Лото развивает речь и кругозор
Когда речь заходит о требованиях к будущему первокласснику, родители чаще всего слышат: «Развивайте речь и кругозор малыша! Учите ребенка связно выражать свои мысли! Обогащайте детский словарь! Мало просто разговаривать с чадом и читать книжку на ночь». Но тогда что же еще? Ведь не все родители владеют педагогическими и логопедическими секретами! А в этом и нет необходимости. Достаточно просто купить ребенку пару хороших лото, провести за этой чудо-игрой несколько семейных вечеров, и скоро речь крохи вас приятно удивит.
Вот это фишка!
Лото не просто умножает знания малыша, но и развивает его внимание, память, мышление, речь и другие психические процессы. Видов лото огромное множество. Лото может быть узкотематическим, направленным на знакомство и закрепление конкретных знаний, например: «Азбука», «Геометрические фигуры», «Математические знаки» и др. Оно может объединять в себе несколько тем, подразумевая развитие способности классифицировать и обобщать: «Растительный мир», «Времена года», «Цвета и формы» и т. д.
Если мы понимаем, что конкретно хотим развить у малыша, остается подобрать правильное лото и сообразно поставленной цели организовать игру. Можно с уверенностью утверждать: задача будет решена «на пять с плюсом»!
Обычно детское лото представляет собой набор разделенных на квадраты карточек с изображениями различных предметов или явлений и фишек, совпадающих (для малышей) или соответствующих (для ребят постарше) изображениям на карточках. Игрокам (в такой забаве может участвовать от 2 до 6 человек) раздают игровые карточки. Ведущим, как правило, является кто-то из взрослых. Он вытаскивает из специального непрозрачного мешочка фишку, игрок или ведущий называет предмет. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает фишку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет фишками все игровое поле.
Когда кроха мал, когда он только знакомится с многообразием предметов и обозначающих их слов, мы предлагаем ему простое лото. Посмотрев на картинку, нужно найти такую же на карточке и назвать ее – ребенок овладевает лексикой родного языка. Затем малыш учится обобщать, называя несколько предметов одним словом. Яблоко, апельсин, лимон – фрукты. Грузовик, трамвай, автомобиль – транспорт. И так далее.
Перед ребятами постарше в игре ставится несколько задач, и они более «сложные».
«ПР»-ГЛОССАРИЙ | |
Слово «лото» пришло в русский язык из итальянского (Lotto). Впервые эта игра появилась в Генуе в середине XIV века и сразу обрела массу поклонников. В начале XVIII века все светские модницы и франты России с увлечением проводили вечера за этой популярной забавой. Со временем возникали ее новые разновидности и варианты. Во времена, когда телевизор был роскошью, а о существовании компьютеров никто даже не подозревал, семьи в полном составе собирались за столом и играли в лото. Игра позволяла взрослым весело коротать вечера и занимала детей, ненавязчиво формируя у них полезные навыки. Малыши не только учились счету, но и перенимали у взрослых культуру общения, тренировали внимание, скорость реакции. Специальное детское лото появилось только в XX веке и сразу было по достоинству оценено детьми и их родителями. В отечественной педагогике детское обучающее лото наряду с другими дидактическими играми тоже пользовалось огромной популярностью. |
«Ассоциации» расширяют кругозор
Если мы хотим обогатить словарь ребенка, расширить кругозор, развить связную речь (и логическое мышление заодно), покупаем лото «Ассоциации». Здесь на первый взгляд изображения на фишках к карточкам совсем «не подходят». Цель игры – найти, что же их объединяет, и доказать свою точку зрения.
Правила гласят, что если ты, взглянув на фишку, просто сказал: «Мне подходит», не назвав точно, что изображено на картинке, не объяснив связь с изображением на карточке, – пропускаешь ход, что уменьшает шансы на победу.
Например:
Показываем карточку, на которой изображен батон белого хлеба. Ребенок обычно на вопрос «Что это?» отвечает односложно: «Хлеб».
Просим уточнить: хлеб бывает разный, назови более точно, пожалуйста.
– Белый хлеб, – говорит малыш.
– Верно, – подбадриваем мы. – А как еще можно назвать белый хлеб?
– Батон.
Теперь разберемся, к чему эта фишка подходит. На одной из карточек нарисованы пшеничные колосья. Чаще всего, пяти-шестилетки догадываются о соответствии картинок друг другу, но, во-первых, мало кто может это сформулировать, а во-вторых – проблема с аргументами. Для современных детей и колос, и батон – хлеб, они, понятное дело, подходят друг к другу. А сколько всего интересного и неизвестного между вспаханным полем и ароматной булкой на нашем столе! Комбайн и элеватор, хлебозавод и булочная, а также многое-многое другое! По ходу игры мы вносим не только огромное количество новых слов – существительных, прилагательных, глаголов – в лексику малыша, но и обогащаем его представления об окружающем мире, расширяем кругозор.
Так почему же батон «подходит» пшеничным колосьям?
Потому что в них зреют пшеничные зерна. Осенью комбайн их соберет, на перерабатывающем заводе (раньше на мельнице) их перемелят в муку, на хлебозаводе из пшеничной муки выпекут белый хлеб.
Играя с ребенком впервые, вы увидите, как много предметов, явлений, представлений и слов остаются без внимания малыша. Дети узнают, но, как правило, не могут назвать многие изображения. Улей, конуру (будку), скворечник называют домиком для собаки, пчелы и птицы. Шнурки – веревками или резинками, шприц – уколом, глобус – землей и т. д.
А некоторых названий дети просто не знают, хотя предмет им знаком, например мишень или жезл регулировщика. Неточные названия отражают бедность речи и неточные, бессистемные представления об окружающем мире. Так что да поможет нам лото!
«Круглый год» развиваем речь
Другое лото, которое можно порекомендовать для активного развития речи ребенка, – «Круглый год».
Тут тоже главное – правила!
1. Назови, что изображено.
2. Скажи, какому времени года соответствует.
3. Объясни, докажи почему.
В этой игре карточки соответствуют четырем временам года. Каждая разделена на три части: изменения в погоде и жизни растений, изменения в жизни животных, изменения в жизни и быту людей. Обратите внимание! Сколько бы вы потратили времени на то, чтобы объяснить малышу систему признаков сезонных изменений? А тут все наглядно: вот четыре времени года, вот три направления изменений в каждом из них. Это кратчайший путь формирования представлений (не самых, кстати, простых) об окружающем мире.
Ответы типа «солнышко светит», «туча и дождь» не засчитываются.
Ведь речь о явлениях природы, значит, называть и описывать нужно явление: гроза, ливень, пасмурная, облачная, ясная или ветреная погода.
В отличие от «Ассоциации» это лото характерно тем, что большинство изображений на фишках – сюжетные. А значит, для того чтобы ответить на вопрос «Что это?», как гласят правила, каждый игрок должен составить словосочетание или предложение. Например: медведица с медвежатами; цветущий луг; первоцветы на проталине; дети граблями убирают опавшую листву; мальчики мастерят скворечник; девочка катает снежный ком и так далее. Каждая фишка – кладезь представлений и повод для беседы, расширяющей горизонт детского кругозора.
А дальше нужно оценить содержание, сказать какому времени года оно соответствует и почему. Например: бабочка пьет цветочный нектар. Это бывает летом, потому что летом цветут цветы и летают бабочки.
В каждом лото около 50 фишек! Таким образом, за одну только игру кроха узнает много нового, научится видеть связь между предметами и явлениями, объяснять ее. Вот вам и кругозор, и словарь, и связная речь. И это не считая удовольствия, которое испытаете и вы, и чадо, играя всей семьей! А положительные эмоции делают знания особенно прочными. Ведь игра – не занятие. Тут и мама, и папа, и бабуля – игроки, находящиеся в равных условиях. Следуя правилам, вы показывайте малышу речевые образцы, рассказывая по ходу что-то новое. А в следующий раз кто-то из взрослых вдруг «ошибется», и кроха с удовольствием его поправит, демонстрируя, как он «усвоил материал».
Представляете, какой скачок в развитии речи может сделать малыш за время каникул, если хотя бы пару вечеров в неделю семья будет собираться за столом, чтобы поиграть в лото? А вопросов «с подвохом» на диагностической беседе во время записи в первый класс для него просто не будет!
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ |
|
Чтобы разнообразить игру и закрепить знания, можно делать забавные и очень полезные упражнения. Они же помогут малышу не потерять интерес к лото, если его речь недостаточно развита, если он затрудняется объяснить связь между картинками, не знает многие названия. Упражнение «Чего не стало?» Цель: закрепление лексики, развитие внимания и зрительной памяти. Фишки кладутся в ряд картинками вверх (до 6 штук). Малыш некоторое время смотрит, уточняет названия изображений и запоминает, затем закрывает глаза. Взрослый убирает от 1 до 3 картинок, а кроха, открыв глаза, должен «отгадать», чего не стало. Затем взрослый и ребенок меняются ролями.
Это более сложный вариант предыдущего упражнения. Фишки ведущим не убираются, а меняются местами. Малыш должен сосредоточиться не только на содержании, но и на порядке изображений. Конечно, начинать нужно с небольшого количества картинок, постепенно увеличивая их число. Чтобы, с одной стороны, кроха испытывал затруднение, благодаря которому активизируются психические процессы, а с другой – мог самостоятельно справиться с задачей и испытать от этого радость. |