Родительский опыт

Иду на поводу

Сейчас мой сын учится в восьмом классе. Хорошо учится – молодец. Он знает, куда собирается поступать, и настойчиво идет к своей цели. Думаю, что я знаю, как нам удалось этого добиться. Возможно, вам покажется, что это звучит несколько странно. Тем не менее это так: мы всегда шли на поводу у нашего ребенка.


Когда наш сын был еще совсем маленьким, года 4–5, он увлекся шахматами. Тогда как раз вышел первый фильм про Гарри Поттера. В нем очень эффектный финал: нужно выиграть шахматную партию, от которой зависит жизнь главных героев. Так в нашем доме появилась шахматная доска, потом тренер по шахматам, затем подключился дедушка, и у нашего сына появилась целая библиотека биографий великих гроссмейстеров, сборники шахматных задач и лучших партий. Мы по-настоящему серьезно отнеслись к его увлечению. Правда, тогда еще наш «серьез» не оформился в семейную педагогическую теорию. Скорее, это была интуиция. Помню, мы тогда жили в Подмосковье. И я на электричке, потом на метро вез ребенка через всю Москву, чтобы он принял участие в настоящем шахматном турнире. Для нас было важно, чтобы все по-настоящему – чтобы он по-настоящему играл, по-настоящему оценивал свои возможности и силу противника. Мы тогда проиграли, но достойно – во втором туре… На протяжении всех последующих лет у нас с дедушкой был прекрасный партнер по шахматам. А когда он вырос, мы поняли, что, кроме этого, у нас есть час-другой прекрасного единения со стремительно отдаляющимся подростком.


Потом, лет в шесть, сын увлекся хоккеем. Тогда наши как раз выиграли чемпионат мира. И я пошел с сыном в местный хоккейный клуб. У нас появилась форма. Все по полной программе: коньки, защита, шлем, огромная сумка и клюшка. И всю эту экипировку приходилось ему, шестилетнему парню, тащить на себе до катка. Я помогал, конечно. Тогда мы уже жили в Москве. Я работал, поэтому возил его только на метро. А от метро до дома сыну приходилось идти самостоятельно. Тут наше серьезное отношение к увлечениям сына уже начало приобретать осязаемые очертания. Нам по-прежнему было важно, чтобы все по-настоящему. Мы принимали участие в турнире на первенство района. Тогда мы выиграли. Сын играл целых 6 минут в матче. Даже в газете напечатали фото победителей. Эту газету мы храним до сих пор и со стремительно отдаляющимся подростком любим вспоминать, как неистово я болел эти 6 минут, пока сын был на льду.


Когда ребенку исполнилось восемь-девять лет, он нашел на даче дедушкину тетрадь с записями его детских достижений. Много лет назад, когда дедушке как раз было девять, дистанцию в три километра он пробежал с результатом, на десять секунд превышающим мировой рекорд, который установил в этой возрастной категории какой-то болгарский мальчик. Наш сын увлекся легкой атлетикой. Так у нас появились беговые бутсы и пропуск в школу олимпийского резерва. Мы все тогда работали. Поэтому у нас был график: раз в неделю – мама, раз в неделю – я и два раза в неделю – дедушка. Приходилось отпрашиваться, ребята на работе говорили: «И охота тебе? Идете на поводу! То одно у него, то другое…» В это время все мы уже знали: что бы мы ни делали – работаем на результат. Несмотря на то что физически легкая атлетика оказалась тяжелее, чем хоккей, мы все стремились, чтобы опять-таки все по-настоящему. Тогда в соревнованиях по бегу на дистанции в три километра мы проиграли, то есть не вошли в тройку призеров. Сын был четвертым. Но это тоже ведь преодоление! Теперь дедушка со стремительно отдаляющимся подростком любят вместе пробежаться с утра на даче.


В десять-одиннадцать лет в домашней библиотеке ребенок нашел книжку «Простейшие опыты по химии» и увлекся. Тогда как раз в продаже появился набор «Юный химик», который стал самым желанным подарком нашему ребенку в день рождения. Так дома появилась первая лаборатория. А мы с дедушкой по очереди возили сына через всю Москву в бывший дом пионеров в кружок юного химика. К этому времени мы уже осознали причинно-следственную связь: чем серьезнее мы относимся к увлечениям нашего чада, тем серьезнее он увлекается. А ребенок знал: чтобы все было по-настоящему, любое дело нужно доводить до конца, до очевидного результата. Когда «Юный химик» перестал удовлетворять познавательный интерес нашего мальчика, мне регулярно приходилось ездить в учколлектор (специальный магазин, который занимается продажей школьного оборудования) и покупать там пробирки, колбы, кислоты, реактивы. Ребенок писал список, от моего имени делал заказ, а я к назначенному времени ехал с паспортом получать. Помню, был я на работе. Тогда у нас только родилась дочка. Звонит мама, говорит, что проснулась от того, что из комнаты сына валит черный дым, и они с малышкой стоят на балконе. Я попросил дать трубку сыну, потребовал объяснить суть реакции, откуда дым и есть ли огонь. Парень очень четко ответил на все мои вопросы. Поняв, что близким ничто не угрожает, я попросил его, закрыв влажной тканью нос и рот, пойти открыть дверь на лестничную клетку. Испуганные соседские бабульки вызвали пожарных. К их приезду дым уже рассеялся, но сыну все равно пришлось объясниться. Бабушки ворчали: идут на поводу у ребенка… Конечно, мы его ругали потом. Однако в этот день мы с женой сделали два открытия: сын знает, что делает, и умеет отвечать за свои поступки – это победа… Домашнюю лабораторию пришлось закрыть, практические занятия отложить до летних каникул. Дальнейшее знакомство с химией ограничилось теорией. Учебники по 11 класс включительно стали подарком на Новый год. Сын уже привык, что все должно быть по-настоящему. А летом на даче из подручных средств собрал самогонный аппарат. Теперь на семейных посиделках мы со стремительно отдаляющимся подростком хохочем, вспоминая, как на полном серьезе дедуля дегустировал получившийся напиток.


А потом сын собирал трансформатор Тесла, и мы постоянно ездили на барахолку – покупали детали. А наш знакомый из разных деревень свозил ему старые телевизоры. А потом он увлекся астрологией, и дедушка купил ему телескоп, и мы вставали на даче по будильнику во втором часу ночи – сквозь сон любоваться звездными туманностями… Да, мы идем на поводу у ребенка. На поводу у его интереса, мощного познавательного вектора... Теперь это наша маленькая семейная педагогическая теория. Как-то незаметно сын втянулся в этот водоворот. Он ведом силой собственного познания: ставит цели, ищет средства достижения и добивается результата. А мы с дедом на подхвате. Мы по-прежнему всегда рядом со стремительно отдаляющимся подростком.


Евгений Кузнецов


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 


Подписка ПР