Городской психолого-педагогический центр открывает набор на программу помощи детям с СДВГ "Золотой ключик"
Проблемы с вниманием у современных детей – это одна из самых распространенных причин обращения родителей за помощью к психологам и другим специалистам. Трудности концентрации внимания, признаки гиперактивности и импульсивность не дают детям свободно учиться, гармонично развиваться и общаться с окружающими. Еще больше усложняет детям жизнь непосредственно синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования города Москвы реализуется программа психолого-педагогической помощи детям с СДВГ или признаками нарушения внимания "Золотой ключик". Программа направлена на развитие у детей основных навыков саморегуляции произвольной деятельности и повышение продуктивности общения с окружающими.
О программе "Золотой ключик" рассказывает ее автор, кандидат медицинских наук и специалист Городского психолого-педагогического центра Юрий Белехов.
- Почему коррекционно-развивающая программа названа "Золотой ключик"? Связано ли это со сказкой Алексея Толстого?
- Да. Буратино - яркий пример ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Поведение мальчика импульсивно: деревянный человечек продал азбуку и вместо школы попал в кукольный театр, кинул в Мудрого Сверчка молотком, когда тот начал поучать его. Были у Буратино и трудности с обучением: он отказался учиться у Мальвины, желая вместе с Артемоном гонять птиц на поляне вокруг дома. История, рассказанная Толстым, показывает, что СДВГ явно мешает ребенку регулировать свое поведение.
- А какие особенности поведения у детей с СДВГ?
- Дети с СДВГ часто ведут себя импульсивно и необдуманно. Могут вмешиваться в чужие разговоры, игры, оказываются в центре всех конфликтов и споров. В школе им трудно концентрировать внимание, вследствие чего они часто отвлекаются и получают плохие оценки. Также детям с СДВГ очень трудно следовать любым правилам, придерживаться алгоритма действий. В программе «Золотой ключик» мы как раз учим детей регулировать свое поведения. В результате они становятся спокойнее, у них появляются хорошие оценки, улучшаются отношения с окружающими, повышается самооценка, возникает стремление к успеху.
- Как построена программа "Золотой ключик"?
- "Изюминка" программы заключается в создании веселой игровой атмосферы, в рамках которой и происходит обучение. Ребёнок, "пройдя вступительные испытания (входное тестирование) и сдав экзамен на выносливость", поступает в "Школу юного космонавта". Два с половиной месяца ребята учатся решать самые необычные задачи, которые могут поджидать будущего космонавта в полете. Они изучают звездную систему, осваивают космическую зарядку, определяют физические параметры образцов грунта и зарисовывают их, попадают под метеоритный дождь, выходят в открытый космос, расшифровывают послания от инопланетных цивилизаций. Во время испытаний идёт смена деятельности: интеллектуальные задания чередуются с двигательными. За выполнение каждого задания ребенок получает награду - цветные камушки. Их количество соответствует успехам ребёнка и наглядно демонстрирует продвижение каждого участника. Постепенно у ребенка формируется привычка планировать свои действия, думать, ориентируясь на результат, самостоятельно ставить цели и искать пути их достижения, работать в команде.
- Одна из ваших находок - обучение ребенка хождению по канату. С чем связан такой выбор?
- Это отличный способ научиться контролировать свое тело. Хождение происходит всего в десяти сантиметрах от пола. Травмироваться просто невозможно, зато можно успешно сформировать умение концентрировать внимание. Кроме того, эта техника повышает у ребёнка уверенность в своих силах. В процессе игры ребёнок должен пройти по канату, последовательно проговаривая вслух свои намерения и фиксируя выполнение промежуточных действий: цель (что я хочу?), модель (что мне для этого надо?), план (как я буду это делать?), оценка результата (что я получил в итоге?). Кстати, программа дает лучшие результаты, если родители принимают в занятиях активное участие. Для этого создана группа "Мудрые родители", где мамы и папы получают необходимую информацию об эффективных педагогических решениях.
- Каких результатов может достичь ребенок по окончании курса занятий по программе?
- Я бы хотел уточнить, что мы не лечим СДВГ, а посредством психолого-педагогической работы помогаем детям преодолеть трудности в поведении. Зачастую, ребенок с СДВГ, которому раньше многое давалось с трудом, на нашей программе впервые чувствует свой успех, видит результат, которого достиг! Ребенка хвалят, ему пожимают руки. Он теперь умеет ставить перед собой и достигать маленькие промежуточные цели, может контролировать и корректировать свои действия на пути к большой конечной цели. После программы "Золотой ключик" 75 % детей становятся более успешными и самостоятельными, начинают верить в собственные силы.
- Существует ли в Городском психолого-педагогическом центре система подготовки специалистов, работающих с детьми с СДВГ?
- Конечно! Учитывая актуальность проблемы, в Городском психолого-педагогическом центре работают курсы повышения квалификации "Современные педагогические подходы к формированию системы саморегуляции деятельности у детей с СДВГ", на которых специалистам рассказывают о принципах психологической диагностики познавательной и регуляторной сферы детей, а также знакомят с пакетом современных психодиагностических методик, применяющихся в работе с СДВГ.
- Программа "Золотой ключик" будет полезна школьникам в возрасте от 7 до 11 лет.
- Набор детей на поток уже начался!
- За более подробной информацией обращайтесь в Городской психолого-педагогический центр: www.gppc.ru ; 8-495-730-21-93