Матвей Аничкин для «Первоклассных родителей»
Портал «Первоклассные родители» побеседовал с Матвеем Аничкиным про воспитание детей и секреты раскрытия творческого потенциала у детей.
Краткая справка:
Матвей Аничкин - советский и российский музыкант, композитор, музыкальный продюсер, педагог. Один из участников и создателей рок-группы «Круиз».
Как музыкальный продюсер имеет огромный опыт работы с детьми и подростками, Владимира Преснякова он вывел впервые на сцену, когда тому было еще 14 лет, певица Ариана получила «Золотой Граммофон», когда ей было 16. Сейчас ученики Матвея Аничкина регулярно участвуют в шоу «Голос.Дети».
Матвей обладатель многих национальных и международных наград и премий, таких, как «Золотой граммофон», «Песня года», «Стопудовый хит», «Rock Summer».
Девиз Матвея Аничкина: «Не бывает неталантливых учеников… Бывают неталантливые педагоги».
«ПР»: Как развить в ребенке творческий потенциал?
- Мой личный опыт показывает, что в первую очередь ребёнка нужно хвалить! Например, я со своим сыном никогда не разговаривал в манере «сю-сю-мусю». Сразу разговаривайте с детками, как с равными. Когда они постарше (от 3-х лет) - разрешайте им присутствовать при соответствующих разговорах взрослых. Особенно, когда есть какая-то дискуссия, естественно, если это не запретные для детского сознания темы. Не ругайте за нечаянно разбитую посуду или испачканную одежду, ребёнок не должен расти в страхе.
У меня семья специфическая. Супруга была певицей, я действующий композитор, продюсер. Старайтесь с раннего детства показать ребёнку, как делается дело - то есть закулисную репетиционную жизнь. И это касается не только музыки. Это может быть и ремонтная автомастерская и хлебопекарня. Но главное, повторюсь: РЕБЁНКА НУЖНО ХВАЛИТЬ!
«ПР»: Как определить грань между талантом и избалованностью?
- В конечном итоге - всё сводиться к понятиям «можно/нельзя». Избалованность включает в себя много подпунктов. И здесь очень важно различать «КАПРИЗНОСТЬ» от «ПОТРЕБНОСТИ» ребёнка.
Изнеженность - тоже часть формирующегося характера ребёнка. Капризы, переходящие в истерику, а порой и в агрессию. За всем этим нужно внимательно следить, доходчиво и терпеливо объяснять все эти вещи. Вообще, каждый ребёнок уникален и по-своему талантлив, и здесь уже многое зависит от взрослых. Существует много разработок по тестированию ребенка на предмет степени его таланта. Ну, например, элементарное тестирование на предмет музыкального таланта (способностей) у ребёнка:
- быстро запоминает мелодию,
- ребёнок сам сочиняет свои мелодии и воспроизводит их голосом,
- ребёнок без принуждения с азартом занимается на каком-то музыкальном инструменте.
Если говорить о технических способностях, то здесь также просматриваются аналогичные качества, только с технических уклоном:
- ребёнок любит разбирать и собирать игрушечные автомобили,
- его не утомляет длительные по времени попытки что-то отремонтировать,
- пытается рисовать технические устройства, а не цветочки, зайчиков и т.д.
«ПР»: Как определить, что ребёнка нужно отдать в музыкальную или танцевальную школу, если родители не обладают такими талантами?
- Моя многолетняя практика общения с детьми и их родителями показывает следующее. Есть родители, особенно бабушки и дедушки, которые по умолчанию считают, что их чадо на 100% талантливо, и дальше дело только в педагоге: правильный или неправильный. Это тяжело, но мне порой приходится говорить родителям горькую правду, что тот или иной ребёнок не талантлив в музыке.
Естественно, я нахожу мягкие доводы, что мол, лучше бы ему заняться чем-то другим, но суть одна - не тратьте время и деньги! Лучше найдите другое направление творческого развития ребёнка!
Но, традиционно, я начинаю общаться с ребёнком во время тестирования его музыкальных способностей, как большой ребёнок. Мы дурачимся. Я как бы и не собираюсь говорить о музыке. И потом осторожно, через ассоциации с играми и мультиками мы переходим к музыкальному тестированию.
Далее начинаю игру в «Угадалки»: прошу ребёнка отвернуться от инструмента, нажимаю клавиши на большом расстоянии друг от друга и прошу его определить, какой звук выше, а какой ниже. То же самое с количеством одновременно нажатых клавиш. Далее прошу повторить короткий мелодический рисунок, проверяя ритмику. Хорошо, если есть под рукой барабан или ударная установка. Затем ставлю разные фонограммы, пытаюсь, с ним потанцевать в ритме фонограммы, прошу повторить на любом звуке ноту, которую я либо пропел, либо нажал на инструменте. В общем, способов много. И в итоге я понимаю, насколько талантлив ребёнок.
«ПР»: Талантами рождаются или становятся? Как воспитать звезду?
- Я не разделяю расхожее мнение о том, что талантливый человек талантлив во всём... Мировой опыт и детальное исследование биографий гениев доказывает, что их навыки достаточно специфичны. Гениальный шахматист может плохо запоминать лица, а физик с мировым именем не умеет водить автомобиль.
Выдающиеся результаты в спорте совершались, когда в них инвестировали как минимум 10 лет в интенсивные тренировки, это огромный путь взлётов и падений. Но, с другой стороны, талант - это нечто, дающееся с рождения. Можно обучаться музыке или вокалу, но без музыкального слуха результата не будет. В итоге, ваша «учёба» ограничится запоминанием того, за какие струны дергать или как открывать рот.
Будущий гений Альберт Эйнштейн в школе зарекомендовал себя медлительным, ленивым, замкнутым. Все смеялись над ним. Учителя считали, что он практически ни на что не способен. Он плохо учился, однако, врожденный талант проявился всецело, и мы имеем в науке такое понятие, как «Теория относительности».
Мой вывод, который совпадает со многими работами по этой теме: гениями рождаются, талантами становятся. И здесь важна настойчивость, целеустремленность, мотивация поступков. И хорошо бы иметь честолюбие, решительность, темперамент.
«ПР»: Если ребёнок прославился, как избежать звездной болезни?
- Многие из моих учеников в раннем возрасте становятся известными. Например, одна из моих учениц Алиса Голомысова уже в 5 лет выступала со мной в Кремле в одном концерте с самыми популярными звёздами российской эстрады. После этого у нее были телевизионные эфиры на проектах «Синяя птица», финал шоу «Голос. Дети» и многие другие.
Естественно, что её узнают на улице, хотят с ней сфотографироваться. И здесь важно правильно объяснить ребёнку, что всё это интересная игра. И невозможно в игре только выигрывать.
Очень важно показывать ребёнку самых талантливых и гениальных детей и взрослых, которых сегодня на YouTube достаточно. Таким образом, я объясняю ребенку, что есть куда стремиться. А вся медийная суета - это атрибут профессии. И, конечно, работа с родителями. Если они желают добра своему ребёнку, то они обычно прислушиваются к моим рекомендациям, и мы в этом смысле выступаем как одна команда.
«ПР»: Исходя из Вашей практики: с кем сложнее всего работать, а с кем интереснее?
- Сложнее всего работать с неорганизованными учениками. Они всегда придумывают причины, из-за которых они не подготовились к уроку, не выучили наизусть текст и т.д. В моей многолетней практике продюсирования и обучения детей и взрослых было много разных вариантов.
Но если коротко ответить на этот вопрос, то сложнее всего работать с теми, чьи родители безумно опекают своего ребёнка, вплоть до того, что хотят присутствовать на уроке, причём игнорируя отторжение ребёнка, да и мои рекомендации.
Интереснее всего работать с детьми и взрослыми, которые не только схватывают налету всё, что я им говорю, но и сами предлагают, пусть и не всегда, грамотные решения. Но я всегда поощряю инициативу и их собственный креатив.