Робототехнику - в школы! Учимся с LEGO MINDSTORMS
Если ваш ребенок часами просиживает с конструкторами LEGO Education, собирает самые невероятные модели, творчески подходит к решению любой задачи – уже сейчас родителям стоит задуматься, как с пользой применить эти навыки в его будущей жизни. Не спешите отрывать ребенка от увлекательного занятия, возможно, у вас растет будущий робототехник.
Будущее за робототехникой
В последние 10 лет интерес к образовательной робототехнике особенно высок. Всемирная Олимпиада по робототехнике – это уникальная возможность для ее участников развить в себе необходимые в XXI веке навыки творческого и критического мышления, решения задач с ограниченными ресурсами, обработки и усвоения информации.
Участниками образовательных соревнований по робототехнике ежегодно являются более 20 тысяч команд из 50 стран мира. Во Всемирной Олимпиаде по робототехнике, или ВРО (World Robotics Olympiad - WRO) соревнуются дети от 7 до 18 лет. Целью соревнований является популяризация и развитие научно-технического творчества и робототехники среди детей и молодежи как образовательного инструмента XXI века.
Основным инструментом для участников является робототехническая платформа LEGO MINDSTORMS. Наборы MINDSTORMS позволяет собирать практически любые модели автономно действующих моделей, включая двигающихся роботов, конвейеров и многое другое. В ходе работы над заданиями WRO ребята должны собрать модель робота, используя детали, датчики и моторы LEGO MINDSTORMS, запрограммировать его так, чтобы именно их конструкция стала самой точной, быстрой и результативной при выполнении заданий робототехнической олимпиады.
Почему же в последние годы столь велик интерес к робототехническим соревнованиям? Сегодня специалисты из самых разных областей все чаще говорят о недостатке в России инженерных кадров. Вопросам модернизации инженерного образования и качества подготовки технических специалистов уделяется внимание на заседаниях правительства РФ.
В 2014 году на Всемирной робототехнической Олимпиаде в Сочи заместитель министра образования и науки России Вениамин Каганов заявил, что новый предмет «Робототехника» должен быть введен в уже существующий школьный курс, преподающийся с 5 по 9 класс, — «технология». В 2015 году участников Всероссийской Олимпиады по робототехнике напутствовали премьер-министр России Дмитрий Медведев, министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров и другие официальные лица.
Школьные знания – в жизнь
На робототехнических соревнованиях участники применяют теоретические знания, полученные в рамках школьной программы при изучении точных и естественнонаучных предметов. Как правило, увлеченность робототехникой вырастает из увлечения простой игрушкой-роботом.
Кроме того, работая над проектом сообща, ребята развивают свои коммуникативные компетенции, учатся работать вместе, принимать решения сообща, находя компромисс и добиваясь поставленной цели совместными усилиями. Поэтому WRO может и должна рассматриваться как один из эффективнейших вариантов организации проектной деятельности учеников. Ведь работа над задачами, тесно связанными с реальной жизнью и решаемыми с помощью функционального конструктора, способна увлечь любого школьника. При этом ученик получит то, чего так часто не хватает в обычной школе – возможность изучать предметы практически, решая задачи, связанные с реальной жизнью.
По традиции, робототехническая олимпиада проходит в пяти категориях: основной, свободной, творческой, студенческой, футболе роботов. В каждой категории команда должна собрать и запрограммировать автономного робота, который будет решать определенную задачу. Одно из заданий основной категории — по цветовому шифру идентифицировать местонахождение полезных объектов на карте и собирать их, двигаясь по оптимальному маршруту, избегая опасных объектов. В робототехнических кружках, на школьных факультативах ребята учатся применять свои знания и навыки из самых разных школьных предметов - математики, физики, технологии и информатики.
Сегодня в Краснодарском крае, Москве, Санкт-Петербурге, Челябинской области, Татарстане активно продвигают робототехнику в школьную программу и включают ее в курс дополнительного образования детей. Ребята из этих регионов чаще всего привозят награды со Всероссийского этапа робототехнической олимпиады и Всемирной Олимпиады по робототехнике.
В России движение WRO существует более 11 лет. Ранее WRO уже проходила в Сингапуре, Бангкоке, Наньнине, Тайбэе, Йокогаме, Пхохане, Маниле, Абу-Даби, Куала-Лумпуре и Джакарте. Россия впервые принимала робототехническую олимпиаду в 2014 году. В настоящий момент наша страна имеет самое большое представительство в WRO – 3450 команд. Поэтому неудивительно, что наши школьники постоянно завоёвывают медали на международных соревнованиях по робототехнике. Так, в 2013 году Россия заняла первое место в общекомандном зачете по количеству наград на международном финале WRO в Джакарте, Индонезия. Множество наград было завоевано российскими школьниками и на прошлогоднем Международном финале WRO, который состоялся в олимпийском Сочи.
В 2014 году Всемирная робототехническая Олимпиада проходила по созданным в России правилам, главной темой стала «Роботы и космос». За три дня соревнований Сочи принял более 3000 участников со всего мира. Мероприятие посетило более 15 тысяч гостей.
Основная тема соревнований WRO 2015 – «Роботы-исследователи» («Robot Explorers»). Участникам предстоит создать роботов, способных получать данные и исследовать различную окружающую среду, которая может быть опасна для человека.
В этом году мы также ждем отличных результатов нашей сборной в финале, который пройдет в ноябре в г. Доха, Катар. Команды-победители определились в середине июня в ходе российского финала WRO в Казани. Ребятам из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Татарстана, Краснодарского края, Челябинска и других выпала высокая честь представлять нашу страну на Всемирной робототехнической Олимпиаде 2015 года. Пожелаем успехов российской сборной на Всемирных робототехнических соревнованиях в Катаре!
Фото: Иннополис