Все обо всем. На вопросы отвечает директор
На вопросы родителей отвечает Ефим Лазаревич Рачевский, директор ЦО № 548 «Царицыно».
Во многих московских школах продленка стала платной. Однако чиновники утверждают, что такого быть не должно и не может, а платными будут только кружки и секции, причем только те, которые организованы по запросу родителей. Я хочу лишь, чтобы мой ребенок был в безопасности, делал потихоньку уроки и дышал свежим воздухом (по возможности). У нас же за это взимается ежемесячная сумма, которая для меня вовсе не «символическая». Я должна платить за «присмотр»? Кому верить и чего ждать? Медленно, но верно мы начинаем платить за все.
Екатерина М.
Утверждения чиновников, которые говорят, что такого быть не должно и не может, не соответствуют действующему Закону об образовании, статья 66, часть 8, которая не относит пребывание детей в продленке к образовательной деятельности. Эта услуга является «услугой по присмотру и уходу за ребенком» (безопасность, пригляд, прогулка, туалет, организация еды, движения, сна и пр.), которая в соответствии с Конституцией необязательно должна быть бесплатной для семей, как и содержание ребенка в детском саду.
Кому верить? Закону. Ждать изменений этого закона, которыми сейчас пытается заняться Комитет Госдумы по образованию. Есть обходные варианты, например, назвать продленку «досуговым образованием» или во время присмотра и ухода читать детям вслух Толстого. Это можно сделать, если у школы есть деньги помимо государственной или муниципальной субсидии. Возможен и иной вариант, когда региональные или муниципальные власти финансируют ГПД из собственных ресурсов целевыми субсидиями.
Скажите, пожалуйста, почему, на Ваш взгляд, не осуществляется переход на единую образовательную программу с одинаковым для всех школ УМК (как это было в СССР и остается по сей день в ряде европейских стран)? Это же всем удобно!
Галина Л.
Если судить по последним высказыванием политиков, такая тенденция становится все более популярной. Действующий Закон об образовании в России исключительными полномочиями по формированию образовательных программ наделил школу. Разумная школа, определяя свою образовательную программу и все ее специфики, сохраняет то необходимое базовое содержание, которое является единым для всего мирового культурного пространства, оставляя вариативную возможность для индивидуализации образовательного процесса детей. Неразумная же школа в своем стремлении абсолютизировать персональное в массовом пространстве, сталкивается с трудностями, особенно когда в нее приходят дети из других школ.
Как правило, это происходит тогда, когда стремление к авторству и образовательному самовыражению доминирует над здравым смыслом и еще тогда, когда школа позиционирует себя как единственный источник информации и культуры. Но единицы из таких школ, действительно, сыграли авангардную роль в позитивной модернизации образования. Последнее: УДОБСТВО является не единственным признаком качественного образования.
Что Вас, как педагога и директора, огорчает в нынешней системе российского образования? В чем ее сильные стороны в сравнении с западом?
Николай С.
Запад слишком неоднороден, чтобы ориентироваться на его систему образования. Там все очень по-разному: образовательные системы скандинавских стран сильно отличаются от английской, которая, в свою очередь, несопоставима с французской. Сравнение с Западом сегодня некорректно еще и потому, что лидерские позиции постепенно начинают занимать такие страны, как Сингапур, Китай, некоторые другие страны Азии.
Поэтому о своих огорчениях я скажу безотносительно сравнений с иными странами.
1. Доминирующие аудиторные системные занятия, которым в лучших системах сегодня противопоставлена самостоятельная деятельностная педагогика – лабораторные и проектные работы; самообразовательные технологии, основанные на практиках.
2. Стремление людей, ностальгирующих о своей молодости со всей полнотой ощущений в прошлом, вернуть унификацию в современное образовательное пространство. Эти люди думают, что если за непрочтение Островского ребенку поставят двойку, то он начнет его читать. Поэтому они путают предметное содержание образования с его реальным содержанием и по-прежнему полагают, что можно вернуть манипулятивную педагогику. А еще они продолжают считать, что учитель – единственный руководитель учения, его мессия и пр., и пр.
3. Несмотря на новые образовательные стандарты в большинстве школ применяются репродуктивные технологии и методики.
А вот наши сильные стороны, которые не могут не радовать:
– Существенно выросла общая культура учителей, особенно молодых;
– Российские семьи активны в своем понимании связи образования и социальной успешности;
– Учительская профессия становится конкурентной, все больше умной молодежи идет в учителя;
– Отечественная школьная математика – одна из самых сильных и умных в мире!
– Родители все активнее «вмешиваются» в школьную жизнь и лишают директоров монопольного права на управление школами.