Успехи маленькими не бывают


Все, решено: будем взращивать успешную личность! Мы, родители, твердо пообещали себе быть последовательными и конструктивными в действиях, не перекладывать свою ответственность за результат на плечи ребенка. Мы хотим, чтобы к школе малыш был не «натаскан», а ГОТОВ. Готов, прежде всего, преодолевать трудности, большие и маленькие, подходя к ним без тревожности и страха, но с уверенностью в том, что все получится, а если не получится, то «я постараюсь понять почему, попробую еще раз, и тогда точно получится!» Если мы подписываем это «соглашение», пора заняться собственным ликбезом и выяснить все об этапах развития у ребенка мотива достижения успехов и о том, как конкретно этому процессу поспособствовать.


Первый этап: увлекаем содержанием занятий


То, чем вы собираетесь заниматься с чадом, должно быть ему ИНТЕРЕСНО! Мотивации «надо», «тебе скоро в школу», «Петя делает, а ты что…», а также любые виды принуждения не годятся категорически. Поэтому мы с вами должны использовать специальные приемы (личный пример, сюрпризные моменты, поощрения), считаться с настроением и предпочтениями ребенка. Лучше пусть «занятие» длится недолго и заданий в нем окажется немного, но зато это будет по-настоящему интересно. Цель на этом этапе такая: у ребенка должно сформироваться ощущение, что ЗАНИМАТЬСЯ (чтением, решением примеров, рисованием, вышиванием…) – ЭТО ИНТЕРЕСНО. Такое ощущение – фундамент будущего успеха.


Отступив немного, хочу сказать, что до школы у вас целый год! Это целое море времени! Главное – не торопите события и будьте последовательны.


Второй этап: усваиваем «успешные» слова


Малышу должны быть понятны слова, обозначающие различные компоненты достижения: попытка, успех, удача и др. Это очень важно! Одно безликое «Молодец!», которое используется во всех случаях жизни, не дает ребенку возможности сориентироваться в деятельности и ее результате.


Третий этап: используем знания на практике


Привлечение к оплате небольших покупок в магазине, написание записки–напоминания для папы, самостоятельный (без руки) переход через улицу, помощь в заполнении анкетных данных при записи в кружок, самостоятельное сообщение адреса, фамилии-имени-отчества и даты рождения в регистратуре поликлиники. Все на самом деле очень несложно. Главное, чтобы мы, родители, взяли да и сделали это. Что-то стихийно, что-то спланировав специально. Когда вы увидите результат, будете вознаграждены за старания! К тому же знание, использованное практически, отправляется прямиком в хранилище долгосрочной памяти ребенка и затем извлекается оттуда каждый раз при необходимости, а не забывается, как любой результат зубрежки.


Четвертый этап: развиваем самостоятельность


Самостоятельное, внутренне мотивированное поведение ребенка всегда сопровождается сокращением необходимости в помощи с нашей стороны. Вот она – мотивация достижения успехов! Не пропустите этот момент, не остановите малыша на взлете!


Допустим, в детском саду дали тетрадь на дом с заданием написать «крючочки». Ребенок сел за задание сам и, как может, его выполняет. Не контролируйте («т-а-а-к, давай постарайся, делай как следует»), не оценивайте результат («ну что ты, не видишь, что неровно пишешь?») Внимание только процессу: сам вспомнил, сел – умница! Посмотри на ряд своих «крючочков», какой тебе больше всех понравился, выбери. Вот этот. Да, он самый удачный (слово, обозначающее успех). Напиши еще три, чтобы были точно такие же. Отлично!


Главное, вовремя ослабить контроль за самостоятельной деятельностью малыша и потом активно обратить внимание на ее успешный результат. Если вы вдруг видите по ходу деятельности, что результат может быть не- достаточно или не очевидно хорошим, ненавязчиво подкорректируйте процесс, а потом обязательно обратите внимание на то, что было непросто, но ребенок справился!


Я наблюдала, как в поезде достаточно застенчивый малыш изъявил желание самостоятельно отнести стаканы проводнику. Один был пуст, а во втором было немного чая. Мама позволила, ребенок понес, поезд дернулся, и малыш чуть было не облился. Мама едва заметно придержала его локоть, никак не акцентируя внимание, чай немного выплеснулся ей на руку. В глазах ребенка было столько всего за эти несколько секунд! И сомнение, и испуг, и вопрос, стоит ли продолжать попытку... И только интуитивное педагогически-виртуозное поведение мамы позволило ему не «потерять» цель на пути к ее достижению. Малыш (ему было 4,5 года) благополучно отнес стаканы, вернулся, и вот оно – торжество компетентности и веры в свои силы на его лице! Мама поблагодарила ребенка за помощь, а я подумала, что это образ родительского поведения, направленного на формирование успешной личности. Чем бы ни занимался ребенок – доверь, поддержи, искренне порадуйся.


Формирование мотивации достижения успехов – сложный многоэтапный психологический процесс, однако в наших силах повлиять на его положительное развитие. Ведь ни в детском саду, ни в школе даже самый психологически подкованный педагог не в состоянии уделить такого тонкого и объемного внимания каждому малышу, на которое способны его родители.



  ПРОВОДНИКИ НА ПУТИ К УСПЕХУ


ПООЩРЕНИЯ:

  • место победителя

За столом можно придумать место победителя. Оно – для члена семьи, который сегодня преодолел трудности и смог сделать то, что до этого ему мешали делать его застенчивость, недостаточность старания, приложенных усилий. Сегодня это папа, совершивший удачную сделку, завтра – бабуля, которой поддался рецепт пирога, послезавтра – малыш, прочитавший первое слово сам! Психологическая сила этого приема колоссальна! Ребенок видит, что трудно бывает и нам, всесильным взрослым. Мы тоже прилагаем усилия, старания… Ничто не воспитывает так, как пример значимых близких!

  • аплодисменты

 Повод похлопать в ладоши найдется всегда! Например, ваше чадо учило-учило стихотворение, наконец выучило, рассказало… Аплодисменты!

  • хвалебные эпитеты

Не скупитесь на положительные оценки удачно выполненной деятельности: «Умница, дочь, сегодня ты нас всех порадовала!», «Твое выступление было самым лучшим!», «Твоя поделка, по мнению многих, оказалась самой красивой», «Мы все сегодня убедились, что ты можешь справляться с самыми трудными задачами. Ты – молодец!» Любое старание должно вознаграждаться и одобряться (это особенно важно для детей застенчивых, с низкой самооценкой и мотивом избегания неудачи). Казалось бы, мелочь, но не стоит на нее скупиться. Это очень важно для вашего малыша!

  • награды за преодоление трудностей

 Это могут быть наклейки, флажки, медали и т.п. как особый знак, обозначающий не результат, а факт преодоления трудностей (предварительно нужно объяснить  ребенку  символическое значение данных  наград). Их можно совместно придумать, изготовить и вручать всем членам семьи.


ПОДДЕРЖКА


Способы словесной поддержки используются в случае необходимости стимуляции мотива достижения успеха у тревожных детей. Например: «Я точно знаю, с этим заданием ты обязательно справишься», «Я уверена, что сегодня ты будешь работать еще лучше». 


ВООДУШЕВЛЕНИЕ


Ребенка всегда можно воодушевить, вдохновить на успех. Это можно сделать, например, с помощью:

  • опережающей награды

 Данный прием используется для снижения тревожности ребенка перед выполнением задания, в котором он ранее испытывал затруднения;

  • неожиданного проявления доверия, побуждающего ребенка оправдать его

Например: «Малыш, сегодня у тебя не все получилось, но мы все знаем, что ты добьешься успеха!»;

  • моделирования успешности усилий

 Мы специально создаем ситуацию успеха, поручая ребенку с низкой самооценкой выполнить такое задание, с которым  тот наверняка  справится;

  • выражения веры в силы и способности ребенка

Создавая атмосферу доброжелательности и эмоциональной поддержки в общении с ребенком, мы стимулируем у него желание активно включаться в деятельность. Даже неуверенный в себе малыш видит, что самый дорогой и значимый для него взрослый верит в него, радуется его успехам. В результате малыш сам укрепляется в желании преодолевать трудности.


Возврат к списку

Подписка ПР