Требования к дошкольной подготовке и готовности к школе нашли друг друга


Какой бы доступной и качественной ни была информация о подготовке и готовности детей к школе, ежегодно в первых классах оказываются «незрелые» малыши с явными пробелами в знаниях и воспитании, малыши, чьи индивидуальные особенности развития конфликтуют с выбранной программой обучения. Такие первоклашки испытывают трудности в учебе и, как следствие, в отношениях с учителями, одноклассниками, родителями. Пока взрослые спорят о том, кто виноват, что будущего ученика не подготовили должным образом, не предупредили родителей о возможных школьных проблемах, ребенок теряет интерес к учебе, а вместе с ним множество шансов реализовать свои способности в будущем. Пришло время исправлять ошибки.


Детский сад и школа: на разных языках


Почему это происходит? Проблема – в рассогласованности требований детского сада и школы к ребенку.


В чем задача сада? Чтобы малыш окреп, обрел опыт общения в коллективе, наигрался вдоволь, развиваясь «по ходу», научился разным важным вещам в соответствии со своим возрастом. Чего ждет от первоклассника школа? В целом того же: чтобы был здоров, развит в соответствии со своим возрастом, наигрался к моменту начала обучения. Все так. Ни один учитель, родитель, воспитатель с этим не поспорит. Тогда в чем подвох? В содержании каждого из этих моментов, однозначном понимании его всеми заинтересованными сторонами, критериями оценки развития ребенка и интерпретации результатов этой оценки на языке, понятном всем заинтересованным сторонам. Например, говоря о важных умениях и навыках будущего школьника, воспитатели могут иметь в виду способность завязывать самостоятельно шнурки, учителя – слушать, не отвлекаясь, и членораздельно выражать свои мысли, а родители – полагать, что чадо должно безошибочно считать до ста и обратно. Каково же всеобщее изумление (и прежде всего ребенка), когда на встрече со школьным психологом будущему первокласснику вместо «веселой шнуровки» предлагают составить рассказ, разложив сначала в правильном порядке 6 связанных по смыслу картинок, или решить логическую задачу, используя числа в пределах первого десятка вместо виртуозно заученного прямого счета до ста. Судьба будущего первоклашки, таким образом, зависит от того, «чья возьмет», и от степени совпадения ожиданий школы и предшкольной подготовки.


Запоминаем новую аббревиатуру – ФГТ


Надо сказать, так было не всегда. Понятны обиды родителей на современную школу, которая требует от ребенка невесть чего, в то время как мы шли учиться одинаково мало (по нынешним меркам) умеющие, но в большинстве своем одинаково хорошо осваивали программу начальной школы. В нашу бытность дошкольниками и первоклассниками существовала преемственность детского сада и школы. В подготовительную группу приходила учительница, знакомилась с детьми, которые потом, как правило, всем коллективом приходили к ней в первый класс. Программы, по которым с нами занимались в детском саду, были взаимосвязаны со школьными планами. В смутные времена многое хорошее было утрачено. А новое хорошее, которое приходит на смену, трудно и медленно пробивается через тернии предрассудков, недостаточной компетентности, консервативности, скепсиса родителей и педагогов. Эпоха перемен – ничего не поделаешь.


Оптимизм вселяет то, что вопросу преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием сегодня снова уделяется серьезное внимание. И не только на уровне признания ее необходимости, но и на уровне правовых нормативных документов системы образования – Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (ФГТ) и Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО).


В единстве требований – сила


ФГТ – это первый в истории российского образования документ, который на государственном уровне определяет важные принципы, по которым должна строиться воспитательно-образовательная работа в детском саду. ФГТ способствуют стандартизации содержания дошкольного образования, то есть приведения его к общему и понятному для всех знаменателю. Они достаточно четко разъясняют, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, чему учить детей, чтобы обеспечить каждому ребенку адекватный его возрасту уровень развития. И самое важное: дошкольный стандарт определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования и для учителей начальной школы, связывает между собой программы, по которым работают воспитатели и учителя.


Сопоставление ФГТ и ФГОС НОО демонстрирует единые основания и принципы построения воспитательно-образовательной работы с детьми, согласованность целей, общее понимание результатов, в числе которых особое внимание уделяется интегративным (комплексным) качествам, а не простой сумме знаний и умений.


Кто оценит готовность ребенка к школе


Это все хорошо, скажет внимательный родитель, но кто и как оценит эти интегративные качества, узнает, какие из них сформировались и развились должным образом, а какие – нет? Московский регистр качества образования (МРКО), к которому «подключены» все дошкольные образовательные учреждения Москвы. Эта информационно-аналитическая система дает возможность осуществлять преемственность на практике: она накапливает, систематизирует и анализирует работу детского сада по развитию каждого ребенка, основываясь на взаимосвязи школьного стандарта и дошкольных требований. Информация о развитии ребенка, которую накапливает детский сад, необходима школе для грамотного введения его в новую жизнь, в учебу. В то же время она доступна, достоверна, сопоставима с ожиданиями учителей. А главный плюс в том, что знания, умения и навыки, которые ребенок приобретает в детском саду, учителя «подхватывают» и продолжают развивать в школе, не только не пренебрегая особенностями развития маленького ученика, приобретенными в дошкольный период, но и максимально опираясь на них.


Пароль для родителей


Очевидно, что родителям такая информация тоже чрезвычайно важна. Владея и правильно распорядившись ею, можно быть уверенным, что адаптация к школе пройдет гладко. Поэтому для заинтересованных пап и мам в личных кабинетах МРКО предусмотрена возможность видеть реальную картину развития их детей. Проанализировав ее, каждый родитель совместно со специалистами детского сада и школы может подобрать и определить действительно оптимальную траекторию дальнейшего движения – выбрать школу, класс, соответствующую образовательную программу (УМК).


Правда, для того чтобы современная модель преемственности работала, обеспечивая непрерывность в образовании, важно, чтобы каждое ее звено было активным. Если сад и школа делают это «по долгу службы», то мам и пап спросить в своем детском саду или школе пароль от МРКО должен побуждать родительский долг.


В результате выигрывает маленький школьник, который с первых дней учебы благодаря консолидации заинтересованных взрослых чувствует себя успешным.   



  ТРИ В ОДНОМ

Преемственность между детским садом и школой – трехсторонний процесс.

  • С одной стороны – родитель, который представляет интересы своего ребенка, формулирует потребности и запросы к системе образования.
  • С другой стороны – детский сад, который, сохраняя самоценность детства, формирует личностные качества ребенка и знания (в сумме они служат основой успешности школьного обучения).
  • С третьей стороны – школа, которая выступает как преемник дошкольной ступени образования, не начиная работу с нуля, а «подхватывая» достижения ребенка, развивая накопленный дошкольником потенциал.


Текст: Татьяна Никитина, начальник отдела 
оценки качества дошкольного 
образования Московского центра 
качества образования

Возврат к списку

Подписка ПР