Игра «Кто в семье главный финансист?»

«Первоклассные родители» уже сообщали о том, что в школьную программу планируется ввести новый предмет – финансовую грамотность. С нового учебного года изучать его будут школьники всех возрастов, с 1-го по 11-й класс. Пока в качестве эксперимента в пяти регионах страны. Это еще один шаг вперед с точки зрения практико-ориентированности школьного образования. Однако уроки уроками, а без домашних практических занятий не обойтись.
Мы растим из своих детей непосредственных людей: наши чада живут с раннего детства не по средствам
Абстрактные деньги на конкретную жизнь
Наши дети имеют довольно туманное представление не только о том, как зарабатывать деньги, но и о том, как их разумно тратить и вообще как с ними обращаться. Смотрите, как у нас обстоят дела с финансово-экономическим воспитанием подрастающего поколения. Сначала наши дети одиннадцать лет учатся в школе, потом большинство из них – еще пять лет в высшем учебном заведении. Все эти годы они НЕ изучают предметов, связанных с экономикой и финансами, за исключением тех, кто специализируется по вышеназванным дисциплинам в средних и высших учебных заведениях. При этом они, как правило, НЕ работают примерно до 22–23 лет. Именно в этом возрасте юные россияне заканчивают учиться и, как говорится, вступают во взрослую жизнь.
Интересно знать, как молодые люди должны принимать в этой взрослой жизни правильные финансово-экономические решения и управлять денежным потоком (неважно, большим или маленьким), проходящим через их руки, если их никто этому не учил ни теоретически, ни практически?.. А если учесть, что они еще ни одного дня не работали, своих денег не зарабатывали, следовательно, весьма туманно представляют себе их истинную цену, то картина становится и вовсе удручающей.
Возможно, поэтому по вопросу финансов у молодых людей в их симпатичных головках закрепляется следующая формула: нужны деньги – возьми (спроси, попроси, потребуй) у родителей. А как эти деньги достаются в жизни – это не их проблема. Как деньги тратить, как ими распоряжаться – и вовсе не проблема. Ведь обычный молодой россиянин действует по такому сценарию: есть деньги – трачу, нет – жду, когда появятся. Причем, заметьте, «появятся», т. е. возникнут сами по себе. Вот такую финансово-экономическую теорию и практику чаще всего получают молодые россияне. Правда, им родители неоднократно рассказывают о том, что деньги достаются очень трудно, а тратить их надо экономно и разумно. Но, сами посудите, как объяснять подобные вещи на пальцах? Это приблизительно то же самое, что устно рассказывать, как водить автомобиль, не давая руля. Или подробно объяснять, как пользоваться компьютером без компьютера. Представили подобное образование? Вот оно у нас именно такое в финансово-экономическом плане.
Финансово-экономическое воспитание по-американски
Давайте сравним наше финансовоэкономическое образование и воспитание молодежи с американским или канадским. Я, кстати, не собираюсь воспевать чьи-то другие традиции и иные нравы. Просто хочу показать, что финансово-экономическое воспитание может быть другим.
Итак, в Америке и Канаде подросткам и молодым людям разрешено законом работать с 14 лет. Именно с этого возраста они и начинают свою трудовую деятельность. Американские и канадские школьники работают как в каникулярное, так и в обычное время, но в каникулы, разумеется, больше. Приветствуется любая работа: в кафе, магазине, на бензозаправке, в парке развлечений. В Северной Америке считается большой удачей найти работу, пусть и временную, сезонную. Того, кто работу нашел, окружающие люди обычно с этим поздравляют. Кстати сказать, чтобы получить аттестат зрелости об окончании школы в США и Канаде, надо иметь не менее 40 часов волонтерской, т. е. бесплатной, но самой настоящей работы. Таким вот образом старших школьников обязывают почувствовать вкус трудовой жизни.
Студенты колледжей и университетов заканчивают учебный год, как правило, в начале или середине мая.
Сделано это для того, чтобы студенты могли четыре месяца (май, июнь, июль, август) поработать и, возможно, заработать себе денег на образование на следующий учебный год, хотя такое получается не всегда, т. к. послешкольное образование в США и Канаде довольно дорогое.
Но работать молодые люди в летнее время будут все равно. Редко кто не станет этого делать. Правда, занятия в североамериканских школах, в колледжах и университетах идут и летом. Это так называемая «летняя школа» (summer school). Если вы были нерадивым учеником или студентом в учебном году, то можно повторить летом тот или иной учебный курс. Ходить в «летнюю школу» можно и в том случае, если вы намерены как можно быстрее закончить колледж или университет. И вам для этого надо набрать определенное количество баллов – «кредитов», как они говорят. Многие студенты колледжей и университетов, а также и школьники старших классов работают и в течение учебного года, чаще всего на неполную ставку.
На североамериканском континенте меня всегда просто поражало стремление подростков и молодых людей работать и зарабатывать свои собственные деньги, а также их готовность хвататься за любой труд.
Это наши школьники и студенты хотят сразу стать юристами и экономистами в красивых офисах с высокими зарплатами. Их же североамериканские сверстники проходят долгий путь трудовой деятельности, прежде чем дойдут до своей профессии/специальности. Они, возможно, сменят за это время (т. е. от 14 до 24 лет, пока наши все еще не работают!) не один десяток работ и, кстати сказать, заработают немного денег, а также приобретут бесценный социальный опыт и навыки принятия самых разных жизненных решений, в том числе финансовых. А люди, которые сами заработали деньги, принимают финансовые решения уже более осторожно и обдуманно, чем те, которым эти деньги достались просто так. Хотя по большому счету не так уж и страшно, если молодой человек примет неверное финансовое решение и бездарно потратит СВОИ деньги. Во-первых, он учится, а финансовое образование дорогого стоит. А во-вторых, скорее всего, ему позже будет «мучительно больно» за бездарно потраченные деньги, заработанные собственным трудом, что тоже хорошо: лишь бы человек учился.
Жадные родители. Или умные?
Любопытно и то, что североамериканские родители, независимо от степени собственной состоятельности, редко и мало дают своим детям деньги просто так, как это делаем мы, россияне. У них такого почти не случается. И за образование детей американские и канадские родители вряд ли будут платить. Да их дети об этом и не посмеют просить. Это было бы слишком нагло по их, американским и канадским, меркам. Вместо того чтобы клянчить деньги на образование у родителей, выросшие дети обращаются в банки за специальными образовательными займами (educational loans). Это следующая стадия финансово-экономического воспитания молодых людей США и Канады. Ведь все годы обучения в колледже или университете молодые люди сами будут расплачиваться за собственное образование, постоянно принимая финансовые решения. Все эти годы, тратя пока что чужие средства, они помнят о том, что в жизни почти не бывает, чтобы человеку деньги давали просто так. Молодые люди будут готовиться к тому, что чужие деньги, истраченные ими на собственное образование, им придется возвращать банку с процентами, правда, уже после того, как они закончат учебное заведение, получат диплом и приступят к полноценной работе по полученной специальности. И это личное дело молодых людей, как и куда именно тратить деньги из банковского образовательного займа. Никто их в этом вопросе не будет контролировать и опекать, т. е. вся ответственность за принятие тех или иных финансовых решений лежит на самих молодых людях. Если молодой человек будет нерадивым учеником, ему придется повторять одни и те же курсы несколько раз.
А за каждый повторяемый курс надо, естественно, платить снова. Если же он, скажем, вообще неразумно тратил деньги из банковского образовательного займа, то, когда он вступит во взрослую трудовую жизнь и начнет расплачиваться с банком, ему придется нелегко. Но и это не страшно. Ведь человек учится, а, как известно, скорость учения у всех разная. И нерадивый студент-транжира хотя бы к 30 годам научится наконец управлять собственными финансами, хотя долги банку за образование он, скорее всего, будет выплачивать до 40–45 лет.
Такое вот финансово-экономическое образование получает американская и канадская молодежь. И при этом им никто устно не рассказывает и не повторяет по сто раз, что тратить деньги надо разумно. На мой взгляд, есть над чем нам, российским родителям, задуматься. Ведь если в наших учебных программах отсутствует даже финансово-экономический ликбез, то нам, родителям, придется брать эту сферу образования и воспитания наших детей на себя.
Больше этого делать просто некому!
Объявляется месячник«Главный финансист семьи»
Первым шагом в финансово-экономическом образовании вашего ребенка может стать смелый и страшный на первый взгляд эксперимент – месячник «Главный финансист семьи». На один месяц вы, родители, все семейные финансы вручаете в руки собственного чада вместе с ответственностью ими распоряжаться, ведя при этом соответствующие подсчеты и записи. Итак, назначаем чадо главным финансистом семьи.
Да не пугайтесь вы так, уважаемые родители! Уверяю вас, ничего действительно страшного и непоправимого не произойдет с вашим семейным бюджетом за один месяц правления главного финансиста. Оставьте его в покое, и пусть человек учится! Даже замечательно, если деньги закончатся раньше, чем за месяц.
И просто прекрасно, если последние дни месяца ваша семья просидит без денег вообще. Ведь это же настоящая финансовая ответственность вашего ребенка. Это бесценный финансово-экономический опыт, который он приобретает. Разумеется, чаду надо немного помогать в его управлении вашим семейным финансовым потоком, обращая внимание на обязательные платежи, непредвиденные расходы и НЗ. Но, один раз объяснив все это своему чаду, пожалуйста, устранитесь на месяц от проблем семейного бюджета. Вы как бы поменяетесь ролями со своим ребенком.
Постоянно просите у него, вашего главного семейного финансиста, деньги на разные развлечения (парк, кассеты, мороженое, кино, пиццу и вообще все что угодно) и тратьте выпрошенные материальные средства безжалостно и желательно бездарно с точки зрения распорядителя.
Самые смелые родители могут устраивать подобный месячник несколько раз в году. Особенно если устали отбиваться от бесконечных просьб ребенка типа «Купи, купи...», «Хочу еще!». Интересно, сколько таких месячников выдержит ваше чадо? А может быть, в вашей семье растет финансовый гений и ему все это дело понравится?! Итак, смело вперед к финансово-экономическому образованию наших детей!
Когда в 13 лет уж замуж невтерпеж
Мне вспоминается один забавный случай. Как-то раз 13-летняя дочь одной моей приятельницы, Аня, влюбилась в одноклассника и вскоре объявила своей маме, что хочет выйти за него замуж. Причем разговор получился настолько серьезным, что моя приятельница прибежала ко мне вся в слезах, ведь дочь прямо заявила ей, что если она будет против, то уйдёт из дома и будет жить у… любимого мальчика Андрюши.
Ох уж эти современные дети! С ними порой и смешно, и страшно одновременно. Мы с приятельницей разработали следующий план. Во-первых, Аня откладывает свое «замужество» на два месяца. Только на два месяца!
Это нужно для того, чтобы Ане потренироваться быть хозяйкой дома сначала у себя в семье. Во-вторых, эти два месяца Аня берет полностью на себя все домашние хлопоты, ведение всего семейного хозяйства: мама лишь помогает ей разобраться с финансовыми вопросами и некоторыми бытовыми деталями. В-третьих, я постоянно прихожу в ним в гости и специально придираюсь к Ане, изображая из себя будущую свекровь или какую-то другую родственницу со стороны жениха. Когда коварный план был продуман до мелочей, моя подруга воспрянула духом, и мы вместе с ней отправились на разговор с Аней.
Девочка, услышав, что ее мама не возражает против «замужества» дочери в целом, была приятно удивлена и сразу же согласилась на все условия.
А тут еще подключился папа Ани, предложив подыграть нам, изображая будущего Аниного «мужа». Я же Ане объяснила, что раз она приняла такое ответственное решение – соединить свою жизнь с другим человеком, то она должна хотя бы немного потренироваться. Ведь если обед подгорит в ее, Анином, доме, это уж не так и страшно. Но если это произойдет в другом доме перед «мужем» и новыми родственниками, последствия могут быть совсем иными. Аня как-то с сомнением слушала меня, особенно смутила ее возможность подгоревшего обеда. Тогда я ей стала объяснять, что в любом деле нужны тренировка и практика. Что произойдет, если человека, который никогда не катался на коньках, поставить в них на лед? Хотя до этого он видел, как катаются другие люди. Аня согласилась, что, учитывая ее молодой возраст (ведь все-таки девушки замуж выходят значительно позже), ей эти два месяца просто необходимы для тренировки. И наша взрослая игра началась.
Как вы уже, наверное, догадываетесь, конец у этой истории просто замечательный, именно такой, какой и нужен был Аниным родителям.
А одна фраза, брошенная Аней, когда все страсти по поводу ее несостоявшегося замужества улеглись, стоила тысячи свеч и сотни сломанных копий. Аня вдруг сказала своей маме: «Слушай, я как-то раньше и не думала, что ты так много по дому всего делаешь, да еще после работы. Ты, наверное, сильно устаешь. Мам, ты мне только говори, я во всем, во всем тебе помогать буду». Это была наша полная победа!
В любом учебном курсе мало преподавать только теорию. Нужна непременно практика. Что если будущему летчику только теоретически объяснять, как будет он управлять самолетом? Что сошьет портной, который только теоретически изучал правила пошива изделий? Как будет играть скрипач, которого только на словах учили играть на скрипке, не давая в руки музыкального инструмента? Как будет управляться с деньгами ребенок, а позже молодой человек, который до 23–24 лет сам денег не зарабатывал и бюджет семьи никогда не вел, правда, при этом ему иногда добрые родственники рассказывали, что зарабатывать трудно, а тратить надо с умом? Вы же не хотите для своего ребенка ни позора, ни катастрофы. Так тогда хватит рассуждать и произносить умные речи. Дайте ему в руки скрипку, посадите его за штурвал самолета, подарите настоящую швейную машинку... То есть повесьте на свое чадо все хозяйство семьи и весь домашний бюджет хотя бы на время. И не мешайте человеку учиться!
Просто мысль
Наши дети остаются детьми, несмотря на их биологический возраст, до тех пор пока они получают деньги от своих родителей просто так, а не зарабатывают их сами. Чем дольше мы содержим собственных детей материально, тем больше тормозим их развитие и становление как личностей, искусственно замедляя их взросление.