Футбол: первый тренер - это папа

Футбол: первый тренер - это папа

Всего лишь два слова – нога (foot) и мяч (ball), а сколько вокруг них всего – и игра, и соревнования, и болельщики, и даже большие деньги… Футбол – это все! Недаром его еще называют «королем спорта». Многие мальчишки, а порой и девчонки сходят по нему с ума. Смотрят матчи любимых клубов, болеют, переживают, носят символику, выбирают себе кумиров. А некоторые хотят пойти еще дальше – поступить в футбольную школу. Хорошо это или нет? Давайте посмотрим, чем хорош, а чем и не очень, футбол.


5:0 в пользу футбола


1. Футбол – это командный вид спорта. А это значит, что ребенок войдет в новый коллектив, где у него появятся друзья, знакомые, изменится круг общения и интересов. Некоторые дети этому рады, но есть и такие, для которых новый коллектив – серьезное испытание. Хорошо, если ребята попадутся доброжелательные и понимающие, а если нет? Одно-два неосторожно сказанных слова – и ребенок замыкается. Он уже не любит футбол и не хочет тренироваться. В этом случае вам придется следить за психологическим состоянием ребенка и помогать ему выходить из конфликтных ситуаций.


Хорошим примером может служить случай с нашим знаменитым вратарем Львом Яшиным. Весной 1949 года в контрольном матче в Гаграх со сталинградской командой «Трактор» (а это был один из первых матчей великого вратаря) Яшин пропустил самый нелепый гол за всю свою карьеру. Вратарь соперников Ермасов сильным ударом выбил мяч от своих ворот. Выбил так сильно, что мяч долетел до ворот Льва Яшина, тот бросился его ловить, но врезался в игрока своей команды и позволил мячу спокойно залететь в свои ворота. Над этим моментом смеялись игроки обеих команд. Естественно, что после такого эпизода Яшину потом очень долго не давали играть в основном составе, но он сумел добиться своей цели. Постоянными тренировками, самосовершенствованием он достиг небывалых высот. Если бы Лев Яшин опустил руки после такой досадной ошибки, мир никогда бы не узнал лучшего вратаря всех времен и народов.


2. Футбол помогает развивать все физические качества:

  • выносливость;

В игре нужно много двигаться, а особенно бегать. В футболе без выносливости никуда. В серьезном матче игрок может пробежать до 10 км! Дети конечно же пробегают поменьше, но и у них расстояния получаются немаленькие. Возраст 6–11 лет еще не является благоприятным для развития выносливости, поэтому тренировать ее нужно, но без фанатизма. В начале обучения лучше уделить внимание технике бега и работе с мячом.

  • силу;

Многие подготовительные упражнения имеют силовую направленность. Развивается в основном сила ног, спины и мышц живота, руки тренируются очень слабо: недаром большинство футболистов подтягиваются довольно плохо. Только вратарская подготовка дает дополнительную нагрузку на руки. Для общего развития это конечно же минус, поэтому в профессиональных командах игроки дополнительно выполняют специальные упражнения для развития верхнего плечевого пояса.

  • быстроту;

Куда же без нее, медлительный игрок просто находка для соперника! Быстрота – это одно из наиболее трудно развиваемых качеств. Впрочем, недостаток быстроты иногда компенсируется другими качествами: медлительный защитник, скажем, вполне может справляться со своими функциями за счет интеллекта – правильно выбирать позицию на поле, четко оценивать все происходящее и т.п.

  • гибкость;

Каждая разминка обязательно сопровождается упражнениями на гибкость: выйдя на поле «нерастянутым», можно получить серьезную травму. Кроме того, без хорошей гибкости нет подвижности в суставах, а чем она хуже, тем труднее выполнить хороший удар. Когда будете смотреть футбол, обратите внимание, как у бьющего после удара иногда высоко поднимается нога. Без гибкости либо удар такой не получится, либо игрок себе мышцу повредит. Поэтому футболисты выполняют много упражнений на растяжку: махи, выпады, наклоны, повороты и пр.

  • ловкость и координацию движений;

Без них в футболе просто нечего делать. Не стоит сразу отказываться от занятий футболом, если у вашего ребенка слабо развита координация. Если он захочет и постарается, то сможет догнать остальных сверстников – надо только выполнять все указания тренера и поработать дополнительно дома. Многие подготовительные упражнения на тренировках направлены на развитие техники владения мячом, а без координации движений здесь не обойтись. Кроме того, в самой игре футболисты падают, вскакивают, бегают боком и спиной вперед, реагируют на неожиданные действия других игроков и полет мяча. Где, как не в таких условиях, тренируется ловкость?

3. Футбол заставляет интенсивно работать все системы организма: кровеносную, нервную, мышечную, дыхательную. А развитие всех этих систем обеспечивают здоровье и долголетие, если, конечно, не идет речь о чрезмерной физической нагрузке. Физически все дети разные, и тренер обычно хорошо представляет себе возможности своих подопечных, поэтому он дает им посильную нагрузку, чередуя ее с интервалами отдыха.

Некоторые родители стремятся как можно скорее сделать из своего ребенка суперфутболиста и могут переусердствовать. Чрезмерная нагрузка способна подорвать еще неокрепший организм ребенка.


4. Футбол формирует морально-волевые качества. Сколько раз вы видели: команда вырывает победу на последних минутах матча! Разве это возможно без воли к победе, без моральных обязательств перед собой и своими болельщиками? Каждый матч, да и каждая тренировка – это всегда напряжение воли. Прыгать, бегать, делать упражнения – лень, хочется просто поиграть в футбол. Поэтому на каждой тренировке ребенок, кроме всего прочего, учится преодолевать трудности, двигаться к определенной цели, добиваться результата, а не просто гонять мяч.


Как тут не вспомнить финал Лиги Чемпионов 1999 года, в котором «Манчестер Юнайтед» до последних минут матча проигрывал «Баварии» 0:1. Если бы у игроков «Манчестера» опустились руки, они бы проиграли, но они сумели собраться и уже в добавленное арбитром время за 3 минуты забили 2 гола и выиграли!

5. Футбол дает новые знания. Следя за чемпионатами разных стран, чемпионатами мира, ребенок узнает не только все то, что связано с футболом, стадионами, футбольными клубами, игроками, тренерами и т.д., но и запоминает названия городов, какие-то географические сведения, флаги различных государств, гимны и многое другое.


Неожиданное событие удалось наблюдать болельщикам в 1967 году на тунисском стадионе. Игрок, которого удалил судья, с радостью покидал футбольное поле.


Оказалось, что этот игрок еще в детстве потерял слух и речь. Из-за этого говорить он не мог, но пытался. И вот в один из моментов игры футболист сильно возмутился действиями арбитра и принялся говорить… вслух! Судья, услышав все, что о нем думают, конечно же удалил игрока с поля. Однако футболист совсем не расстроился, поскольку вновь обрел дар речи!


5:0 не в пользу футбола


Футбол дает многое, но требует тоже немало. Рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются начинающие футболисты, а значит, и их родители.


1. Футбол – одна из самых травмоопасных игр. Синяки, ушибы, ссадины для футболиста – привычное дело. Если относиться к ним спокойно, не злиться попусту, а стараться делать выводы из своих ошибок (там не успел ногу убрать, тут споткнулся и т.п.), можно предотвратить многие будущие травмы. От всех, конечно, не убережешься: недаром сильным игрокам частенько приходится пропускать матчи, чтобы восстановить свое здоровье. Но это относится к профессиональному спорту, нам пока до него далеко, а умение избегать травм может оказаться полезным и в обыденной жизни.


2. Футбол отнимает много времени. Причем не только у детей, но и у родителей, которым приходится сопровождать детей на тренировки и игры. В некоторых спортивных школах ребята живут, тренируются и изучают общеобразовательные предметы. В возрасте 6–8 лет интенсивность тренировок еще не так велика, но с каждым годом времени на них будет уходить все больше. В результате у ребенка в лучшем случае один свободный день в неделю – игры по воскресеньям еще никто не отменял.


3. Футбол требует от родителей немалых финансовых затрат. Форму приходится покупать самим. Во многих спортшколах ее, конечно, выдают, однако первое время лучше рассчитывать на себя. То же относится к поездкам в другие города и страны. Хорошо, если у школы есть деньги, чтобы оплатить проезд, а если нет? Тогда основное бремя оплаты ложится на родителей. Дома желательно иметь свой футбольный мяч. Даже если ребенок много тренируется, и ему вроде бы этого хватает, он может захотеть поиграть с друзьями во дворе, пожонглировать мячом, да мало ли что? Были бы ребенок и мячик, а общий язык они друг с другом наверняка найдут (если соседи не возражают).


4. Футбол – занятие, которое может потребовать моральной поддержки ребенка. В случае неудачи его нужно подбодрить, настроить на нужный лад, может, даже сходить с ним потренироваться, чтобы отработать плохо получающиеся у него технические элементы. А неудачи могут быть разные – и поражения команды, и собственные ошибки на поле, и нескладные тренировки, и злобные слова, услышанные от соперника, игрока своей команды или даже тренера, травмы, боли в мышцах после серьезной нагрузки и т.п.


5. Футбол ребенок должен смотреть в том числе по телевизору. Если вы не хотите смотреть вместе с ним все важные (а порой и совсем не важные) футбольные матчи, у юного спортсмена должен быть свой телевизор. Потому что если внутрисемейные вкусы не совпадают, культ телефутбола может серьезно отравить жизнь домочадцев. Ограничить просмотр чадом спортивных передач – тоже не выход. Как мы уже договорились ранее, смотреть футбол – не развлечение, а обучение.


Первая в истории радиотрансляция футбольного матча состоялась 22 января 1927 года. Это был матч «Арсенал» – «Шеффилд Юнайтед», который проходил на стадионе «Хайберри». «Арсеналу» повезло еще раз: он оказался первой командой, которую показали по телевизору! 16 сентября 1937 года в товарищеском матче встретились основа и дубль «Арсенала».


Куда пойти играть


Итак, взвесив за и против, вы все же решились записать ребенка в футбольную спортивную школу. С чего начать? Как всегда, с информации.


В ДЮСШ (детско-юношескую спортивную школу) набирают детей с 6 лет, учатся в ней 10 годков, как и в обычной школе. По окончании такой школы или даже во время обучения у хорошо проявивших себя игроков есть шанс попасть в дублирующий или даже основной состав прославленных команд. Всем, конечно, хочется, чтобы ребенок сразу попал в знаменитую команду. Однако не стоит забывать – конкурс в такие команды (ЦСКА, «Динамо» «Локомотив», «Спартак») очень велик, отбор в них жесткий.


Стоит ли сразу бросаться «в кипящий котел»? Если ваш ребенок честолюбив, отказ в приеме может нанести психическую травму, с которой ему придется бороться всю его оставшуюся жизнь. Если вы все-таки решились записываться в знаменитый клуб, не поленитесь сходить на сайты разных команд и сравните условия приема. На сайтах некоторых школ вам сразу предложат заполнить анкету, на основании которой затем пригласят (или не пригласят) на просмотр. Анкеты, в общем-то, стандартные: имя, фамилия, год и место рождения; рост, вес; класс, в котором учится ребенок сейчас; в каком возрасте начал заниматься футболом; какая ведущая нога, какое амплуа или место на поле; индивидуальные особенности; адрес и телефон. Вопросы в анкетах могут варьироваться, но, чтобы их заполнить, родители должны знать свое чадо.


В возрасте 6–7 лет малыш вряд ли успел где-то поиграть, разве что с папой во дворе, поэтому ответы на вопросы анкеты придется выбирать самостоятельно. Рослый, подвижный ребенок вполне может быть вратарем или защитником; быстрый и ловкий – нападающим или полузащитником; быстро думающий и принимающий решения – центральным полузащитником (ключевым игроком в команде). Пока ребенок не поиграет в команде, сказать что-нибудь трудно. В истории футбола бывали и невысокие вратари, и высокие нападающие.


Многое зависит и от тактики, которой придерживается тренер, набирающий команду. Есть специалисты, которые предпочитают рослых игроков: такие мальчишек ростом поменьше могут даже на просмотр не пригласить. Но есть и те, которые будут делать ставку на технику, тактику. Такому тренеру ребенку лучше показать все, на что он способен. Если вы сами или кто-то из ваших знакомых не знаете тренера лично, то точно определить его предпочтения будет сложно. Поэтому важно помнить одно: на этом тренере свет клином не сошелся. Надо предоставить ребенку возможность быть самим собой и искать наставника, с которым он сможет сработаться.


Если не получается попасть в клуб высшей лиги, можно попробовать себя в лиге пониже. И не считайте, что опускаете планку. Где бы ни играл ваш ребенок, у него всегда будет возможность пробиться в более именитый клуб (вспомните вопрос анкеты о том, где и сколько играл ребенок) или же попасть в знаменитую команду после окончания менее известной футбольной школы. Кроме того, всегда есть возможность себя проявить – при отборе игроков для сборной Москвы, например, просматривают юных спортсменов из совершенно разных команд, и здесь уже важны способности игроков, а не то, откуда они пришли. Если ребенок сумеет заявить о себе, там уже и до профессионалов недалеко, коли будет такое желание. 

Никогда не опускайте руки: если чадо хочет, нужно помочь ему бороться до конца. Упорство и труд все перетрут.

Практически в каждом районе тоже есть своя футбольная школа. У таких школ игры есть как минимум два преимущества. Во-первых, не нужно далеко ездить, а значит, затраты времени на тренировку заметно сокращаются. Во-вторых, конкурс в такие команды заметно меньше, хотя это не значит, что плохо подготовленный и ленивый ребенок пройдет в основной состав. Кроме того, в районных командах все друзья оказываются поблизости. Перезнакомившись и подружившись со всей командой, ребенок приобретет надежных друзей, с которыми не расстанется до конца жизни. Так что если вы собрались в школу районной команды, достаточно узнать номер телефона ее или тренера и проконсультироваться по поводу набора.


Первый тренер – это папа!


Если к обычной школе детей готовят в детском саду, то к футбольной хорошо бы подготовить ребенка самим. Многого не требуется – если малыш хоть что-то умеет делать с мячом, ему будет легче осваивать все новые и новые движения и действия. В возрасте 6–8 лет элементарных действий с мячом достаточно, однако позже наверстать упущенное время и догнать ровесников будет все труднее и труднее. В качестве подготовки и просто для развлечения 6–8-летним детям можно предложить следующие упражнения:

1. Удары правой и левой ногой по неподвижно стоящему мячу. Не нужно специально ставить удар (это лучше делать тренеру), просто научите ребенка попадать по мячу ногой. Попробуйте различные удары «пыром» (носком), «щечкой» (внутренней стороной стопы), «шведкой» (внешней стороной стопы), но только при условии, что обычные удары ребенку даются очень легко. Можно также попробовать поработать над точностью удара – попытаться сбить какие-нибудь предметы или попасть в ворота (не обязательно настоящие, а обозначенные, например, палочками или камешками) с 5–7 метров.


2. Удары правой и левой ногой по неподвижному мячу с разбега.


3. Удары по катящемуся мячу правой и левой ногой. Взрослый и ребенок стоят лицом друг к другу, дистанция между ними 5–6 м. Взрослый катит мяч точно ребенку в ноги, а тот, не сходя с места, наносит по нему удар. Есть более сложный вариант этого упражнения: взрослый катит мяч сбоку, справа или слева, а ребенку нужно точно рассчитать, когда нанести удар; если промахнуться – мяч укатится.


4. Удары ногой по прыгающему мячу. Ребенок подбрасывает мяч вверх, ждет, пока тот упадет на землю и только после того, как он начинает прыгать, старается попасть по нему ногой. Задание можно усложнить: пусть малыш постарается ударить мяч вверх или вперед. Желательно попробовать выполнить это упражнение как правой, так и левой ногой.


5. Ведение мяча. Сначала просто по прямой вперед и назад, затем можно попробовать «змейку» – обводить мячом деревья, камешки, воткнутые палочки и т.п. Кроме специальных упражнений, не забывайте и про традиционные: броски и ловля мяча руками, прыжки с ним, зажатым между стопами или коленами, ведение этого притягательного для детей шара на месте или в движении правой и левой рукой, сбивание ним предметов (кегли, кубики, солдатики и т.п.).


Эти упражнения помогут ребенку привыкнуть к мячу, почувствовать его. Если вы решили отдать ребенка в спортшколу в более старшем возрасте, не забудьте про «чеканку» – жонглирование мячом ногами. Еще совсем недавно во дворах можно было встретить ребят, которые соревновались, кто больше «начеканит». Они не зря соревновались – искусство владения мячом как раз и начинается с жонглирования. Оно учит управлять мячом, рассчитывать силу удара, ставить ногу и многому другому.


Все по-честному


На чемпионате мира 1962 года Игорь Нетто сделал невероятную вещь. Во время матча группового турнира с командой Уругвая при счете 1:1 нападающий сборной СССР Игорь Численко нанес удар по воротам соперника. Мяч влетел в них, но сбоку, через дырку в сетке. Судья хотел засчитать этот гол, но Игорь Нетто заявил судье, что гол был забит нечестно. «Мы играли в честный футбол», – много раз говорил он потом. Тот матч сборная СССР выиграла: за минуту до конца игры победный мяч забил Валентин Иванов. К сожалению, многие люди считали, да и сейчас считают, что Игорь мог бы промолчать. Не мог!


Футбол – замечательный вид спорта. Вся страна следит за играми своей сборной, газеты наперебой обсуждают как саму игру сборной, так и футболистов, участвующих в матче или даже пропустивших его. Кажется, стань футболистом, и вот она слава, известность, уважение и любовь. Но мы часто забываем о том, что век футболиста недолог. Лет до 40 в футбол играют только вратари или только самые выдающиеся спортсмены. Забываются же спортивные звезды еще быстрее, чем зажигаются. Много ли футболистов, игравших лет, скажем, двадцать назад, может вспомнить современный болельщик, не говоря уже о тех, кто футболом не увлекается? Думаю, только нескольких избранных. 


Так что в футбол ребенку стоит идти только тогда, когда он хочет играть в футбол, а не тогда, когда его привлекают слава и деньги. Профессиональные спортсмены часто переживают серьезный кризис, когда им в связи с возрастом приходится менять карьеру, и далеко не все со своими проблемами справляются успешно. Родителям следует об этом помнить. Помогайте ребенку, если он хочет играть в футбол, но не старайтесь поощрять его будущими гонорарами или славой. Будет у ребенка интерес, будет желание играть в футбол – результат и без этих «морковок» появится. Удача любит целеустремленных. Пусть же она улыбнется вашему юному футболисту! 



Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
Подписка ПР