Родительский опыт

Дневник мамы первоклассницы 2



В течение всего учебного года сотрудница нашего журнала описывала, как ее младшая дочь училась в первом классе. Теперь, как говорит Татьяна, ее Наташка так повзрослела, так поумнела и так выросла, что называть ее первоклашкой просто не поворачивается язык! Значит, пришло время заполнить последние странички дневника. 

Подведем итоги. Во время учебного года возникало немало спорных ситуаций, отношение к которым, безусловно, каждый родитель одноклассников моей Наташки определял сам. Но из опыта могу сказать, что сформировать правильное отношение к тому, чем и как занимались наши дети, без понимания целей, задач и концепции «новой школы» просто невозможно. Тем более что слишком сильна привычка то и дело оборачиваться назад, в свое учебное прошлое. Только зачем? Не проще ли прояснить для себя ситуацию (к слову сказать, способов получить интересующую вас информацию – масса) и войти в новую учебную реальность без паники и со знанием дела! Это, кстати, мой главный совет родителям будущих первоклашек. Ну а дальше, как обычно, поделюсь с вами некоторыми наблюдениями. 

1. Умение читать 
Что бы мы ни придумывали, дабы оправдать самих себя, что бы нам ни говорили специалисты относительно необязательности для ребенка хорошо читать (критерии готовности к школе, дескать, совсем другие), во время учебного года я много раз убеждалась в обратном. Ребенок должен хорошо читать и понимать прочитанное! Я уже писала в предыдущих дневниках, что навыки чтения отрабатываются не только на уроках чтения! А насчет того, что сегодня не столь важными считается техника и скорость, сколько понимание прочитанного… 

Я бы сказала так: важно и то, и другое! Мониторинг в конце учебного года подтвердил, что от того, как ребенок понял формулировку задания (вычитал), зависит то, как он это задание выполнил. Сложнее, оказывается, сделать первое! Ведь что происходит дома? Родители зачастую сами читают задание своему чаду, он слушает понятно сформулированный ИМИ вопрос и быстро выполняет несложную, в общем-то, работу. На мониторинге он остается один на один с предложенным тестом, а мамы рядом нет! Словом, читать, читать и еще раз читать! 

Знаю, что многие дети читать отказываются, особенно в конце учебного года. Но не нужно опускать руки и идти на поводу у ребенка. На одно нежелание – тысяча способов вызвать желание!!! Я стала практиковать следующий вариант: начинает читать Наташка, читает столько, сколько может. Постепенно, конечно, устает. Я подхватываю эстафету, дочитываю рассказ и говорю ей: «Доченька, вот ты уже и прочла свою «энную» по счету книгу! Завтра начинаем читать следующую!» Как ни крути, дети любят количество! Приятно осознавать, что твой кругозор стал на одну книгу шире, приятно рас сказать об этом своей учительнице и друзьям! Хитростей – масса! Нам ли, взрослым, не знать этого? Главное, понять, что именно интересно ребенку! И помнить: каждой книге – свое время; в основе любой деятельности – интерес! 

Мой призыв: передадим любовь к чтению ребенку по наследству! 

2. Списывание с листа 
Казалось бы, что тут особенного? Переписал текст – и всего делов! Однако моей Наташе только с третьего раза удалось победить в конкурсе «Золотое перо». То помарка, то ошибка, то за пятая не там! Еще бы! Списывание с листа – самоконтроль в чистом виде! И никаких тебе помарок и ошибок! 

Из личного опыта: ненавязчиво предлагайте ребенку переписывать хотя бы по предложению из книги, которую он читает в настоящий момент. Под любым предлогом! Купите ему разно цветные ручки – пусть проверяет цвета; пишите на время – тоже полезно! Словом, фантазируйте! 

3. Знаки > и < 
Сама удивляюсь! Наташа легко определит, какое число больше, какое меньше, но до сих пор путает сами «галочки». Замечала это и за другими детьми. Не стоит считать, что это мелочь, уделите внимание графическому изображению знаков и порешайте (в случае подобных затруднений) сначала много-много неравенств с одним знаком, потом – с другим! 

Секретная технология: решаем много-много неравенств с каждым знаком отдельно. Не смешивая! Смешивать будем, когда перестанем задумываться, в какую сторону смотрит галочка. Наверняка, учителя знают и другие секреты, но нам по мог этот вариант. 

4. Чтение стихов 
Спасибо нашей учительнице, которая привила нашим ребятам любовь и вкус к поэзии, открыла в детях актеров, умеющих примерить на себя любую роль и прожить чужую жизнь! Сколько интересных стихотворений они выучили за этот год!!! Дети учились слышать мелодику и ритм стихотворения, работали над выражением, интонацией, тембром. Это так трогательно, когда семилетний ребенок «ищет» правильные речевые оттенки, выражение лица, позу! 

Безусловно, разучивание стихов – это и тренировка памяти, и работа над звукопроизношением. Но самое главное – это возможность, которую нельзя упустить, научиться видеть и слышать сердцем, сопереживать! Наши дети не стесняются проникновенно читать стихи и не смеются друг над другом, как это было в моем детстве. Помню, в нашем классе учился мальчик Стасик, он так выразительно и красиво декламировал стихи, что мы умирали от смеха! Ведь привычнее было выйти к доске, уставиться в одну точку и оттарабанить вызубренные строфы! 40 одинаковых безликих прочтений! А смысл в чем? Стасик краснел, бледнел, потел, но достойно прочитывал стих до конца… 

Мой совет: учите с детьми стихи. Учите много стихов! Не позвольте не пробудиться лучшим чувствам, живущим в каждом ребенке! Первый класс – благодатное время!

Татьяна Волошко


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 


Подписка ПР