Уроки для маленьких сочинителей
Современные родители прикладывают немало усилий, чтобы развить разговорные навыки у детей с самого раннего возраста. Считается, что в возрасте трех-четырех лет у детей формируется грамматический строй речи, совершенствуется произношение слов, ребенок начинает последовательно излагать свои мысли. Но что делать, если ваш малыш уже ходит в сад, а его речь мало отличается от детского лепета? Как научить ребенка говорить четко и связно, грамотно пересказывать придуманные или услышанные истории?
В Московской детской библиотеке №31 второй год реализуется проект «Моя первая история», направленный на развитие разговорных и письменных навыков детей в возрасте от 4 до 8 лет. Инициаторы программы – компания LEGO Education, Московский городской библиотечный центр и Централизованная библиотечная система САО г. Москвы.
Цель проекта «Моя первая история» – развитие устной и письменной речи детей по направлениям: звуковая культуры речи, грамматический строй речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. На занятиях используются игры с красочными кубиками, декорациями, животными и машинами из наборов серии LEGO Education PreSchool, основные из них - «Моя первая история», «Люди мира», «Дикие животные», «Общественный и муниципальный транспорт». Разнообразие деталей вдохновляет маленьких участников на создание своих неповторимых миров и невероятных историй.
Методическую основу проекта «Моя первая история» составляет использование «ситуации речи под запись» как инструмента развития первичных навыков чтения у дошкольников, широко применяемую, в частности, в Финляндии. Программа по развитию речи дошкольников представляет собой последовательность еженедельных занятий, в ходе которых дети, используя образовательные наборы LEGO Education, конструируют, а затем рассказывают свои истории, которые за ними тщательно записывают сотрудники библиотеки – педагоги и психологи. Данная методика не только способствует развитию навыков устной речи, ее четкой организации и развитию коммуникативных способностей ребенка, но и сильной мотивации к чтению.
Развивающий проект «Моя первая история» стартовал осенью 2014 года. В экспериментальную группу было набрано 12 детей в возрасте от 4 до 8 лет. Учитывая успешное начало проекта, в новом учебном году решено сформировать 2 группы общей численностью 20 человек. Под руководством опытных педагогов и психологов малыши смогут развить речевые и коммуникативные навыки, избавиться от психологических зажимов при общении со взрослыми людьми и сверстниками, научатся грамотно и последовательно излагать свои мысли.
Нынешним летом проект «Моя первая история» вышел за пределы библиотеки №31 и был успешно представлен на Красной площади в рамках фестиваля «Книги России». Мероприятие посетили более 200 тысяч человек. В рамках праздника книги действовала библиотечная секция, на которой был анонсирован развивающий проект «Моя первая история» и демонстрировались наборы для дошкольного образования LEGO Education Preschool. В ходе мастер-классов было показано, как образовательные наборы LEGO Education помогают подготовиться к школе, развить такие важные компетенции, как умение правильно говорить и рассуждать, общаться с собеседником, работать в команде.
Занятия по развитию речи детей начинаются с разминки, в ходе которой педагог предлагает детям лингвистическую игру, например: «Поймай слог», «Закончи фразу», «Скажи по-другому», «Чье все это?». Как правило, разминка занимает первые 10 минут. Следующие 20 минут дети фантазируют и конструируют из наборов LEGO Education. Оставшиеся время малыши рассказывают истории, которые педагоги записывают за ними, иногда поощряя к описанию подробностей.
«Методика проекта носит новаторский характер и после своего обобщения и анализа может найти широкое применение в различных учреждениях образования и культуры», - считает Ольга Ломбас, директор LEGO Education в России и странах СНГ.
Придумывание историй для детей от 6 лет усложняется групповыми заданиями. Для выполнения сложных задач семи- и восьмилетние дети выделяются в отдельную подгруппу. К таким заданиям относятся создание коллективных историй, когда одному предлагается придумать ее начало, другому кульминацию и третьему – завершение. Сочиненные истории часто предлагается рассказать группе, затем слушатели отвечают на вопросы. Таким образом, активизируется важный момент развития речи – слуховое восприятие.
Создание коллективных историй – сложный вид деятельности, который подразумевает навыки работы в группе. У детей от 4 до 8 лет эти навыки только начинают формироваться. Поэтому новые задания вводятся постепенно. С каждым разом ребятам становится все проще работать совместно, развиваются их социальные коммуникативные навыки. Для старшей подгруппы в игре используется письменная речь. Детям предлагается придумать и записать название истории или имена героев. Ребята выполняют эти задания с большим энтузиазмом.
«В прошлом учебном году занятия проходили ни один месяц, поэтому у специалистов была возможность проследить динамику развития речи детей. Результаты превзошли наши ожидания: дети раскрепостились, научились излагать свои мысли, причем делают это весело, оживленно, сюжеты повествований стали более сложными и развернутыми», - рассказывает Юлия Дьячковская, заведующая Детской библиотекой № 3 1, в которой в 2014 году стартовал проект «Моя первая история».
Специалисты отмечают, что малышам стало легче работать в группе при том, что в начале коллективные задания выполнялись крайне тяжело. «Есть примеры детей - двух девочек, которые в возрасте 5 лет вообще не разговаривали со сверстниками, с родителями излагали мысли с затруднениями, на вопросы отвечали односложно. Прогресс в развитии речевых навыков этих детей налицо. Девочки стали охотно и развернуто отвечать на вопросы, связанные с придуманной историей. В их рассказах появилось действие, да и конструирование стало более изобретательным. Теперь они с удовольствием играют в группе», - делится опытом Юлия Дьячковская.
Первые итоги будут подведены в конце учебного года и опубликованы на сайте LEGO Education и на ресурсах Московского городского библиотечного центра.
Занятия по развитию устной и письменной речи детей проходят раз в неделю, по средам, с 17.00 до 17.40 для детей 4-6 лет и 6-8 лет. Адрес библиотеки №31: ул. Балтийская, д. 4 (ст. м. «Сокол»). Участие бесплатное.