Одинаковы только с лица. Особенности воспитания близнецов

Задайте свой вопрос психологу!

Ваше чадо чудит и бунтует? Не волнуйтесь – это личность развивается!
Все равно не спокойно? Задайте вопрос нашему психологу и получите на него конфиденциальный, индивидуальный ответ. «Первоклассные родители» всегда готовы вам помочь

 

Одинаковы только с лица. Особенности воспитания близнецов

В наше время близнецов с каждым годом появляется все больше и больше. Причины понятны. С одной стороны, женщины стали чаще рожать после 40 лет, а это, как известно, располагает к появлению двойни. С другой – вот уже более трех десятков лет, как пары, чья вероятность оказаться родителями была равна нулю, с помощью ЭКО и других методик все же становятся мамами и папами. В качестве «побочного» эффекта современных технологий – многоплодная беременность. Но, так или иначе, когда семейная пара стала родителями близнецов, это двойная радость. Двойная радость, но и двойная ответственность. Отсюда – множество вопросов. Попробуем вместе ответить на самые типичные из них.


Твоя половина – моя половина


Особенность взаимоотношений близнецов привлекала людей с давних времен. Познакомившись еще в утробе матери, слыша сердцебиение брата или сестры, они хорошо знают и понимают друг друга. Уже в мамином животе они боролись за пространство, инстинктивно заботились друг о друге, привыкали к необходимости мирного сосуществования.


Только близнецы могут утверждать, что родились в одном месте, в одно время, у одних родителей. Только близнецы с самого рождения должны делить родительскую ласку, любовь, заботу и внимание. Только у близнецов совершенно одинаковая их собственная история семьи. Только близнецы всегда становятся участниками одних и тех же событий.


Неудивительно, что такие дети во многом походят друг на друга, копируют друг друга, учатся друг у друга. Родителям же при этом важно постоянно помнить, что каждый из близнецов – индивидуальность, с собственным набором физических, эмоциональных и нравственных характеристик, что в каждом из них нужно видеть самостоятельного человека, а не половинку целого. Когда родители и педагоги стараются постоянно подчеркивать одинаковость двух детей, они негативно влияют на их развитие.


Мифы о близнецах


Существует множество мифов о близнецах. Самый распространенный из них: близнецы способны читать мысли друг друга на расстоянии, понимать один другого без слов. Однако многочисленные научные исследования пока не подтверждают это мнение. Дети, оставаясь неразлучными на протяжении всего детства и отрочества, отлично знают привычки друг друга, страхи, мечты. Они изучили вкусы и реакции друг друга. Их взаимопонимание достигло такого уровня, что, безусловно, они часто могут безошибочно предполагать, что в данный момент испытывает или о чем думает их близнец.


Другой миф говорит о том, что 
в паре близнецов один – воплощение добра, а второй – забирает себе все отрицательные качества. В действительности все обстоит несколько иначе. Часто один по складу характера ближе и понятнее матери, второй – отцу. Родителям важно, как можно раньше увидеть эту особенность и приложить все старания, чтобы не допустить разделения семьи на два лагеря. Не стоит приближать к себе более послушного и уравновешенного ребенка, отстраняя при этом более активного. В отношениях между близнецами и так хватает соперничества и напряжения. Создание «кумира» в этой ситуации чревато негативными последствиями как для детей, так и для всей семьи в целом.


Где «мы», а где «я»?


Если обычный ребенок, развиваясь, должен научиться отделять себя от матери, то перед близнецами стоит еще более нелегкая задача – научиться отделять и себя друг от друга. Ведь детям, похожим друг на друга, как две капли воды, очень сложно находить в себе отличия. И тут очень многое зависит от воспитания в семье.


Если близнецы будут получать положительную реакцию близких и знакомых на их «одинаковость», то они с детства станут стремиться к тому, чтобы ее поддержать, при этом игнорируя свои различия. В результате у детей осложняется процесс формирования образа «Я». Происходит смешение своего образа с образом соблизнеца (типичный пример: вместо местоимения «Я» употребляется «МЫ»). В результате дети становятся чрезвычайно зависимыми друг от друга, что не самым лучшим образом будет сказываться по мере их взросления в будущем. Впереди – важные жизненные этапы (школа, выбор профессии, создание семьи), где каждый должен принимать решения самостоятельно и нести за них личную ответственность. Поэтому признание за близнецами уникальности личности каждого является обязательным условием их хорошего психического развития.


Мой лучший друг – близнец


С ранних лет близнецы с удовольствием играют друг с другом. Даже шестимесячные малыши, сидя на полу, передают игрушки друг другу, что-то лопоча на «своем» языке.


В детском саду близнецы удивляют своих товарищей и воспитателей: по умению играть вместе и действовать сообща они часто опережают сверстников.


Похожая ситуация складывается и в школе: дети всегда превосходят своих одноклассников в том, что требует сотрудничества и взаимодействия.


По мере взросления близнецы начинают осознавать преимущества своего положения. Они всегда вдвоем, им легче освоиться в новой ситуации – в первые дни в школе, в лагере или на экскурсии. В подростковом возрасте присутствие рядом близкого человека вселяет чувство надежности и безопасности.


Однако близнецам, как и обычным детям, нужно время от времени отдыхать друг от друга. Каждому ребенку нужно индивидуальное внимание родителей.


Кто лидер, а кто ведомый?


В паре близнецов, как в любом коллективе, нередко выделяются лидер и ведомый. Лидером обычно становится ребенок, который превосходит своего партнера по каким-либо характеристикам: рост, вес, успеваемость и т. д. Он определяет поведение пары в семье, в детском саду, в школе, принимает решения: «Мы не хотим гулять (играть, есть)». Ведомый может превосходить лидера в каких-либо областях деятельности (например, хорошо рисует, быстрее запоминает стихи), но на ролевые отношения это никак не влияет. В роли ведомого чаще выступает «младший» из двойни.

Нередко возникновение ситуации лидерства и подчинения в отношениях детей провоцируют родители или учителя в школе. Если взрослые считают одного ребенка сильней, умней (и т. д.), а другого слабей, глупей, то они неосознанно подталкивают второго малыша на подчинение первому, на копирование его качеств.


Однако отношения лидерства и подчинения могут играть как положительную роль, так и отрицательную. Лидер, к примеру, всегда защищает более слабого партнера. Однако подчиненный ребенок может навсегда остаться слабым и нуждающимся в защите.


Доминирующее положение может переходить от одного близнеца к другому или проявляться в различных областях: один – хороший ученик в начальной школе, другой – в институте, один силен в математике, другой – в языках и т. д.


Близнец, который доминирует в паре, ведет себя более самостоятельно, беря инициативу в свои руки. Но наблюдения показывают: часто первым из семьи, став взрослым, ухо-дит близнец, который чувствовал себя подавленным. Возможно, таким образом, он «уходит» от первенства брата или сестры.


Различай и воспитывай!


В семьях, где есть обычные братья и сестры, родители стараются эмоционально сблизить детей, помочь им добиться взаимопонимания. С близнецами все наоборот: психическое равновесие и благополучие требуют разделения этой пары. Основная трудность для близнецов – развиваться и жить, как две отдельные личности.


Каждый из детей видит перед собой двойника, которого волнуют те же проблемы. Он постоянно рядом, это друг, товарищ по играм, вместе с ним переживаются важные моменты жизни. Вот и выходит, что основная сложность для близнецов – это не научиться жить вместе, как учатся братья и сестры, а, наоборот, уметь отличать себя от другого.


Близнецы могут обрести стабильность только через утверждение своего отличия друг от друга. Отличия непременно должны подчеркиваться. Родителям важно следить, чтобы у близнецов было много своих личных воспоминаний, чтобы каждый из них имел свои представления, свое мнение, свои планы и мечты. Даже дедушек и бабушек дети могут навещать не вместе, а по очереди.


Ранняя социализация близнецов (посещение детских центров, кружков, секций, детского сада) позволяет ослабить их слияние: у каждого появляются собственные друзья, расширяется круг общения.


Родители должны находить возможность уделять время каждому ребенку в отдельности. Целесообразно предлагать малышам индивидуальные задания, чтобы каждый нес персональную ответственность за его выполнение: «Я сделал!»


Чтобы воспитать каждого ребенка в близнецовой паре самостоятельной личностью стоит прислушаться к следующим рекомендациям психологов:


  • Основной принцип воспитания – поощрение самостоятельности и индивидуальности каждого ребенка.
  • Каждому близнецу необходимо собственное время для общения с родителями и друзьями. Это поможет ребенку ощутить свою индивидуальность.
  • Покупайте детям разную одежду, игрушки, личные вещи. Не одевайте их в вещи друг друга, несмотря на одинаковый размер.
  • Постарайтесь хранить их одежду на разных полках или в разных шкафах, чтобы каждый знал, где находится его одежда.
  • Учитывайте вкус каждого малыша. Водите детей в разные секции и кружки. Покупайте разные подарки, а не один подарок на двоих. Каждому из них приятно получить свою долю родительского внимания.
  • Во время походов по магазинам позволяйте малышам самостоятельно выбирать себе вещь или игрушку. Если они выберут одинаковые игрушки, то позвольте им их приобрести и не комментируйте выбор. Если они выбрали разные игрушки – похвалите их выбор.
  • Называйте каждого ребенка по имени, а не просто «дети» или «близнецы».
  • Дома позвольте каждому ребенку выбрать любимое место за столом, любимую тарелку и чашку.
  • Наряду с семейными фотографиями делайте снимки каждого малыша в отдельности. Пусть у каждого из детей будет свой фотоальбом со снимками.
  • Постарайтесь, чтобы и у того, и у другого ребенка был свой уголок, где он мог бы побыть один.
  • Устраивайте детям раздельные прогулки и занятия. Привлекайте родственников к раздельному общению с близнецами.
  • На день рождения покупайте два маленьких торта со свечками, а не один большой на двоих. Пусть у каждого будут свои личные воспоминания.


Друг без друга никуда?


Чтобы процесс воспитания близнецов был эффективен, родителям необходимо действовать сообща. Важно поддерживать друг друга, не критиковать, не выяснять отношения при детях и не отменять распоряжений друг друга. Мама и папа в глазах детей должны составлять единую и сплоченную команду. Разработайте систему ограничений и запретов, которую должны будут соблюдать малыши, чтобы у родителей была возможность заниматься своими делами. В этом случае детско-родительские отношения уравновешиваются и становятся более гармоничными.


Старайтесь не делить детей по принципу «плохой – хороший», «капризный – послушный» и т. д. Вы можете отметить эти различия для себя, но не стоит говорить о них в присутствии малышей. Навешивание ярлыков может привести к формированию комплексов у ребенка. Отмечайте положительные особенности каждого чада и не сравнивайте его с близнецом. Пусть один из детей будет «спокойным и внимательным», а другой – «веселым и общительным».


Нередко близнецы начинают соперничать между собой за родительское внимание. Задача взрослых – сократить все ссоры на почве ревности. Запретите детям ябедничать друг на друга, оценивая конфликтную ситуацию, будьте объективны и не отстаивайте сторону одного из близнецов открыто. Учите детей самостоятельно выяснять отношения, выражая свои чувства и эмоции в форме «Я-сооб-щений»: «Мне не нравится, что ты испортил мой рисунок, мне очень обидно».


Учите детей с детства обходиться друг без друга, ведь они не смогут всегда быть вместе во взрослой жизни. Проводя время с каждым ребенком в отдельности, говорите о его личных проблемах, расспрашивайте о друзьях. Поддерживайте детей, если они хотят заняться разными делами: один – рисовать, другой – смотреть телевизор… Чем раньше вы подметите разные интересы и способности близнецов, тем лучше.


Для многих родителей воспитывать детей «одинаковыми» намного проще и удобнее. Однако это тупиковый путь, и мы пойдем по другому: поможем каждому ребенку почувствовать свою уникальность, развить свои способности и стремления, создать семью и найти собственную дорогу в жизни.



 
КАК ДВЕ КАПЛИ. Знаменитые близнецы

Знаменитые близнецы встречаются в искусстве, литературе, медицине, науке, бизнесе, спорте и политике. Больше всего прославившихся близнецов – в спорте. Близнецы-спортсмены всегда привлекали к себе внимание исследователей. Их изучают для того, чтобы выяснить, зависят ли победы в спорте в большей степени от генетических задатков или определяются условиями обучения и воспитания.

СПОРТСМЕНЫ

bliznetsy_1.jpgВ отечественном спорте в прошлом были известны борцы Анатолий и Сергей Белоглазовы, мастера академической гребли Николай и Юрий Пименовы, хоккеисты Александр, Анатолий и Михаил Рагулины, Евгений и Борис Майоров, чемпионы по бодибилдингу Дмитрий и Виктор Климановы. Сегодня все знают футболистов Алексея и Василия Березуцких, Дмитрия и Кирилла Комбаровых.


СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЫКАНТЫ

Среди зарубежных исполнителей можно вспомнить таких близнецов, как основатели группы «The Bee Gees» Морис и Робин Гибб, турецкие оперные певицы Дидем (меццо-сопрано) и Синем (сопрано), Фелиция и Фэллон Кинг из квартета из США «Cherish». Среди музыкантов-соотечественников – «Братья Грим», дуэт «Сестры Зайцевы», народные артисты России братья Радченко.

АКТЕРЫ

bliznetsy_2.jpgbliznetsy_3.jpgКто не знает Владимира и Юрия Торсуевых, в детстве сыгравших главные роли в популярном фильме «Приключения Электроника»! Широкое признание – у актрис театра «Мастерская Фоменко» Ксении и Полины Кутеповых. Еще одна пара близнецов из артистического мира – Ольга и Татьяна Арнгольц. Игорь и Вадим Верники – тоже известные близнецы-актеры. Их рождение разделяют всего 15 минут, но они очень разные, хотя близки и дружны. В детстве у них были общие друзья, одна компания. Оба брата – гуманитарии, хотя в школе учились по-разному: Игорь окончил школу-студию МХАТ и получил профессию актера, а Вадим – ГИТИС по специальности «театроведение». Оба работают на телевидении, но в разных жанрах.

ХУДОЖНИКИ

Есть близнецы и среди художников – например, американцы Мозес и Рафаэль Сойер. Они родились в России, в Борисоглебске, а потом их семья эмигрировала в США. Близнецы учились в художественной школе, оба стали художниками (как и их младший брат Исаак), но особо прославился Рафаэль. Среди его работ – знаменитые картины «Урок танца» и «Мои друзья».В Японии есть известные художники-близнецы, рисующие комиксы (манги), – Масаси и Сеиши Кашимото.

ПИСАТЕЛИ

bliznetsy_4.jpgЭто, например, английские драматурги Питер и Энтони Шеффер, американские сценаристы Джулиус и Филипп Эпштейн – авторы сценариев многих фильмов (широко известна «Касабланка»), молодые английские романисты Суреш и Джуоти Гуптара, пишущие в соавторстве.



БИЗНЕСМЕНЫ

Дэвид и Фредерик Барклей, роди-вшиеся в многодетной британской семье, всю жизнь шли рука об руку. В 16 лет оба бросили учебу и пошли работать в компанию «Дженерал Электрик», чтобы помочь своей семье. Потом, достигнув карьерного и материального успеха, занимались самыми разными вещами, но широко известны они прежде всего своей благотворительной деятельностью. С 1987-го по 2000 год братья пожертвовали сорок миллионов фунтов на поддержку медицины.

УЧЕНЫЕ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ

Швейцарские близнецы-изобретатели Огюст и Жан Феликс Пикары всегда были очень похожи друг на друга внешне, их путали даже родители. Оба окончили Высшую политехническую школу в Цюрихе. Огюст стал инженером-физиком, Жан – инженером-химиком, но их интересы были сходными. Оба хотели летать, учились в летной школе, строили стратостаты. Первым полетел Огюст, установив мировой рекорд, но вскоре Жан Феликс этот рекорд перекрыл. Другая область их общих интересов – погружение под воду. Огюст на батискафе собственной конструкции установил рекорд глубины погружения. Позже Жан (уже в возрасте 76 лет!) на батискафе, построенном Огюстом, достиг дна Марианской впадины. Оба близнеца преподавали в университете, отличались ясностью ума до глубокой старости. Они умерли с разницей в год.

ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ

В политике самые известные близнецы – братья Качиньские, президент Польши Лех Качиньский и бывший премьер-министр Ярослав. В детском возрасте они сыграли в популярном тогда в Польше фильме-сказке «Двое, укравшие Луну». Оба брата – юристы. Близнецы Шмеман – известные религиозные деятели русского зарубежья (эмигрировали во Францию в 1929 году). Александр Шмеман – один из крупнейших православных богословов XX века. Его брат-близнец Андрей – учредитель движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе.


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 



Задайте свой вопрос психологу!

Ваше чадо чудит и бунтует? Не волнуйтесь – это личность развивается!
Все равно не спокойно? Задайте вопрос нашему психологу и получите на него конфиденциальный, индивидуальный ответ. «Первоклассные родители» всегда готовы вам помочь




Подписка ПР