фишку, просто сказал: «Мне подходит», не назвав точно, что изображено на картинке, не объяснив связь с изображением на карточке, – пропускаешь ход, что уменьшает шансы на победу.


Например:


Показываем карточку, на которой изображен батон белого хлеба. Ребенок обычно на вопрос «Что это?» отвечает односложно: «Хлеб».


Просим уточнить: хлеб бывает разный, назови более точно, пожалуйста.


– Белый хлеб, – говорит малыш.

– Верно, – подбадриваем мы. – А как еще можно назвать белый хлеб?

– Батон.


Теперь разберемся, к чему эта фишка подходит. На одной из карточек нарисованы пшеничные колосья. Чаще всего, пяти-шестилетки догадываются о соответствии картинок друг другу, но, во-первых, мало кто может это сформулировать, а во-вторых – проблема с аргументами. Для современных детей и колос, и батон – хлеб, они, понятное дело, подходят друг к другу. А сколько всего интересного и неизвестного между вспаханным полем и ароматной булкой на нашем столе! Комбайн и элеватор, хлебозавод и булочная, а также многое-многое другое! По ходу игры мы вносим не только огромное количество новых слов – существительных, прилагательных, глаголов – в лексику малыша, но и обогащаем его представления об окружающем мире, расширяем кругозор.


Так почему же батон «подходит» пшеничным колосьям?


Потому что в них зреют пшеничные зерна. Осенью комбайн их соберет, на перерабатывающем заводе (раньше на мельнице) их перемелят в муку, на хлебозаводе из пшеничной муки выпекут белый хлеб.


Играя с ребенком впервые, вы увидите, как много предметов, явлений, представлений и слов остаются без внимания малыша. Дети узнают, но, как правило, не могут назвать многие изображения. Улей, конуру (будку), скворечник называют домиком для собаки, пчелы и птицы. Шнурки – веревками или резинками, шприц – уколом, глобус – землей и т. д.


А некоторых названий дети просто не знают, хотя предмет им знаком, например мишень или жезл регулировщика. Неточные названия отражают бедность речи и неточные, бессистемные представления об окружающем мире. Так что да поможет нам лото!


«Круглый год» развиваем речь


Другое лото, которое можно порекомендовать для активного развития речи ребенка, – «Круглый год».


Тут тоже главное – правила!


1. Назови, что изображено.

2. Скажи, какому времени года соответствует.

3. Объясни, докажи почему.


В этой игре карточки соответствуют четырем временам года. Каждая разделена на три части: изменения в погоде и жизни растений, изменения в жизни животных, изменения в жизни и быту людей. Обратите внимание! Сколько бы вы потратили времени на то, чтобы объяснить малышу систему признаков сезонных изменений? А тут все наглядно: вот четыре времени года, вот три направления изменений в каждом из них. Это кратчайший путь формирования представлений (не самых, кстати, простых) об окружающем мире.


Ответы типа «солнышко светит», «туча и дождь» не засчитываются.


Ведь речь о явлениях природы, значит, называть и описывать нужно явление: гроза, ливень, пасмурная, облачная, ясная или ветреная погода.


В отличие от «Ассоциации» это лото характерно тем, что большинство изображений на фишках – сюжетные. А значит, для того чтобы ответить на вопрос «Что это?», как гласят правила, каждый игрок должен составить словосочетание или предложение. Например: медведица с медвежатами; цветущий луг; первоцветы на проталине; дети граблями убирают опавшую листву; мальчики мастерят скворечник; девочка катает снежный ком и так далее. Каждая фишка – кладезь представлений и повод для беседы, расширяющей горизонт детского кругозора.


А дальше нужно оценить содержание, сказать какому времени года оно соответствует и почему. Например: бабочка пьет цветочный нектар. Это бывает летом, потому что летом цветут цветы и летают бабочки.


В каждом лото около 50 фишек! Таким образом, за одну только игру кроха узнает много нового, научится видеть связь между предметами и явлениями, объяснять ее. Вот вам и кругозор, и словарь, и связная речь. И это не считая удовольствия, которое испытаете и вы, и чадо, играя всей семьей! А положительные эмоции делают знания особенно прочными. Ведь игра – не занятие. Тут и мама, и папа, и бабуля – игроки, находящиеся в равных условиях. Следуя правилам, вы показывайте малышу речевые образцы, рассказывая по ходу что-то новое. А в следующий раз кто-то из взрослых вдруг «ошибется», и кроха с удовольствием его поправит, демонстрируя, как он «усвоил материал».


Представляете, какой скачок в развитии речи может сделать малыш за время каникул, если хотя бы пару вечеров в неделю семья будет собираться за столом, чтобы поиграть в лото? А вопросов «с подвохом» на диагностической беседе во время записи в первый класс для него просто не будет!


 

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ

Чтобы разнообразить игру и закрепить знания, можно делать забавные и очень полезные упражнения. Они же помогут малышу не потерять интерес к лото, если его речь недостаточно развита, если он затрудняется объяснить связь между картинками, не знает многие названия.


Упражнение «Чего не стало?»


Цель: закрепление лексики, развитие внимания и зрительной памяти. Фишки кладутся в ряд картинками вверх (до 6 штук). Малыш некоторое время смотрит, уточняет названия изображений и запоминает, затем закрывает глаза. Взрослый убирает от 1 до 3 картинок, а кроха, открыв глаза, должен «отгадать», чего не стало. Затем взрослый и ребенок меняются ролями.


Упражнение «Что изменилось?»


Это более сложный вариант предыдущего упражнения. Фишки ведущим не убираются, а меняются местами. Малыш должен сосредоточиться не только на содержании, но и на порядке изображений.

Конечно, начинать нужно с небольшого количества картинок, постепенно увеличивая их число. Чтобы, с одной стороны, кроха испытывал затруднение, благодаря которому активизируются психические процессы, а с другой – мог самостоятельно справиться с задачей и испытать от этого радость.



Текст: Анастасия Кузнецова, 
педагог-психолог, обозреватель «ПР»

Возврат к списку

Подписка ПР