Григорий Соловьев: «Отдавайте детей в творческие кружки»
Начало сентября – период, когда большинство родителей школьников встают перед вопросом в какой кружок или секцию отдать своего ребенка. О разновидностях и специфике творческих кружков мы решили поговорить с арт-директором Творческого Объединения «Салют Талантов» Григорием Соловьевым.
- Григорий, скажите, Вы сами в каких кружках в детстве занимались?
- Я пробовал по чуть-чуть разные кружки, но в итоге занимался всё детство с 9 лет в одном месте, и тут важно сказать в каком. Я занимался в, наверное, одном из самых легендарных на постсоветском пространстве центров развития детского творчества, который называется Аничков Дворец и находится в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Я занимался там на ударных инструментах и играл в духовом и симфоническом оркестре. Но вообще, тематика, поднятая Вами, меня самого очень интересует, я отслеживаю судьбу своих одногодок, занимавшихся со мной, вижу на фестивалях детского творчества, которые проводит ТО «Салют Талантов» тысячи творческих детей ежегодно, да и сам уже являюсь отцом 5-летней дочери.
- И какой вид творчества Вы выбрали для своей дочки?
- Вот здесь и начинается самое интересное. Начнём с того, что, на мой взгляд, выбирать ребёнок должен всё-таки сам. И мы на данный момент даём дочке возможность попробовать разные виды творчества, чтобы она сама смогла понять, что ей ближе и интереснее. Когда за ребёнка занятия выбирают родители, да ещё и заставляют ребёнка ходить и заниматься, то ни к чему хорошему это не приводит. Это довольно распространённая ситуация, и я лично знаю довольно много людей, особенно молодых женщин, которые в детстве закончили музыкальную школу по классу фортепиано (это наверное, наиболее распространенная ситуация), и вот после окончания музыкальной школы, или после ухода оттуда после 4-5 лет обучения, эти люди как правило больше не открывают крышку фортепиано никогда в жизни. Более того, они абсолютно ничего не понимают и не хотят понимать в музыке, не ходят на классические концерты и т.д. Таким образом, родители, желая привить ребёнку любовь к музыке, напрочь отбивают эту любовь на всю жизнь.
- Зачем вообще заниматься в творческих кружках? Разве стране нужно столько пианистов и танцоров, сколько выпускают наши учебные заведения?
- Я считаю, что, отдавая своего ребёнка заниматься в какой-то кружок, совершенно не нужно думать о том, что в результате ребёнок должен вырасти и стать актёром, балериной или певцом. Нужно думать о том, какие навыки приобретёт ребёнок, занимаясь в кружке, помимо знания сколько диезов в сольмажоре и как ставятся ноги при первой позиции. Хотя и любовь к искусству, любовь к творчеству – это тоже очень ценный багаж, с которым человек будет идти по жизни.
- А можно ли какими-то приёмами привить детям любовь к какому-либо виду творчества?
- К сожалению, тут очень мало зависит от родителей. Всё-таки интерес и любовь к фортепиано, балалайке, танцам или театру ребёнку прививает педагог. Именно хороший педагог может заинтересовать ребенка, найти его личную мотивацию, пробудить тягу к творчеству. Поэтому, если есть возможность, мой главный совет родителям – ищите хорошего педагога. Со своей стороны родители могут простимулировать интерес, если их ребёнок идёт в этот кружок вместе со своим другом/подругой. Плюс, конечно, всегда можно и нужно показывать ребёнку что-то своим примером. Если вы ходите на концерты и дома поёте, танцуете, читаете стихи, да ещё и вместе с ребёнком, то, конечно, и ребёнок будет лоялен к этим видам творчества.
- Что может удерживать ребёнка в кружке долгие годы?
- Когда ребенок вступает в подростковый возраст, то, как известно, родители в большинстве случаев перестают быть для него авторитетами, поэтому тут уже влияние родителей будет минимально. Подросток ориентируется на внешних авторитетов, которыми зачастую становятся педагоги, и, конечно, главный ориентир подростка – это сверстники. В связи с этим родителям ещё до наступления подросткового возраста важно заложить правильный фундамент развития, чтобы это были друзья-сверстники, скажем, из его хореографического ансамбля, а не из соседнего двора, где в подвале пьют пиво и не известно что ещё делают. В связи с этим, на мой взгляд, идеально отдавать ребёнка в кружки, где есть какие-то виды коллективного творчества, социализации. Это прежде всего хореография, театр, в музыке это ансамбли и оркестры, хоры.
- Для чего ребенку заниматься в группе, а как же развитие личности?
- Ну, во-первых, в любой группе есть место личности. Всегда есть солисты на сцене, есть формальные и неформальные лидеры, в любом случае этот опыт социализации бесценен для ребёнка. Очень здорово, когда ребёнок к моменту выхода во взрослую жизнь наработал обширный опыт общения в разных социумах, в классе, в своём хореографическом ансамбле, во дворе, на даче и т.д. Всё это ложится в копилку жизненного опыта и всё это обязательно пригодится. При этом есть совершенно разные формы занятий, очень часто в музыке и в вокале ребёнок занимается как отдельно с педагогом, так и в ансамбле, это происходит параллельно. То же самое может быть и в хореографии.
- На сколько полноценный опыт социализации получает ребёнок в ансамблях, ведь по сути он приходит на 1,5-2 часа, занимается и уходит домой?
- Самый качественный опыт социализации, конечно, происходит при совместном проживании детей. Мы говорим о различных поездках как в летние лагеря, куда некоторые педагоги собирают своих воспитанников на 1-2 месяца, так и поездки на фестивали и конкурсы. Конкурсные поездки, конечно, сплачивают коллектив необычайно, дети получают чрезвычайно важный опыт командной работы направленной на достижение цели. Это действительно очень и очень важный навык, ведь в школе таких навыков фактически невозможно приобрести, а в жизни они совершенно необходимы. Про фестивально-конкурсный опыт я могу говорить много, и потому что я сам через это прошёл, и потому что я сейчас организую подобные фестивали, много общаюсь с детьми и педагогами и вижу, насколько это ценно и важно.
- Хорошо, расскажите, пожалуйста, зачем детям или детским творческим коллективам участвовать в фестивалях и конкурсах, ведь бытует мнение, что это серьёзный стресс, который совсем не нужен ребёнку.
- Ну, хорошо, давайте начнём со стресса. Испытать такой безвредный стресс, как стресс от выхода на сцену – очень полезно юному артисту. К сожалению, в жизни любого человека стрессы случаются, и такое качество как стрессоустойчивость является очень ценным, и многие работодатели даже перечисляют его в числе обязательных при приёме на работу. К сценическому стрессу можно готовиться, потом из него надо правильно выходить, про это написана куча литературы, тут как раз родители могут поучаствовать и помочь своему ребёнку. Важно, что также, помимо стрессоустойчивости человек приобретает бесценный навык публичных выступлений. Это качество также очевидно необходимо в современном мире. Невозможно представить себе руководителя даже среднего звена, который стеснялся бы проводить совещания, или попробуйте представить себе сержанта, который не решается громко отдать команду своему взводу. И это я даже не говорю, о том, что, имея в своём багаже навык публичных выступлений, можно быть душой компании, иметь кучу друзей и заводить новые связи, без которых также сложно представить жизнь в современном мире. Кстати, отдельно хочется сказать про друзей. Мои самые близкие друзья сейчас – это друзья из моего детства, из моего оркестра, с которым мы ездили по фестивалям. У меня также ещё есть несколько компаний друзей, которые также дружат с детства, при этом кто-то вместе танцевал, кто-то пел. И я вижу, что все эти компании действительно качественные, люди отлично знают друг друга с детства, и дружба эта в базе своей имеет не какие-то взаимные выгоды, а общие воспоминания, надёжность, проверенную годами, творческий бэкграунд. Про важность творческого бэкграунда также хочется сказать отдельно. Глобально наш мир движется в сторону автоматизации, и на передний план всё больше выходит способность человека к созиданию, к мышлению, отличному от мышления машин. И здесь понимание творческих процессов, способность к выработке идеи также очень пригодится. Так что это только на первый взгляд ребёнок куда-то ходит и чем-то занимается, чтобы занять свободное время. На самом деле, занимаясь творчеством, и особенно ездя на фестивали и конкурсы, растёт и формируется самостоятельная личность, с целым набором очень важных положительных качеств.
- Давайте попробуем подрезюмировать, что Вы можете порекомендовать родителям?
- Отдавайте детей в творческие кружки, не заставляйте заниматься, ищите хороших педагогов, отдавайте предпочтение коллективным видам творчества и стимулируйте поездки на конкурсы и фестивали. Всё это поможет вам сделать из вашего ребёнка гармонично развитую личность, готовую к вызовам взрослой жизни в современном мире.