Александр Гаврилов. Коротко о главном: просто и доступно
Департамент образования уже давно стал для родителей и учителей открытым и доступным. Напоминаем, что у каждого из нас, родителей, есть возможность быть полноправным участником образовательного процесса не на словах, а на деле! Благодаря сайту ДОгМ мы можем не только следить, но и влиять на ход событий московского образования, а также обратиться за разъяснениями той или иной ситуации к чиновнику любого ранга.
Некоторые из присланных в редакцию вопросов «Первоклассные родители» адресовали заместителю руководителя Департамента образования г. Москвы Александру Владимировичу Гаврилову.
– Александр Владимирович, на сайте Департамента образования появилась интересная кнопка «Открытый департамент» с перечнем различных мероприятий ведомства. Получается, некоторые совещания идут в режиме онлайн и посмотреть их может каждый житель Москвы?
– Совершенно верно, очень многие мероприятия может посмотреть каждый желающий. Но то, что мы назвали «Открытым департаментом», в себя включает не только прямые трансляции и видеозаписи совещаний и селекторов. У людей появилась возможность быть свидетелями очень важных процедур, скажем, родители могут в режиме онлайн принимать решения о назначении или аттестации руководителей образовательных учреждений. Аттестационная комиссия и кадровый совет проходят в прямом эфире. Каждый может посмотреть, кто и как назначается или, наоборот, не назначается, и понять, по какой причине кандидатура человека была не утверждена. Все проходит открыто и гласно.
Помимо видеовозможностей на сайте ДОгМ есть и другие полезные сервисы. Любой гражданин может напрямую обратиться с вопросом, просьбой к руководителю Департамента образования. Все обращения незамедлительно рассматриваются, читаются лично Исааком Калиной, затем публично размещаются ответы. Те вопросы, которые имеют не частный, а важный характер для всего города, обсуждаются в эфире на еженедельном селекторе.
Также на сайте размещаются анонсы и отчеты о проектах и мероприятиях, результаты работы системы образования, рейтинги школ. Можно воспользоваться сервисом «Поиск образовательного учреждения» и подобрать то, что вас интересует.
Сайт ДОгМ как орган исполнительной власти имеет единую платформу со всеми важными порталами города. С него можно перейти и на сайт Правительства Москвы, и на общегородские сервисы, такие как «Активный гражданин» или «Наш город». Словом, он – часть общегородской открытой системы.
– Какие преимущества родителям и детям дает большая школа?
– Это очень обширный вопрос. Я постараюсь ответить кратко. Итак, процесс создания крупных школ практически завершен. Большая школа – это место, в которой есть дошкольное отделение и разные уровни и профили общего образования. Ресурсы, которые были у каждого отделения в отдельности, теперь доступны всем детям сложившегося комплекса. Если объединились несколько садиков, включая один логопедический и школу со спортивным уклоном или английским языком, то все ребята смогут пользоваться преимуществами каждого вошедшего в комплекс заведения. Кроме того, что услуги логопеда будут оказаны всем детям, попавшим в комплекс, у данного специалиста появится серьезная занятость, и ему не придется «добирать» часы по округе. Раньше родители испытывали затруднения с переводом ребенка из сада в школу. Они сталкивались с множеством отговорок: то программа сада не подходила, то уровень подготовки не соответствовал. Им предлагали платные курсы. Теперь, когда «дошколка» – часть комплекса, этот вопрос отпадает. Да и дети остаются в прежнем коллективе, поэтому социализация проходит легче. Собственно, ребенок автоматически переходит на другой образовательный уровень – в первый класс.
У нас на сегодняшний день зачислено 84 тысячи детей, 48 тысяч из которых – простым переводом из сада в школу.
– То есть необходимости регистрироваться на портале государственных услуг, чтобы попасть в первый класс того же комплекса, у родителей будущих первоклашек теперь нет?
– Совершенно никакой необходимости. Но если родители хотят перевести ребенка в другую школу – это их право. Тогда, да, придется воспользоваться электронной записью.
А тем семьям, в которых несколько детишек, помимо всего перечисленного большая школа дает элементарные удобства: все дети находятся в одном месте с единой администрацией и педагогическим коллективом. Родительские собрания не накладываются друг на друга – школа их «разводит».
Согласитесь, в маленькой школе трудно сделать разнопрофильное образование. Один класс – математический? другой – гуманитарный, вот, собственно, и весь выбор. Тогда как в большой школе легко можно сделать несколько направлений: лингвистическое, химико-биологическое, математическое, инженерно-экономическое… Ребенка не придется переводить в другую школу, выбирая профиль. Внутри одного заведения он может выбрать тот профиль, который ему нравится. Это еще одно преимущество.
Большая школа выгодна и с точки зрения решения педагогических задач. В ней значительное количество учителей. Педагоги одночасовых предметов (черчение, астрономия, например) имеют маленькую нагрузку и как следствие низкую зарплату. В большой школе она у них появляется. Достаточная для хорошей зарплаты и полной занятости.
В маленькой школе, условно говоря, один физик, один химик… Им и поговорить-то не с кем на свою профессиональную тему! Раньше спасали семинары. А когда в учебном заведении достаточно коллег, можно создавать уже некие кафедры. А из этого вытекает очередное преимущество: если в маленькой школе заболел учитель математики, то уроки либо отменяются, либо заменяются. И отставание в любом случае неизбежно. А когда биологов пять, то можно организовать профессиональную качественную замену.
Не менее важный вопрос социализации. В большой школе ребенок общается с большим количеством людей, есть некий «университетский городок».
Комплекс готов предоставить большой выбор кружков и секций, а также открыть по запросу родителей новые – либо в рамках городского финансирования, либо за счет средств родителей. Чего не может себе позволить маленькая школа: трудно организовать секцию по шахматам для трех человек. Словом, у образовательных комплексов больше возможностей отвечать на всесторонние родительские запросы.
– Александр Владимирович, в Москве появились межрайонные советы директоров. Каковы их функции?
– В Москве 37 межрайонных советов и официально существуют они уже полтора года. Директора школ сами выбирают себе «старшего» – авторитетного руководителя успешного заведения, который готов повести за собой других и поделиться передовым опытом. С одной стороны, они - представители Департамента Образования, а с другой - обратная связь для нас. Ведь председатель межрайонного совета имеет право и возможность напрямую выйти на руководителя ДОгМ и его заместителей и донести все тревоги и чаяния. Мы регулярно с ними встречаемся на крупных семинарах, обсуждаем насущные проблемы. Они в курсе всех изменений, принимаемых на уровне города. Словом, управляющие советы – это наши проводники, выполняющие образовательные, организационные, педагогические функции.
– Напомните, пожалуйста, родителям, какова роль управляющих советов?
– Управляющий совет – это профессиональное, самостоятельное сообщество, принимающее либо согласовывающее любые решения. Хотя ответственность за них в полной мере, по-прежнему, несет директор учебного заведения. Не нужно путать Управляющий совет с родительским комитетом. Благодаря УС школы стали очень самостоятельными. В его состав могут входить родители, учащиеся, представители администрации, выпускники этой школы и просто неравнодушные граждане, чьи дети никогда даже не учились в этом учебном заведении.
Иногда их возглавляют выдающиеся люди нашего города - независимые и ответственные, которыми сложно помыкать. Сказать, что все УС одинаково хороши – несправедливо. Одни – самостоятельны и конструктивны, другие – прямо скажем, «подкаблучники» директора. Эта ситуация нас не может оставить равнодушными, поэтому Общественный совет при ДОгМ, который возглавляет Нина Григорьевна Минько, начал процедуру аккредитации УС, чтобы был некий сертификат соответствия. Те, кто его пройдет, смогут работать во благо детей совместно с Департаментом образования.
– А может ли меняться состав УС?
– Предусмотрена кооптация – периодическая замена членов. Сегодня как раз обсуждается, как правильно сформировать УС. Ведь должны быть представлены и учтены интересы любого ребенка данного образовательного комплекса: дошкольника, ребенка с ОВЗ и т.д.
– В этом году мы празднуем юбилейную дату –70-летие Великой Победы. От каких запланированных мероприятий ДОгМ ждет особого резонанса?
– Патриотическое воспитание ведется на постоянной основе, не только в юбилейные годы. У нас создан центр гражданского и патриотического воспитания, который является главным методическим центром города по этой работе. В школах имеются замечательные неформальные живые музеи, на базе которых можно вести патриотическую работу. Мы считаем, что любое мероприятие, направленное на воспитание исторической памяти и уважение дедов и прадедов является резонансным. На живых примерах воспитывается реальное чувство патриотизма. Это важно и для ныне живущих ветеранов. Когда они видят, с каким увлечением ребята занимаются изучением истории своей страны, подвигов родственников, они понимают, что кровь проливали не зря. Они не забыты.
На этот год у нас запланировано много интересных мероприятий. Так, например, в Кремлевском дворце уже прошел кадетский слет, в зале присутствовали ветераны ВОВ и более поздних войн. Мы очень ждем 6 мая, когда пройдет большой кадетский парад на Поклонной горе. Департамент подготовил несколько крупных исторических и личных акций. Вы, наверно, слышали об интересном проекте «Сашка», в котором взрослые с детьми читают одноименную повесть В. Кондратьева – не очень простое произведение по стилистике. Также у нас проводится метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений» под кураторством городского методического центра. Будет много интересного. На сайте обязательно появится информация о мероприятиях, приуроченных к этой дате. Еще раз подчеркну: год действительно особый – юбилейный, но работа по патриотическому воспитанию велась всегда, независимо от памятных дат.
– Совсем скоро наступят продолжительные летние каникулы. Как поддержать интеллектуальный тонус ребят, чтобы сильно не расслаблялись? Что Департаментом образования запланировано на лето? Любимый нами проект «Университетские субботы» уходит на каникулы?
– Ну, боюсь, дети не согласятся с тем, что они продолжительные! (Смеется.) Детям кажется, что они короткие. Так у младших школьников они длятся три месяца, а у старших – меньше, это связано с экзаменами, ЕГЭ, ОГЭ.
Нами запланированы тематические экскурсии и лагеря, всевозможные походы, где можно поддержать себя и физически, и интеллектуально. Кроме того, в каждой школе дают задания и список литературы на лето, иногда даже излишне большой. Поэтому ребятам есть чем заняться.
Что касается проекта «Университетские субботы», он, конечно, уходит на каникулы. Ведь проект реализуется на базе вузов, где в летнее время работает приемная комиссия, идут экзамены. А вообще, нужно помнить, что самое главное задание на лето – хорошо отдохнуть и набраться сил для следующего учебного года.