ЕГЭ на 300: секрет успеха
Трижды стобалльница Дарья Ильясова, лицей № 1580 при МГТУ имени Н.Э.Баумана. Предметы: математика профильная, информатика и ИКТ, физика.
– 300 баллов за ЕГЭ – настоящая победа! В чем твой секрет успеха?
– У меня нет никакого особого секрета – у меня просто склонность к математике, работа с цифрами мне очень нравится. В предметах данного профиля нет какой-то неоднозначности, там всё логично и точно. Когда ты получаешь конечный ответ, ты уверен, что он правильный.
– Когда ты определилась с профилем?
– Еще в 9-ом классе я решила, какие экзамены буду сдавать на ЕГЭ. С выбором я определилась, в том числе, благодаря сдаче ОГЭ. Именно тогда я начала усердно заниматься еще и физикой, она у меня всегда хорошо получалась. А по поводу информатики – мне просто нравится играть в онлайн игры, поэтому я подумываю об IT сфере.
– Как ты построила свой процесс подготовки к экзаменам?
– Определившись с профилем, я приняла решение перейти в наш лицей, потому что здесь очень сильная подготовка по физике, математике и информатике. За эти два года я углубила свои знания – на уроках нам давали очень хорошие материалы. Я усердно занималась и могу сказать, что мне было достаточно тех знаний, которые я получила в школе. Мне не приходилось даже как-то дополнительно заниматься – я просто следовала тому, что нам говорили на уроках. Иногда мы рассматривали и нестандартные вопросы. Данная практика стимулировала нас к размышлениям, помогала понять, почему необходимо применить именно такое решение в данной ситуации. Это очень помогает решать задачи, которые ты до этого не делал.
– Что посоветуешь будущим выпускникам? Как добиться таких же успехов?
1. Следовать той программе, которую вам дают в школе. В нашем лицее давали знания, которые мне очень пригодились.
2. На самом экзамене не надо бояться, если ты не уверен, как выполнить какое-то задание, его можно пропустить и двигаться дальше. Последующее решение других заданий по той же теме поможет найти ответ на предыдущий вопрос.
3. Также нужно выделять время на отдых. Я, чтобы расслабиться или отвлечься, например, люблю читать, особенно приключения или фантастику.
Дарья Савельева, заместитель директора по качеству образования лицея № 1580 при МГТУ имени Н.Э.Баумана.
– Какие основные задачи заместителя директора по качеству образования?
– В школе должна быть такая образовательная система, которая способна дать максимальный результат. Она должна иметь высокий уровень коммуникации между всеми участниками образовательного процесса. И задача заместителя директора по качеству образования такую систему либо создать, либо скорректировать.
– Сложная ли эта работа?
– Работа сложная, но безумно интересная. Ты взаимодействуешь с педагогами, детьми и родителями. При этом, ты выступаешь не только в качестве контролирующего органа, но и как инициатор процессов, идей и проектов, которые позволяют сделать образовательную систему лучше. Приятно видеть, когда педагог, которому ты дала рекомендации, добился лучших результатов и радуется этому.
– Какими способами вы достигайте успеха ваших выпускников?
– Проектирование всей образовательной системы начинается с учебного плана, и если он грамотно и правильно составлен и соответствует ФГОС, то результат будет такой же выдающийся или даже лучше. В старших классах учебный план в нашем лицее профильный и практически имеет индивидуальный характер.
Также в течение года мы проводили работу по построению индивидуальных образовательных траекторий детей. У нас разработана учебная программа со срезовыми работами, на основе которых анализируются срезы и показатели от одной работы к другой. Это даёт нам возможность корректировать не только процесс образования каждого ребенка, но и работу учителей, если, например, западет какой-то модуль. Особенно мы уделяем внимание зимним и летним сессиям, которые представляют собой семестровые контрольные работы и зачеты. Мы анализируем результаты и подтягиваем ребенка там, где у него есть определённое проседание.
– Проводили ли вы внешние независимые диагностики и считаете ли их необходимыми в образовательном процессе?
– Независимая внешняя оценка необходима, поэтому я считаю правильным проводить независимые диагностики для своих учеников. Мы проходили независимые диагностики Московского центра качества образования в плановом порядке. Наш лицей является участником проекта «Инженерный класс в Московской школе», поэтому все нашли ученики исходя из профиля сдавали предпрофессиональный экзамен. В Центре независимой диагностики ребята сдавали теоретическую часть, а практическую – в МГТУ имени Н. Э. Баумана. Также наши ученики участвовали в независимой диагностике по астрономии и показали результаты выше городского уровня. Благодаря внешней экспертной оценке мы следим за индивидуальными образовательными траекториями, анализируем и прогнозируем определённый результат в дальнейшем.
– Проводите ли вы независимую оценку для педагогов?
– При подготовке к ЕГЭ в этом году все наши учителя по математике и русскому языку прошли тестирование в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования. Не у всех был тот результат, которого они ожидали, поэтому это дало определенную пищу для размышления для самообразовательной деятельности каждого педагога. Это очень хорошая практика, ведь при независимой диагностике учитель пробует себя в роли школьника и понимает, как психологически нужно работать с учениками. В следующем году мы обязательно будем сдавать с учителями физику.
– Что можете сказать о личных качествах Даши? Как у нее проходил процесс подготовки?
– Заслуга Даши в ее целеустремленности. Она поставила себе цель, что должна получить 300 баллов, чтобы поступить в желаемый ВУЗ. Но мы, от лица педагогов и администрации, понимаем, что дело не в долге, а в том, что ученик просто может это сделать. Поэтому со своей стороны сделаем всё, чтобы у него это получилось.
Усилия ребенка и педагога на достижение результата должны быть совместными. К тому же, это комплекс работы всего педагогического состава. Если образовательная среда, в которой находится ребенок, работает на него, то тогда у школьника будет хороший результат. Если же усилия будут исходить лишь от одного педагога или классного руководителя, подобного результата добиться не получится.
– Как строится работа педагогов в вашей школе?
– Работа каждого нашего педагога нацелена на результат. Они стараются увлечь ребят своим предметов и понимают, что, если только заставлять детей – ничего не получится. Приходя на уроки, я вижу, что буквально каждый учитель отдаёт частичку себя – делает предмет настолько интересным, что им действительно увлекаешься и погружаешься в этот мир. Из этого следует, что детям тоже нравится работать с учителем: они хотят приходить на уроки, вставать рано утром, получать знания, разбирать и делать уроки.