Да-да! Читать – ходить глазами: За ручку с мамой, после – сами

Да-да! Читать – ходить глазами: За ручку с мамой, после – сами

Уже десять лет я пишу книги для детей. Неудивительно, что у меня особенное отношение к книге и к чтению. Но у моего ребенка оно уже тоже особенное. И я могу поделиться прежде всего личным опытом приобщения дочки к чтению.


Читать или не читать? Не вопрос!


Многие взрослые сейчас вполне серьезно задаются относительно своих детей вопросом: «Зачем вообще в наше время, богатое развлечениями и информацией из других источников, читать книги?» Отвечая на него, придется, конечно, сыпать прописными истинами, но каков вопрос, таков и ответ. Поэтому давайте перечислим преимущества чтения еще раз:

  • При помощи книг ребенок может самостоятельно получать разнообразные сведения об окружа-ющем мире. Что ни говори, а чтение остается фундаментом образования ребенка: с определенного возраста основной массив информации поступает в виде текстов, причем сложных текстов. Читающий ребенок имеет преимущество перед одноклассниками: он больше знает, потому что тренированный читатель быстрее усваивает информацию.
  • Чтение книг – это залог грамотности: правила написания многих слов и выражений ребенок спонтанно (неосознанно) воспринимает и запоминает во время чтения (в этом случае задействованы механизмы зрительного восприятия и запоминания). 
  • У ребенка, который много и с удовольствием читает, обычно лучше развита устная речь, богаче словарный запас.
  • Умение читать развивает самостоятельность ребенка: он может читать и выполнять задания в развивающих книжках или учебниках без помощи и постоянного присутствия взрослых.
  • Осмысленное чтение необходимо при использовании обучающих компьютерных программ, поиске нужной информации в Интернете и т. д.
  • Читающий ребенок получает возможность испытывать ни с чем не сравнимое удовольствие от чтения интересных книг.


Читать! Уметь или любить?


Уметь читать и любить читать – это разные вещи. Большинство людей в современном мире умеют читать: отсутствие у человека начального образования – редчайший случай. Однако, чтобы ребенок смог полюбить чтение по-настоящему – читал много, быстро, осознанно и с удовольствием, надо приложить специальные усилия. И это задачка для родителей. Бывают, конечно, случаи, когда ребенок сам, без посторонней помощи влюбляется в чтение. Но чаще его приходится подталкивать к этому. Такая помощь малышу – отнюдь не обуза, напротив, это одна из интересных и значимых граней детско-родительских отношений.


Читать! Что, когда, как?


Первые книжки могут войти в жизнь малыша очень рано. Сегодня есть разнообразные книжки-игрушки, предназначенные для детишек от одного года. Это, например, книжки из клеенки, которые можно использовать во время купания в ванной, из ткани, которые можно брать с собой в постель, из плотного картона – их, замечу, невозможно порвать, помять или погрызть. Обычно книжки-игрушки для самых маленьких – это переходный вариант от игрушки к книжке. Почти в каждой такой книжке вы найдете «волшебную начинку»– пищалку или шуршалку, погремушку или пальчиковую игрушку, вынимающиеся пазлы, клапаны, скрывающие интересные картинки, и другие сюрпризы. Они не только развивают и развлекают малыша, но и первыми знакомят его с классическим форматом книжки – перелистывающимися страничками, хотя тексты на них минимальны или вообще отсутствуют.

Следующими появляются в жизни малыша книжки со стишками и потешками, а также народные сказки для самых маленьких. Малыш с удовольствием много-много раз будет слушать полюбившиеся тексты, постепенно запомнит их, научится отвечать на вопросы, показывать нужную картинку.


В это же время стоит подобрать для ребенка развивающие книжки, которые знакомят его с понятиями цвета, формы, величины, содержат различные интересные сведения о мире вокруг. Обратите, в частности, внимание на интерактивные книги: малыш нажимает на кнопки – и книга начинает звучать. Конечно, общение с такой книжкой не заменит совместного чтения с мамой, но займет ребенка и при правильной «озвучке» поможет в развитии речи.

Когда малыш достигает дошкольного возраста (после трех лет), ему требуются книги с более сложными текстами – это сказки народов мира, авторские сказки. Чтобы привлечь внимание подросшего ребенка к книгам, стоит приобретать панорамные книжки (с объемными иллюстрациями), книжки с наклейками, которые особенно любимы детьми, и другие книжки «с секретом».


Для ребенка пяти лет уже надо приобрести азбуку или букварь, а также специальные пособия для обучения чтению в игре.


Если домашняя библиотечка ребенка будет пополняться в таком порядке, то интерес к книгам малышу обеспечен. Но, к сожалению, не все так просто. Книга для ребенка, который еще не умеет или только учится читать, может «ожить» только в руках взрослого. Не все родители, к сожалению, это понимают. Мне много раз приходилось слышать их неутешительные приговоры не только книгам, но и собственным детям: «Мой ребенок не любит книги: я дала ему новую красивую книжку, а он ее порвал…», «Моему ребенку еще рано читать книжки – он только быстро листает странички, а затем убегает играть…». Исходя из опыта работы с детьми и воспитания собственного ребенка, смею утверждать: если взрослый не поленится и посвятит время совместному с малышом чтению, его труд вернется сторицей. Ребенок будет сам приносить книжки и просить почитать, проявляя к этому занятию огромный интерес. И много-много раз порадует родителей тем, как он быстро усваивает новую информацию из книг и учится использовать ее в жизни.

Читать! Чтобы было интересно


У моей дочки с самого раннего возраста было много самых разнообразных детских книг, мы с удовольствием играли с ними и читали их вместе. Читать дочь я научила в 4,5 года по собственной методике игрового чтения (по слогам). Однако далеко не сразу дочка стала читать сама. Я не настаивала: в таких вопросах давление на дошкольника неприемлемо. Согласно утверждениям психологов, у детей до семи лет ведущая деятельность все-таки игровая, а не учебная. Мое дело – дать ребенку шанс, а дальше действовать гибко, ведь все дети разные. Словом, очень важно не перегнуть палку.


Что ж, дочке больше нравилось, когда читаю я, а она слушает. И я читала. При этом регулярно приносила ей новые книги, тщательно выбранные в книжных магазинах и на книжных ярмарках. И приходила в восторг, видя, что дочка радуется новой книге совсем не меньше, чем новой игрушке. Тем не менее мы продолжали тренировать навык чтения – мы писали друг другу шуточные записочки. Дочке в такой забавной игре читалось легче и с большим интересом, потому что написанное касалось непосредственно ее жизни, а я могла подбирать уровень сложности текстов в соответствии с уровнем ее навыков. И терпеливо ждала момента, когда же дочке захочется читать самой.

Иногда мы читали по очереди. 


А первая книга была полностью самостоятельно прочитана дочкой почти в семь лет – «Азбука Бабы-яги» Андрея Усачева. Затем – «Азбука для заботливых родителей» Марка Шварца. Я поняла, что ребенку легче читать стихи – и строки короче, и рифма помогает (конечно, имеются в виду произведения только хороших детских поэтов). К тому же стало ясно: огромную роль играет то, что стихи смешные. Поняв этот секрет, я бросилась на поиски книг со стихами. Весь замечательный и очень любимый нами Андрей Усачев, а также Вадим Левин, Александр Кушнер, Игорь Лагерев и другие современные детские поэты (почему-то стихи с юмором лучше даются мужчинам) заняли почетное место в нашей библиотеке. Они читаются дочкой регулярно и самостоятельно.

Иногда, чтобы ребенок почитал, а я могла бы заняться своими делами, покупаю детские тематические журналы – например, про любимых дочкой лошадок. Но журналами не увлекаюсь: информация в них часто довольно примитивна.


Сейчас моя дочь учится в первом классе. В данный момент ее больше всего интересуют непростые отношения между людьми – между детьми, между взрослыми, между детьми и взрослыми. Поэтому в нашей библиотеке появились книги из серий «Книги – мои друзья», «Детская библиотека» и «Всемирная детская классика», в которых есть произведения, посвященные разнообразным вариантам человеческих отношений – от смешных до трагических. Обычно я начинаю читать книгу, а дальше дочь продолжает чтение сама. Что непонятно – спрашивает у меня, и порой мы подолгу беседуем о сюжете, героях произведений. А еще дочке очень хочется завести домашнего питомца, и книга Марины Аромштам «Мохнатый ребенок» очень помогла ей посмотреть на проблему домашних животных и ухода за ними с разных сторон.


Иногда мы читаем по ролям. Собираемся, кстати, записаться в детскую библиотеку, где дочка сможет научиться самостоятельно выбирать интересные для нее книги.


Вот такой путь мы прошли вместе с дочкой – не очень простой, но такой интересный! И продолжаем по нему идти – я никогда не откажу ей в просьбе почитать вслух и буду продолжать дарить хорошие книги. Когда я вижу, как она читает, слышу, как она смеется или плачет над прочитанным, я понимаю, что мои усилия были не напрасными: мой ребенок полюбил чтение. И это уже навсегда.


Читать! Какие книги?


Конечно, мы с дочкой прочитали все книжки, которые написала я. Но, как и любой родитель, я столкнулась с тем, что надо научиться выбирать детские книги. Когда список запомнившихся из собственного детства закончился, я стала выбирать книги современных авторов, которые понравились мне самой, а также искать книги с интересным именно моему ребенку содержанием.


Вот несколько советов, которые пригодятся папам и мамам при подборе детских книг:


  • обращайте внимание на качество текста или перевода, не стоит недооценивать возможности ребенка и бояться сложных, неадаптированных текстов;
  • не забывайте, что иллюстра

    ции – важнейшая составляющая 

    детских книг;

  • величина шрифта тоже имеет значение: буквы должны быть достаточно крупными, чтобы ребенок мог читать книгу самостоятельно без ущерба для зрения;
  • бумага желательна достаточно плотная;
  • формат книги, качество обложки должны быть удобными для 

    чтения ребенком.


Текст: Елена Янушко, психолог, логопед,
автор 150 пособий по развитию и обучению детей
дошкольного возраста, мама первоклассницы


Возврат к списку

Подписка ПР