Шахматы – спорт или игра?
4 июня в Москве прошел I Международный детский шахматный фестиваль «Феникс». Ожесточенная борьба, хитрые комбинации, шах и мат – и все это в исполнении ребят 6 лет. Увидев такую игру, мы настолько заинтересовались темой шахмат, что не смогли не провести интервью с генеральным директором Русской шахматной школы, международным мастером спорта по шахматам, международным арбитром Кузиным Антоном.
- Как возникла идея проведения I Международного детского шахматного турнира «Феникс»?
В целом за 2015/2016 учебный год Русская шахматная школа провела 36 детских турниров (участвовало 2665 детей). Соревнования проводились на площадках: Государственного музея спорта; Московской экономической школы; Бизнес-центра «Силвер-Сити»; Шахматного павильона ВДНХ и ДК «Слава» в Царицыно.
Идея провести крупный фестиваль появилась давно. Долго определяли формат, место, состав участников. Центральный дом шахматиста им. М.М.Ботвинника - идеальное место для таких турниров. Историческое место, поскольку в этом году исполняется 60 лет, как шахматы пришли в этот дом. За это время все чемпионы мира, начиная с 5-го – Макса Эйве и заканчивая 16-м – Магнусом Карлсеном, играли в этом клубе или выступали с лекциями.
- Каких целей хотели достичь с помощью данного турнира?
Турнир проводился для детей 2008 года рождения и младше. Большая часть участников дошкольники. Главная цель - показать, что шахматы доступны и полезны с самого юного возраста (4-5 лет). С февраля мы начали проводить турниры именно среди дошкольников, увидели интерес родителей, увидели, с каким удовольствием играют дети, и поняли, что первый фестиваль будет именно для них.
- Когда ждать II Международного детского шахматного турнира «Феникс»?
Тут важно не частить (смеется). На учебный сезон 2016/2017 у нас запланировано порядка 70 детских турниров, и делать подобные фестивали нужно не чаще, чем 1-2 раза в год.
Сейчас склоняюсь к тому, что мы будем организовывать ежегодный турнир для дошкольников в конце мая - начале июня.
- Откуда появилось название «Феникс»?
Феникс (или Жар-птица) – это логотип и символ нашей школы. Когда стоял вопрос о создании лого, было желание не делать шаблонно шахматную фигуру, а создать энергетически сильный логотип, который бы соответствовал духу школы, нашей миссии, целям. В один момент пришло понимание, что это должна быть именно Жар-птица (пока это название мы не используем - но еще придет и его время). Феникс и ничего другого. Это имя носит не только турнир, но и учебная программа для дошкольников.
- Параллельно с шахматным турниром проходил круглый стол. Какие важные моменты обсуждали эксперты?
Круглый стол был посвящен теме: «Перспективы развития интеллектуальных видов спорта в современной системе образования». Выступали представители со стороны Департамента образования и науки, преподаватели МГАФКа и эксперты в области шахмат. В основном говорили о шахматном образовании для дошкольников.
Важным блоком круглого стола стала презентация учебно-методического комплекса (УМК) «Феникс» шахматы для дошкольников.
- Расскажите подробнее о программе. Откуда появилась идея создания учебника для малышей?
Сомнений не было: у настоящей школы обязаны быть свои учебники, учебные материалы для всех групп наших учеников - иначе это просто несерьезно. В августе 2015 мы выпустили учебный комплекс «Современная шахматная школа» для детей 6-11 лет, состоящий из учебника и трех решебников (рабочих тетрадей).
Программа «Феникс» состоит из трех частей: программа, написанная в соответствии с нормами Министерства образования, раздаточные материалы для детей, написанные в формате сказки, и методические рекомендации для родителей, воспитателей, которые позволяют проводить занятия даже тем людям, которые имеют слабое представление о шахматах.
- С какого возраста рекомендуете начинать обучение шахматам?
Мы рекомендуем начинать заниматься в 4-5 лет. Есть дети, которые приходят на занятия с 3 (но это все же исключения). Важно не загружать малышей правилами, уроками. Для начала достаточно, чтобы одной из игрушек стала шахматная доска с фигурами - рано или поздно дети сами начинают интересоваться игрой, узнавать правила, играть дома - именно тогда и нужно приводить их в шахматную секцию. Важно, чтоб в шахматном кружке была группа именно для таких маленьких детей. Заниматься вместе 4- и 7-летним непросто и малоэффективно.
- Существует ли какая-то система отбора или любого ребенка можно привлечь к игре в шахматы?
Для получения базовых знаний не нужно быть семи пядей во лбу. Все дети способны освоить правила и основы шахмат. К примеру, наша методика позволяет выявлять одаренных детей, с которыми стоит вести занятия уже на более продвинутом уровне.
- Как Вы считаете, игра в шахматы больше подходит для мальчиков или девочек? Мы заметили, что на турнире все-таки больше мальчиков и с ними по большей части отцы, что приятно удивило. Так всегда на шахматных турнирах?
Мальчиков занимается, конечно, больше, соотношение примерно 75-25%. В последние пару лет мы заметили, что число девочек в шахматах увеличивается. Шахматы как инструмент общего развития детей одинаково полезны как мальчикам, так и девочкам. Сейчас у нас проходят детские шахматные сборы на территории ОК «Ватутинки», там практически все дети с мамами. Да и в целом, мам конечно всегда больше. Так что наш турнир в этом роде тоже был исключением.
- Шахматы – это спорт? Какие качества развиваются при игре?
Это вечный вопрос. Для кого-то шахматы становятся спортом на определенном этапе. Кто-то получает наслаждение от шахматной партии или этюда, как от красивой музыки или картины. Для таких людей - шахматы искусство. Для кого-то шахматы навсегда остаются игрой. Кроме этого, шахматы - это борьба. Борьба с соперником, борьба с собой...
Я бы сказал, даже не какие качества развиваются при игре, а чем шахматы могут быть полезны в жизни. Давайте остановимся на одном примере:
На определенном этапе обучения одним из основных заданий для ученика является: оценка позиции и план действий. Это значит, что он должен:
1) взвесить все плюсы и минусы того, что происходит на доске. Критериев множество: позиционное и материальное преимущества, безопасность короля; временной фактор, соответствует ли позиция его стилю, как чувствует себя соперник - уверен ли он или в глазах его сомнение и другие...
2) понять, в каком положении он находится. Соответственно, к чему он должен стремиться - победить или, наоборот, спастись;
3) исходя из принятого решения, выбрать нужный план действий;
4) оценить возможные угрозы, планы соперника, быть готовым к ним;
5) найти оптимальный ход, соответствующий плану;
6) быть готовым в любой момент скорректировать свой план в зависимости от игры соперника;
Это если кратко. Согласитесь, если не знать, что речь идет о шахматах, можно подумать, что это бизнес-треннинг. Так вот у детей, занимающихся шахматами, автоматически закладывается такой навык для принятия решений.
- Ваши впечатления о прошедшем турнире? Хотели бы в будущем еще что-то добавить, реализовать?
Турнир прошел, что называется, по-семейному. Все дети в итоге получили подарки от Русской шахматной школы и партнеров турнира: «Мастерславль», «Мама Нон-Стоп», писателей Олега Роя и Екатерины Неволиной. А наш партнер компания Gett доставила гостей на турнир, а детей в лагерь и обратно.
В планах, разумеется, расширять состав как участников (еще больше стран и регионов Росси) так и партнеров.
Уже в этом году были мысли проводить в рамках фестиваля сеансы одновременной игры и конкурсы решения композиций.
- Расскажите немного о Вашем детстве, когда появился интерес к игре? Кто был инициатором (папа, мама, дедушка и т.д.)? Каких успехов удалось достичь?
Как раз я, скорее, исключение из правил: научился играть в шахматы в 2 года 8 месяцев; играл со всеми дома, но дольше всех не мог обыграть деда. В 5 родители привели в шахматный клуб «Знайка» в г.Туле. В первом же турнире выиграл 13 партий из 14 у старших ребят, и понеслось (смеется). Начиная с 7 лет стал регулярно выигрывать чемпионаты города и области. В 14 стал чемпионом России и Европы по быстрым шахматам (шахматы с укороченным контролем времени). В 17 получил звание международного мастера и... бросил профессиональную карьеру.
Далее на пару лет «занырнул» в московскую студенческо-общажную жизнь, в 19 удалось «вынырнуть» (смеется). Освоил покер, что стало и профессией, и образом жизни на следующие 5 лет.
В 2011 году, неожиданно прежде всего для себя, вернулся в шахматы в качестве организатора и судьи. За это время выполнил категорию международного арбитра (высшая категория).
А вот идея создания своей школы появилась в 2013 году. Тут стоит сказать, что вовремя нашлись единомышленники, которые оказали поддержку проекту, благодаря чему и появилась возможность развиваться активно и в нужном направлении. Не могу не сказать спасибо жене – без ее поддержки я бы не справился!
Свою школу продумывал до мелочей. Фантазировал. Первый вопрос, который я задал себе: «Как я могу приносить пользу Отечеству?» Пожалуй, именно он стал определяющим.
Для себя сразу определил, что это должен быть глобальный (масштабный) проект, включающий множество направлений: обучение детей и взрослых, детские турниры, сборы, открытие филиалов, корпоративные и VIP турниры, проведение праздников, свои рейтинги, свои учебники, методические комплексы, программы подготовки тренеров и организаторов, разработки процессов для масштабирования.
Миссия школы - подготовка, воспитание целого поколения/поколений умных, думающих людей, понимающих ситуацию и принимающих ответственность за свои решения. Безусловно, преданных и любящих свою Родину.
- Ваши советы юным шахматистам? Что хотели бы им пожелать?
Выигрыши или проигрыши не так важны, как наше отношение к ним. Победа не означает, что мы лучше; поражение не означает, что мы хуже. Получайте удовольствие не только от результатов, но и от процесса. Работайте над шахматами самостоятельно. Думать - это счастье.
Текст: Алина Свинцицкая, Елена Абрамова