Все включены! Ребенок – родитель – педагог
Сегодня многие семьи, в которых подрастают «особые» дети, радуются их успешной интеграции в коллективы нормативно-развивающихся сверстников. Инклюзивное образование становится доступным. Однако педагоги в один голос говорят о том, что оно не осуществимо без родительского участия.
О специфике его реализации на начальной образовательной ступени мы попросили рассказать старшего воспитателя по коррекционной работе, учителя-дефектолога дошкольного отделения «Незабудка» ГБОУ № 830 Ольгу Валерьевну Голованову.
– Ольга Валерьевна, сколько лет ваш сад работает в инклюзивном пространстве?
– Более пяти лет. В настоящее время по адаптированным к индивидуальным возможностям и психофизическим особенностям воспитанников общеобразовательным программам у нас обучается 41 ребенок с ограниченными возможностями здоровья и 28 детей из них имеют статус «инвалид».
– Какие группы вы предлагаете семьям?
– Образовательный маршрут нашего заведения разнообразен и может удовлетворить запрос практически любой семьи. У нас работают две группы кратковременного пребывания для детей с ОВЗ, одна – кратковременного пребывания для детей раннего возраста, еще одна – «полного» дня компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта, две группы комбинированной направленности (инклюзивные) и 5 групп полного дня общеразвивающей направленности.
– С какими особенностями развития к вам приходят?
– Вместе с нормативно развивающимися детьми у нас обучаются 12 детей с ДЦП, 8 детей с ранним детским аутизмом, 4 ребенка с синдромом Дауна, 5 детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью и 12 детей с тяжелыми нарушениями речи.
– Могут ли эти ребята остаться на весь день?
– К сожалению, практика показывает, что не все дети, имеющие особенности в развитии, могут с первого дня посещения дошкольного отделения успешно включаться в среду нормативно-развивающихся сверстников в режиме «полного» дня. В таком случае индивидуальный образовательный маршрут ребенка предполагает постепенное включение. Сначала необходимо помочь адаптироваться ребенку к коллективу сверстников при посещении сада в индивидуальном режиме, затем – в группе кратковременного пребывания либо в режиме «полного дня» в малочисленной группе компенсирующей направленности. Таким образом, в условиях нашего дошкольного отделения есть возможность аккуратно и постепенно включить ребенка с ОВЗ в группу нормативно-развивающихся сверстников, учитывая возможности и особенности каждого ребенка.
– Какое значение имеет участие родителей в процессе осуществления инклюзии?
– Без участия мам и пап этот процесс осуществить крайне сложно. Ведь инклюзия в нашем понимании – это активное включение детей, педагогов, а также родителей в совместную деятельность. Предполагается проведение общих мероприятий, праздников, семинаров, мастер-классов. Как результат, должно сложиться сообщество, чутко реагирующее на разнообразные потребности всех его участников, в том числе и образовательные.
С ноября 2014 года у нас начал работу родительский клуб. Его членом может стать любой родитель. Исходя из родительского запроса, формируется тематика встреч. Как правило, родителей интересуют вопросы, связанные с поведенческими особенностями их ребенка, формированием умений, навыков и т.п. Не важно, особый он или нормативный. К сожалению, не все родители мотивированы и включены в процесс. Надеемся, со временем ситуация изменится.
– Вы сказали, что от педагога требуются новые психологические установки, чтобы процесс включения особого ребенка в нормативный коллектив прошел успешно. Педагоги имеют возможность повышать свою квалификацию?
–Конечно. Они постоянно это делают, посещая курсы, семинары, круглые столы, тем самым изучая передовой опыт коллег. Специалисты дошкольного отделения: воспитатели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи – регулярно проводят диагностику, выявляя детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, коллегиально составляют индивидуально-ориентированные планы работы с конкретным ребенком и группой в целом.
– Какие сложности в реализации инклюзии Вы могли бы отметить?
– В данный момент недостаточно отлажена система взаимодействия между образовательными организациями. Я имею в виду взаимодействие комплексов между собой и центрами медико-психолого-педагогического сопровождения. От этого взаимодействия зависит и процесс, и результат.
"ПР"-досье |
|
Не так давно прошло очередное заседание Клуба директоров московских школ, посвященное теме организации деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы. В ходе заседания обсуждалась проблема получения «особым» ребенком, ребенком с ОВЗ, качественного образования. Спикеры сообщили о том, что для решения проблем любого ребенка с особыми возможностями здоровья в системе образования г. Москвы построена модель оказания психолого-педагогической помощи. Данная модель предполагает разграничение деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации, окружных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и ЦПМПК г. Москвы. Важным условием для реализации модели является создание школами специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в соответствии с заключением ЦПМПК, которые включают наравне с адаптированной образовательной программой обеспечение доступа в здание, специальное оборудование, учебники, а также помощь ассистентов и тьюторов. При этом школа должна и может использовать ресурсы окружных центров психолого-педагогического сопровождения, у которых появилась новая роль – сопровождение инклюзивного образования. Было внесено предложение обсудить на межрайонных советах вопрос о создании такой ресурсной школы в каждом районе. |
О том, как осуществляется инклюзивное образование на следующей образовательной ступени – в отделении начальной школы ГБОУ № 830 – рассказала учитель начальных классов, заместитель директора Волкова Елена Владимировна.
В нашей школе можно выделить несколько групп «особых детей»:
- дети с ОВЗ (ДЦП, инвалиды по слуху, с нарушением сердечно-сосудистой деятельности, неврологическими заболеваниями);
- дети с нарушением речевого развития (ОНР – общее недоразвитие речи, нарушение фонематического слуха);
- дети девиантного поведения (гиперреактивность).
С ним работают педагоги-психологи, педагоги-логопеды, также ведется совместная работа со специалистами Центра медико-психолого-социального сопровождения «МиР».
Форму обучения можно назвать очно-заочной: учащиеся занимаются с педагогами как на дому, так и в школе. Русский и иностранный языки, математика, чтение преподаются ребенку индивидуально, а ИЗО, музыку, технологию, окружающий мир «особый» ученик изучает вместе с нормативными детьми в классе. Ребенок обучается по индивидуальному учебному плану. Также предполагается индивидуализация домашних заданий.
Сейчас нами осваивается и дистанционная форма обучения.
Детей с особенностями развития рекомендовано сажать за одну парту с хорошо успевающими одноклассниками, чтобы они могли оказать помощь, однако ребенка с ДЦП мы сажаем отдельно, так как ему требуется больше свободного места, чем остальным.
Очень важно отметить, что «особые» ребята НЕ ОТОРВАНЫ от образовательного процесса. Они могут посещать все занятия в системе дополнительного образования – как на бюджетной, так и на внебюджетной основе.
Они «включены» во все сферы воспитательной работы, которая ведется в школе, поэтому участвуют в мероприятиях класса и школы.
В роли тьютеров выступают учителя и родители, если существует такой запрос.
Список образовательных организаций с коррекционными отделениями
Округ |
Коррекционные отделения общего образования |
ЗелАО |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы школа № 854 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 618 |
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1528 |
|
ЗАО |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1485 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1467 |
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1317 |
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 875 |
|
СВАО |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы школа с углубленным изучением французского языка № 1095 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 311 |
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 953 |
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1098 |
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 281 |
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы гимназия № 1572 |
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 285 имени В.А. Молодцова |
|
СЗАО |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы школа № 830 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1571 |
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы школа № 2077 |
|
САО |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы школа № 90 «Многопрофильный образовательный комплекс имени Героя Советского Союза Е.Г. Ларикова» |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 717 |
|
ЦАО |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1529 имени А.С. Грибоедова |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1501 |
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы школа № 2124 «Центр развития и коррекции» |
|
ЮВАО |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы школа № 509 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 481 |
|
ЮЗАО |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная) школа № 1708 |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы школа № 2115 |
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 108 |
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 102 |
|
ЮАО |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Лицей № 1451» |
СПО |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4» |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Технологический колледж № 21» |
|
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж № 39» |