Предметное обучение: переход количества в качество?
Информация о том, что многие столичные школы перешли на предметное обучение, вызвала очередную волну паники в родительских кругах. Действительно, справится ли семилетнее чадо с появлением в его жизни сразу нескольких новых «теть», вместо одной обожаемой первой учительницы?
С другой стороны, с «одной-единственной» отношения могут не сложиться, а при данной системе обучения у ребенка есть выбор!
В общем, тема противоречивая, и все «за» и «против» совершенно обоснованы.
Уповаем на время, которое обязательно «покажет», и беседуем с директором московской школы № 261 Павлом Владимировичем Карповым о том, как предметное обучение зарекомендовало себя на данном этапе.
– Павел Владимирович, ваша школа уже четвертый год находится на предметном обучении? Это был эксперимент или, выбирая данную модель, Вы уже точно знали, что она вам нужна и подходит?
– Да, верно, почти четыре года. Мы точно знали, что она нам нужна, но планировали также проверить, как лучше ее организовать.
– Одно из преимуществ предметного обучения – более глубокое знание преподавателем «своей темы». А какие еще плюсы Вы можете назвать?
– Формирование у детей начиная с 1-го класса учебной и бытовой самостоятельности, опыт столкновения с разными учителями и разными требованиями, рефлексия этих требований и их обсуждение с классным руководителем – это плюсы. А с точки зрения родителей, меняется единица взаимодействия с учителями – важна не абстрактная общая успеваемость ребенка, а его прогресс в каждом конкретном предмете.
– А минусы есть?
– Конечно. Дети не всегда находятся под контролем взрослого, иногда пытаются решать конфликты своими, «детскими», способами (оскорбления, драки), поэтому необходимо прорабатывать с ними такие ситуации и обсуждать, как можно было действовать по-умному, по-взрослому и как помогать тем одноклассникам, которым трудно самостоятельно справляться с подобными проблемами. Тут важнейшую роль играет психологическая компетентность классного руководителя и учителей.
Еще один минус – обратная сторона плюса: разница в требованиях. Если в классе работают слишком разные педагоги, которые не взаимодействуют друг с другом, то противоречивость их требований будет негативно сказываться на ребенке. Он просто не будет выполнять ничьи.
– Как проводится подготовка (переподготовка) преподавателей?
– По выбранной нами системе обучения (Эльконина-Давыдова) проводятся ежегодные летние курсы (10–15 дневные) по методике преподавания предмета. Принять участие может любой педагог, имеющий образование учителя начальных классов (для основных предметов – русского, математики, литературного чтения) или психологическое образование (для окружающего мира, технологии). Помимо этого, на протяжении всего года педагоги находятся в контакте с разработчиками предметов (по телефону и электронной почте).
– Самый главный родительский вопрос: есть ли у детей, кроме учителей-предметников, учительница-«мама», роль которой так важна в годы началки? Ну или просто классный руководитель?
– Разумеется, есть. Как правило, это преподаватель одного из предметов. На нашем опыте мы убедились, что в идеале это должен быть человек, ведущий какой-то урок в «своем» классе, но минимально занятый в других, чтобы было время приходить в свой класс на уроки, обсуждать с детьми любые важные и не очень события, работать с родителями и прочее.
– Недовольных родителей много?
– Обычно недовольны те, чьи дети не могут контролировать себя сами, и им требуется жесткий внешний контроль. Мы объясняем, что наша начальная школа устроена именно так, другие школы – иначе. Каждый может выбирать то, что подходит их ребенку больше.
– Как директор, Вы сомневаетесь в этой системе? Ведь все проверяется временем.
– Сомневаться необходимо! Без этого нет развития и движения вперед. Постоянно возникают ситуации, в которых трудно принять правильное решение. Но все проверяется временем! И думаю, мы с вами обязательно еще вернемся к этому разговору!