Родительский опыт

Второй раз в первый класс

Свой «маркетинговый» анализ на тему самой подходящей, согласно моим критериям, школы я сделала 5 лет назад, когда в первый класс шел старший сын. С тех пор альтернативы у меня не появилось. Когда пришло время записывать в школу младшую дочь, я давно и твердо знала: меня устраивает одно-единственное образовательное учреждение. Его уровень, шаговая доступность… Да и возить детей в разные школы представляется мне занятием слишком обременительным и неудобным. А поскольку проблема выбора отпала сама собой, то осталась только одна задача – поступить в выбранную школу…

 

Бонусы: они есть или нет?

Несмотря на то, что во всем огромном городе самая подходящая школа находится от нас недалеко, территориально мы к ней не «приписаны». А поскольку она имеет статус гимназии, к ней вообще приписано меньше домов, чем к обычной. Говорят, это сделано как раз для того, чтобы оставались места для способных детей из других микрорайонов. Тем не менее, я не сомневалась, что дочка станет ученицей этой школы. Мою уверенность подкреплял в том числе факт обучения в ней старшего ребенка, что, как я знала, являлось приоритетом при зачислении. Однако в середине учебного года стали ходить упорные слухи, что в этом году правила игры изменились. Как мне авторитетно заявляли сведущие люди, старшие братья-сестры отныне не в счет, да и «территориальный приоритет» тоже вот-вот отменят. Паникующие родители говорили, что мы все, вне зависимости от места  жительства, наличия всяких льгот и уровня подготовки детей, будем стоять в одной живой очереди, устраивая перекличку на протяжении предшествующей 1 апреля недели (как выяснилось, они были не так уж далеки от истины). Но я, несмотря на все эти слухи, панике не поддавалась. Мне казался полным абсурдом даже тот факт, что наш директор станет принимать в школу всех подряд, независимо от уровня подготовки. Я много раз слышала из его уст слова о том, как важно, когда в классе все ученики имеют ровно высокий уровень интеллектуального развития и мотивации к учебе. Что касается «бонусов» для младших братьев-сестер, то я очень бы удивилась в случае их отмены. И дело не только в том, что школа гордится свойственной ей семейностью, преемственностью поколений. Директор, на мой взгляд, правильно полагает, что ему проще работать с уже «проверенными» родителями, чем все начинать с нуля. Словом, моя вера в мудрость школьной администрации была поистине непоколебимой.

 

Тестирование: не санкционировано, но приятно!

И вот начался март. Вскоре после праздников я узнала, что в вожделенной нами школе происходит запись на собеседование. Как такое может быть? Ведь любые собеседования и тестирования при записи в 1 класс запрещены… Я твердо знала: тестирование ребенка может происходить только после приема документов – чтобы формировать классы с учетом психологических и интеллектуальных особенностей детей. Но ничего не поделаешь, и я  послушно записалась на собеседование (оно же – тестирование!)… Записалась по телефону школы, что, собственно, означало: никто никакого секрета из факта «несанкционированного» проведения собеседования не делал. В день «С» мы с дочкой отправились в школу. Первое, что было предложено мне в ее стенах, – подписать согласие на психологическое сопровождение ребенка. Такой вот изящный эвфемизм!

Во время собеседования я находилась в том же классе, где оно проходило, и заполняла анкету для родителей. Я могу ошибаться, но моя анкета показалась мне более сложной, чем вопросы, которые задавал ребенку психолог, даже с учетом нашей с дочуркой разницы в образовании. Психолог дочку очень хвалила. И не столько за интеллектуальное развитие, сколько за так называемую психологическую готовность к школе. Дочка действительно легко шла на контакт, улыбалась и достаточно непринужденно разговаривала с человеком, которого видела впервые.

Она была вовлечена в процесс и не проявляла признаков гиперактивности, которая доставляет столько хлопот учителям младшей школы. В результате я услышала желанные для любой матери слова о том, что «нам бы таких детей побольше» и что «ваша дочка, безусловно, должна учиться в нашей школе».

Я была так рада и даже растрогана, что чуть не забыла спросить у психолога о наших дальнейших действиях. Спохватившись, задала важный вопрос. Ответ меня, однако, насторожил: психолог сообщила, что нужно будет позвонить в школу и все узнать несколько позже. Больше всего меня пугала живая очередь 1 апреля.

 

Обязательные условия: зачем деньги, Зин?

Вскоре выяснилось: никакой живой очереди не предполагается. Прием документов в школу будет происходить во время собеседования у директора, на которое нужно предварительно записаться. Как сообщила мне секретарь, директор начиная с 1 апреля в течение 6 дней будет принимать у себя в кабинете по 10–12 человек. «Запись на собеседование у директора» стартовала в последних числах марта. Я, к сожалению, не знаю, совпало ли количество свободного времени у директора с количеством желающих принести документы. И как поступили те, которым сказали, что «список закрыт»? И что говорили родителям, которые ни к кому не записывались, но, тем не менее, пришли в школу, как и положено, 1 апреля? 

А в это время среди мамочек будущих первоклассников ходили упорные слухи, что для гарантии поступления в нашу гимназию необходимо внести некоторую сумму в попечительский совет, особенно если ты с «чужих» территорий. Но я твердо решила не брать с собой на собеседование с директором ни копейки. Только свое «золото» – дочку. Подруга сказала, что если мы не приписаны к школе, то это нужно сделать обязательно. Первый вопрос, который задал нам директор, когда мы с заполненным заявлением о приеме оказались в его кабинете: были ли мы на собеседовании у психолога? Услышав утвердительный ответ, он углубился в таблицу результатов (несмотря на запрет на собеседование и тем более на оценки, напротив каждой фамилии ребенка стоял набранный им балл!). Удовлетворившись увиденным, директор решил задать дочке еще несколько своих вопросов. Не сказать, что сложных, но и не простых. Не могу утверждать, что было бы, если бы дочка на них не ответила – нас не взяли бы в школу?.. Но она, к счастью, оказалась умничкой.

Далее директор поинтересовался нашим адресом и сообщил нам, что к его школе мы «не приписаны». И вот тут-то я и выложила свой козырь о старшем ребенке, который успешно учится здесь уже почти 5 лет. Посмотрев на меня строго, директор поинтересовался, насколько хорошо успевает мой старший ребенок. Затем попросил сложить наши документы в папочку и расписаться в тетради. Из чего я заключила, что мы приняты!!! В единственную устраивающую меня школу!

 

1 апреля 2012 года: а если не повезет?..

Я считаю, что родителям московских детей, поступавших в этом году в первые классы, повезло. Мы успели проскочить отмену «бонусов», в том числе связанных с «пропиской» к школе. Что случилось после их отмены как противозаконных, мы со вздохом облегчения наблюдали разве что по сюжетам из теленовостей. Всю страну облетели кадры безобразной драки на пороге одной из екатеринбургских школ. Прием документов в этом регионе начался позже, чем в Москве, когда вступили в силу новые правила зачисления в первый класс, отменяющие все приоритеты, включая территориальный. Результат – живые очереди с соответствующими последствиями.

Какой будет процедура поступления в следующем году, знать не может никто. Правила игры в нашей стране могут поменяться в самый последний момент. Для этого одному суду будет достаточно отменить решение другого суда.

Если говорить о положении дел на сегодняшний день, то отменены все льготы при поступлении, включая территориальный принцип и наличие старшего ребенка, уже получающего образование в данном учебном заведении.

Но лично я считаю существовавшие до этого правила более гуманными. Может, они в чем- то противоречили каким-то статьям законов, но хотя бы не шли вразрез с элементарным здравым смыслом.

Чтобы понять это, строгим законникам достаточно представить себя на месте родителей, отводящих детей-погодков в разные школы, потому что младший не смог попасть в ту же, в которой учится старший, из-за неумения родителей активно работать локтями в живой очереди. А затем забирающих малышей из двух разных школ в одно и то же время. Или, например, вообразить себя уже на месте детей, вынужденных в 20-градусный мороз добираться в отдаленную школу из-за того, что «территориальной приписки» больше нет. Что же касается престижных учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков, то собеседование при приеме в них я считаю просто необходимым (возможно, стоит придумать отдельные правила приема в такие школы)! Иначе детям, дошкольному развитию которых родители уделяли много времени, придется «бездельничать», ожидая, когда другие ребята их догонят. Что, кстати, отразится и на уровне школы. С другой стороны, малыши, которые пришли в первый класс со скромным багажом знаний, могут в результате оказаться с сильно заниженной самооценкой, что не лучшим образом скажется на их дальнейшей жизни. 

 

Наши вопросы и задания на собеседовании с психологом

  • Назови свое имя и фамилию
  • Назови имена и отчества мамы и папы
  • Назови свой домашний адрес
  • Придумай рассказ по картинке (дается сюжетный рисунок, к которому ребенок должен придумать 5-6 предложений)
  • Методика «4-й лишний»
  • Нарисовать человечка (должно быть прорисовано как можно больше деталей!)

Нарисовать геометрические фигуры в разных частях листа (под диктовку) 

  • Ответить на вопросы:
  • Почему ты хочешь учиться в школе?
  • Хотела бы ты остаться в детском саду еще немного?
  • Любишь ли ты читать? Назови свои любимые книги.
  • Есть ли у тебя брат. А у твоего брата есть сестра? А как ее зовут?
  • У тебя есть 5 конфет. Как разделить их пополам?
  • Посчитать до 20 в прямом и обратном порядке
  • Вставить недостающую геометрическую фигуру
  • Нарисовать рисунок на свободную тему

Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 


Подписка ПР