Социализация детей: модно, но не очень понятно


Недавно слышала странную радиодискуссию на предмет того, что в школе первично: социализация или образование. Ведущий призывал к ответу, мол, зачем вы детей в школу отдаете – чтобы они там общались или чтобы знания получали? Удивительно поставлен вопрос. А что, существует способ получать знания ментально, не вступая во взаимодействие с окружающими, то бишь обществом, не следуя принятым в нем законам и правилам? И для чего, собственно, нужны знания, которые, кстати, тоже социальный продукт? Дело, видимо, в том, что слово «социализация» сегодня в моде. Чаще всего его приходится слышать применительно к ребенку (порой начиная с пеленок), но каждый при этом имеет в виду что-то свое. Давайте разбираться…


В сад или не в сад? Вот в чем вопрос…


Сегодня слышишь сплошь и рядом что-нибудь вроде: вам 2 года, а вы еще не ходите в сад!? А как же социализация!? Как же вы собираетесь учиться в школе, такие несоциализированные!?


С одной стороны, есть рациональное зерно в этих высказываниях: сад дает малышу опыт взаимодействия в детском коллективе, приобщение к системе требований, умение соблюдать правила и т. д. Но, с другой стороны, прямолинейной зависимости нет. Объясним почему.


С точки зрения глобального влияния на становление личности, социализация делится на первичную (период детства), в ходе которой ребенок приобщается к малой группе – семье, и вторичную (условно – после школы, «взрослая» жизнь), когда мы осваиваем взаимодействие в социуме.


Первый этап – фундамент последующего развития личности и ее социализации. Именно в семье закладывается главная система координат будущей личности – попросту говоря, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. То, что видит и впитывает ребенок в семье, особенно в дошкольные годы, и есть для него социальная норма. Если, например, дома принято драться и выяснять отношения на повышенных тонах с использованием нецензурной брани, малыш усваивает это как устоявшийся образец и, приходя в сад, тоже дерется и выясняет отношения на повышенных тонах, ругаясь на чем свет стоит. За это он, как правило, бывает наказан взрослыми и не принят сверстниками. Поскольку любой ребенок испытывает необходимость в признании, отрицательное отношение окружающих закрепляет в нем агрессивность в качестве ответной реакции на ущемление этой жизненно важной потребности. Формируются соответствующие качества характера и самооценка. Вот такая у него социализация. А у другого малыша в этой же группе она может быть совсем другой. Это обстоятельство, в частности, объясняет, почему один и тот же сад для кого-то из родителей хороший, а для других – плохой.


  АГЕНТ 001

Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают большое влияние на развитие личности, называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути они свои. В младенческом периоде и раннем детстве это родители или люди, постоянно заботящиеся о малыше. В период от 3 до 8 лет количество агентов возрастает. Кроме близких ими становятся воспитатели, друзья семьи, учителя, сверстники и другие окружающие ребенка люди. Детские психологи отмечают также, что на этом возрастном этапе агентами социализации для ребенка являются телевидение и компьютерные игры. В ряде научных работ показано, что к 8–12 годам они активно способствуют формированию у определенной категории детей ценностных ориентаций, притязаний и ролевых моделей поведения, вытесняя влияние родителей и сверстников. 


И в школу не пойдем!


Детский коллектив в дошкольный период, конечно, необходим для нормального развития ребенка, но он не может отменить то, что малыш уже считает нормой, а лишь дополняет семейное воспитание, приоритет которого однозначен. Причем дополняет в соответствии с характером взаимодействия в семье: усиливает «хорошее», обостряет (как в приведенном выше примере) «плохое», в лучшем случае немного его корректируя. В социализации ребенка-дошкольника детский сад играет существенную, но не главную роль. Кстати, вопрос подготовки-готовности к обучению в школе тоже значительно шире, чем «ходил или не ходил ребенок в детский сад». Качество и уровень подготовки к обучению имеют только две прямые зависимости: от физического и психологического здоровья ребенка и от степени ответственности и компетентности семьи. Остальное – производные переменные, в которых возможны многие варианты.


С момента поступления в школу у малыша появляется «настоящая» деятельность, которая интересна и значима не только для него (как игра для дошколенка), но и для взрослых: родителей и учителей. Именно реальная социальная значимость отличает учебу от занятий в детском саду. В этой новой для него деятельности малыш участвует, конкурируя со сверстниками. В «настоящем», большом социуме, в который входят родители, учителя и одноклассники, у ребенка формируется самооценка, он осваивает новый уровень норм, правил, законы взаимодействия, получает формирующий личность опыт. Несмотря на то что этот опыт привнесен извне и с каждым годом ребенок все больше будет «переключаться» с родителей на школу и сверстников, его фундаментом все равно остается семейное воспитание, задающее вектор развитию и социализации. Кстати, на этом возрастном этапе домашнее обучение, которое сегодня в моде, как правило, не способно удовлетворить потребности развития (если речь не идет о проблемах со здоровьем или индивидуальных случаях, как, например, семьи глубоко верующих людей). При всем своем несовершенстве школа – важнейшая сфера становления личности. К сожалению, причиной отказа родителей от школы часто является протестное поведение, а интересы ребенка его «обслуживают». Это одна из форм изоляции от общества, в результате которого социализация развивается по особому сценарию, последствия которого как минимум спорны.


Семь Я? Значительно больше!


Все дети очень разные. Что хорошо для одного, совсем необязательно будет таким для другого. Объединяет их всех одно – возрастные закономерности развития. Например, в кризис трехлетнего возраста малыш перестает ощущать себя одним целым с матерью: с этого момента у него появляется потребность в расширении социальных контактов, постоянном общении с ровесниками, изменении качества отношений с близкими. Если родители достаточно компетентны и способны организовать жизнь дошкольника в соответствии с этим без участия педагогов детского сада, подобрав альтернативные возможности общения со сверстниками, малыш в первом классе будет чувствовать себя так же хорошо, как и те, кто пришел в школу из сада. В то же время сад – спасение для тех родителей, которым в силу жизненных обстоятельств некогда заниматься развитием крохи самостоятельно. Нельзя однозначно сказать, что садовские дети более социализированы, чем домашние. Они социализированы по-разному, соответственно тем нормам, правилам, культурным ценностям, образцам общения и взаимодействия, которые чаще наблюдали в близкой и значимой для себя среде. По-этому, не умаляя значения внешних воздействий, нужно признать, что до того момента, пока человек не станет взрослым (социально независимым), именно семья задает «угол зрения», через который в любом коллективе и любой ситуации преломляется поведение каждого ребенка.  


 

ДЕЖАВЮ

Американский психолог, специалист по школьным проблемам, опубликовал характеристику традиционной образовательной деятельности, которую наблюдал в младших классах школ штата Техас в конце 70-х годов прошлого столетия, оценив ее влияние на социализацию маленьких школьников.
«В общем, вот как это работает. Учитель стоит перед классом и задает вопросы. От шести до десяти детей подпрыгивают на своих местах и размахивают руками перед лицом учителя, горячо желая выйти к доске и показать, какие они умные и сообразительные. Несколько детей сидят спокойно, отводя глаза и пытаясь стать невидимыми. Когда учитель вызывает одного ребенка, на лицах нетерпеливых, мечтающих выступить учащихся появляется выражение разочарования и смятения, а на лицах не знающих ответа учащихся можно прочитать облегчение. Здесь «правит бал» жестокая конкуренция, потому что дети борются за любовь и одобрение одного из двух или трех наиболее важных в их мире людей.

Построенный таким образом обучающий процесс гарантирует, что дети не научатся любить и понимать друг друга… Дети, которые учатся неважно, часто становятся завистливыми и обидчивыми, осуждают отличников, дразнят их учительскими любимчиками и даже прибегают к насилию. Хорошо успевающие ученики в свою очередь часто относятся к неудачникам презрительно, называют их «глупыми» или «дураками». В условиях такой конкуренции дети просто не могут доброжелательно относиться к своим школьным товарищам».
Очевидно, что это проблема не «сильных» и «слабых» детей, а организации учебной деятельности учителем.

К слову, именно с такими «традициями» наша «новая» начальная школа активно пытается сегодня расстаться.



Текст: Анастасия Кузнецова


Возврат к списку

Подписка ПР