Чудеса в сенсорной коробке
19.04.2019
Игра занимает в жизни дошкольника особое место, это не только любимое и главное занятие, но и вид деятельности, в котором он проводит большую часть времени.
Самая важная задача в дошкольном возрасте – это сенсорное развитие. В этот период дети исследуют мир с помощью различных органов чувств, а основным источниками информации являются зрение и тактильное восприятие.
Чтобы ребенок активно развивался, родители могут создать для ребенка такую среду дома, в которой он будет получать новый и яркий сенсорный опыт. Сделать развивающую среду в домашних условиях еще более обогащенной помогут сенсорные коробки. Чем наполнить сенсорную коробку для ребенка? Как с ней играть? Какие игры предложить, чтобы дошкольнику было интересно?
Сенсорные коробки – это емкости с различным сенсорным наполнением (крупами, жидкостями, сыпучими материалами, желе, клейстером, игрушками и т.д.). Это чрезвычайно полезная и многофункциональная игрушка для детей дошкольного возраста. Дошкольник может щупать мелкие предметы, пересыпать, прятать их, придумывать свой игровой сюжет. Игры с сенсорной коробкой помогают развить мелкую моторику, внимание, воображение и речь ребенка.
Создание сенсорной коробки – это интересный и творческий процесс, прекрасная возможность заинтересовать ребенка, пробудить любознательность. Предлагаем познакомиться с вариантом разработанной педагогами Городского психолого-педагогического центра универсальной сенсорной коробки, которая представляет собой деревянную емкость с наполнителями и предназначена для игры с детьми от 1 до 7 лет.

Для создания игрового набора были использованы: емкость (деревянная прямоугольная коробка); наполнители (рис, фасоль простые и окрашенные с помощью пищевых красителей, чечевица и другие крупы); любимые сказочные персонажи из фетра (например, зайчик); деревянные грабли, лопата, лесенка; семена для посадки овощей; холщовые мешочки для семян и сбора урожая; овощи деревянные/ из полимерной глины; металлические ведра (большое /маленькое) и лейка; деревянный макет дерева; пластилин для лепки яблок и груш; баночки для сортировки цветной фасоли; кристаллы из искусственного стекла; камни; сундучок.
В начале игры с сенсорной коробкой вместе с ребенком можно осмотреть все предметы, описать их свойства (твердый/мягкий, большой/маленький, теплый/холодный, гладкий/шершавый, из какого материала сделаны). Далее знакомим ребенка с сенсорным материалом – выбранной крупой, предлагаем ему грабельки, ведерко, лопату. Важно, чтобы во время игры взрослые находились рядом.
Поиграв в одну игру, по желанию, можно расширить ее и вместе придумать новые истории, в которых оказался зайчик. Темы игр могут различаться: «Огород», «Кладоискатель», «Остров сокровищ» «Заяц-садовник», «Цветные зернышки» и т.д.
Предлагаем ряд игр, в которые можно играть вместе с ребенком дома.
Игра «Огород»
В процессе игры ребенок учится запоминать порядок действий. Закрепляет счет в пределах 5/10, развивает мелкую моторику, учится следовать инструкции, расширяется активный и пассивный словарный запас.
Как играть: знакомим ребенка с персонажем, обсуждаем какой зайчик (длинные ушки, и т д) и как он прыгает? Что он любит кушать? Далее задаем простой сюжет: предлагаем вырастить для зайчика морковку с капустой. Вспоминаем, что сначала необходимо посадить зерна, полить и подождать пока вырастут овощи, а далее, их надо собрать.
Игра «Остров сокровищ»
В процессе игры происходит развитие творческой активности и воображения, расширяется активный и пассивный словарный запас, улучшаются навыки мелкой моторики.
Как играть: детям рассказывается история о спрятанных пиратами сокровищах. Вместе с зайчиком они отправляются на поиски клада. Предлагается отыскать спрятанные сокровища с помощью лопатки или пальчиков и сложить их в самый настоящий сундучок. Вместе с ребенком можно придумать историю о дальнейших приключениях любимого героя, сделать кораблик из бумаги или конструктора и отправиться в плавание.
Игра «Заяц-садовник»
В процессе игры происходит развитие тонких движений мелкой моторики, внимания, усидчивости, также расширяются представления об окружающем мире.
Как играть: предварительно необходимо подготовить дерево. Для этого нужно показать дошкольнику, как отщипнуть от пластилина небольшие кусочки, придавливая и растирая пальчиком нанести на поверхность. Далее можно слепить из пластилина яблоки или груши и прикрепить их к дереву. Рассказываем, что зайчику требуется помощь в сборе урожая. Фрукты собираем в ведерко или корзину.
Также в этой игре хорошо можно проследить, как меняются деревья в зависимости от времени года: зимой – дерево засыпано снегом, весной – появляются почки, летом – зеленые листочки, осенью – разноцветная листва.
Игра «Путаница»
В процессе игры происходит развитие зрительного восприятия, внимания, усидчивости, улучшаются навыки мелкой моторики.
Как играть: детям рассказывается история о том, что зайка играл и перепутал все фасолинки. Как ему помочь? Нужно разложить их по баночкам соответствующего цвета.
В зависимости от возраста ребенка можно усложнять сюжет и вводить других персонажей. Например, гусеницу, которая забралась к зайчику в огород и съела всю морковку. Зайчик расстроился, гусенице стало стыдно, и она извинилась перед зайчиком и стала помогать ему ухаживать за овощами, рыхлила землю или помогла сажать новые овощи. И вот наша коробочка уже превратилась в настольный театр.
"ПР" |
|
Игра с таким набором вызывает у детей любого возраста положительные эмоции. Малыши получают новый тактильный опыт: трогают, пересыпают, складывают и перекладывают, прячут и отыскивают предметы – исследуют без каких-либо ограничений. Дети расширяют представления о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве. |
Экспериментируйте и играйте вместе с детьми, это уникальная возможность окунуться в детство, почувствовать радость от познания мира.
Автор: Храмова Елена Владимировна, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра; Поперёкова Марина Александровна, педагог дополнительного образования Городского психолого-педагогического центра