Тутта Ларсен: дети – это праздник… Который всегда с тобой!
Практически любой ребенок на вопрос, какие у тебя любимые праздники, ответит, что Новый год и день рождения. В семье Татьяны Романенко дела обстоят несколько иначе – ее дети Лука и Марфа обожают Рождество и Пасху. Да, конечно, в семье звезды, более известной как Тутта Ларсен – дни рождения и Новый год любят, но так повелось, что по-настоящему и серьезно они готовятся именно к этим большим православным праздникам. И не только мама с папой, но и девятилетний сын и четырехлетняя Марфа.
– Татьяна, прямо вот готовятсяготовятся детки к большим праздникам православным, по всем правилам?
– В меру их возможностей. Мы, конечно, не особо ограничиваем Луку и Марфу в еде, но просмотр телевизора, игры на планшете, всякие забавы, выход на светские мероприятия в пост мы сводим к минимуму. Потом задолго готовимся к Пасхе, покупаем подарки, красим яйца, покупаем вкусный кулич, святим все это. И на Рождество – выбор подарков близким, это же целый ритуал, приятнейшая история.
Ну а Новый год, конечно, мы тоже любим. Правда, отмечаем его не так ярко, как эти праздники. А дни рождения… Знаете, мы никак по-человечески не можем отметить день рождения Марфуши…
– Отчего так?
– Она, как и я, родилась летом, в июле, когда никого из детей в городе нет. Обычно родители малышни устраивают дни рождения с друзьями из детского сада, школы, по площадке, собираются дочки-сыночки друзей и знакомых. А тут все в разъездах. Да и мы сами: или на даче, или куда-нибудь уезжаем из Москвы. И поскольку отдыхать ездим в особенные места – избегаем традиционно детских курортов (я на них себя чувствую некомфортно) – то особо позвать-то некого. Вот этим летом, например, мы выезжали из в деревню – чудесная природа, красота неимоверная, и, если мы хотели, чтоб Марфа развлеклась, просто вывозили ее в город по соседству. Лука в это время отдыхал с бабушкой в Болгарии.
Так что я даже серьезно подумываю, что надо как-то взять и отметить ей день рождения. Не дожидаясь пятилетия, отпраздновать 4 года «задним числом». Собрать детей в каком-нибудь хорошем месте и устроить такой праздник, чтоб ей запомнилось!
А то как-то нечестно получается: Луке мы всегда отмечаем ДР с помпой – с ребятишками, программой, а Марфе уже четвертый год и… мимо.
– А как Вы представляете себе хороший день рождения для ребенка? Быть может, какой-то из праздников Луки особенно удался?
– Я всегда руководствуюсь правилом, что на празднике должно быть столько же гостей, сколько лет имениннику плюс один человек. А длиться мероприятие должно не больше 2–3 часов. Еще, это мое личное мнение, на детском празднике совершенно необязательно присутствие родителей приглашенных детей. Привезли –и забрали своего ребенка в определенное время.
Что касается гостей, то Лука сам выбирает, кого приглашать. В основном это его друзья из школы. У него очень дружный класс.
Ну и, конечно, важен формат мероприятия. Считаю оптимальным развлекательно-познавательный вариант. Чтоб и побеситься дети могли, и подурачиться, но в то же время и провели бы время с пользой. Узнали что-то новое, сделали, смастерили что-то интересное.
Поэтому мы выбираем какие-то такие компании, которые организуют праздники с образовательным компонентом.
– Можете что-то порекомендовать из того, что понравилось?
– Могу привести несколько примеров. Так, один из праздников организовали Луке в детских мастерских на «Флаконе». Сначала у детей был квест, они искали Бэтмена, который был в заложниках у злодея, а потом уже вместе с ним ребята отправились на поиски сокровищ. Чуть позже мастерили доспехи, дракона, замки – все это из каких-то простых подручных материалов: широкой липкой ленты, картона, бумаги разной фактуры. Три часа без перерыва дети были заняты, что-то делали, вырезали, красили, выжигали и прочее. Здорово!
А в этом году мы праздновали день рождения в Музее Москвы. Детвора носилась по его большой территории и с помощью подсказок аниматора искала сокровища, а потом у детей был урок актерского мастерства. Сначала их учили всяким штучкам: как дать по лицу, чтоб при этом не ударить, как упасть в обморок или изобразить, что тебя подстрелили, как в один миг расхохотаться или расплакаться без повода… А затем, освоив азы, они разыгрывали мини спектакль.
Еще был праздник в анти-кафе – мы арендовали помещение, вызвали кейтеринг и пригласили из ивент-агентства аниматоров. День рождения отметили в стиле «Трансформеры».
Залог хорошего детского праздника, чтоб дети минимум час-полтора активно были задействованы физически, бесились-бегали-носились, а потом у них был час-полтора какого-то интеллектуального действа: спектакль, головоломки, экскурсия.
– Таня, а что скажете по поводу еды на детском дне рождения. Мне вот кажется, что это не самое главное, и родители иной раз зря ломают над этим голову?
– Вы абсолютно правы! Отпраздновав несколько дней рождения сына, я поняла, что ни гости, ни сам именинник на празднике не едят. А вот пить дети хотят много и постоянно. Торт… Да и торт-то какой-то сумасшедший за бешеные деньги им не нужен – главное, свечи задуть. Ну если только для фотографий на память красивый очень заказать. А так особо им никто не наслаждается. Из еды беспроигрышный вариант: пицца, картошка, куриный шашлычок, какие-нибудь гамбургеры.
– Дома Вы принципиально не проводите ДР?
– Как-то организовывали ДР в гостях у моего дядюшки – квартира у него больше, чем у нас, и он любезно ее предоставил в пользование. Детки пришли, посмотрели мультик, побегали, поели и разошлись. Но было это давно. Мне кажется, что с 4-х лет надо уже организовывать праздники со смыслом. И чаще всего самим родителям это не под силу, да и расслабиться им тоже хочется.
А детям нужно что: занятие и территория! И все!
У нас был очень интересный опыт: когда Луке исполнилось 4 года, отмечали день рождения в арт-центре «Гараж». Там очень милое кафе, а рядом – творческие мастерские, где можно было клеить, резать и так далее. Мы заказали для детей экскурсию «по возрасту» и думали, что после они с удовольствием отправятся на мастер-класс. А внизу огромные холл и пространство... В итоге не получилось никакой экскурсии, никаких мастерских – дети три часа носились, кувыркались, играли в прятки, да они просто общались! Они придумали игру, правила, у них сразу выстроились свои иерархии… И были счастливы и самодостаточны.
В общем, я сделала вывод, что родители часто преувеличивают проблему – подарить ребенку незабываемый праздник. На самом деле маленькому человеку нужны внимание, хорошая компания, территория и… ну и без подарков, конечно, не обойтись!
– Кстати, о подарках. У нас в номере публикуется большой материал о том, что и как дарить детям. Как Вы выбираете подарки сыну или дочке?
– Мы всегда стараемся дарить желанные и функциональные подарки. Я люблю делать сюрпризы и угадывать желания. Но с детьми это сложно, особенно с современными. Во-первых, они постоянно меняют свои желания, во-вторых … во-вторых, у них все есть! И каждый раз встает вопрос: что б такое подарить необыкновенное, чего у чада нет, в то же время то, что ему нужно, и то, против чего не лежит моя душа. Точно знаю, что подари я Луке PSP – он будет счастлив, но я точно знаю и то, что никогда этого не сделаю!
Есть и другая частая родительская ошибка при выборе подарка ребенку. У меня так было. Заходила в магазин, видела какую-то крутую штуку, которой у меня в детстве не было, и я бы считала ее наличие за счастье… И круто-круто! И покупаешь ее, и приносишь домой вся такая в предвкушении!.. Да что угодно это может быть, какой-нибудь супернавороченный мультимедийный центр! А ребенок никак на подарок не реагирует – ему нравится играть кастрюлями. Так обидно: дорогие классные штуки пылятся в углу. Или вот Марфа: она абсолютно равнодушна к куклам. Подарили ей на день рождения «беби бон». Что она только не делает: и ест, и пьет, и плачет, и писает!.. А дочке неинтересно, она играет Лукашкиными машинками, мячами.
Вывод прост: не надо дарить детям свою мечту и то, во что вам в детстве не удалось поиграть.
– А если Луку, например, в гости позвали на день рождения?
– Тогда мы вместе с ним идем выбирать подарок. Я сначала спрашиваю: что хочет приятель на день рождения? Лука говорит, чего друг жаждет, допустим, набор LEGO «Властелин колец». Я звоню маме Егора и уточняю: правда, хочет? Да – да. Окей, и мы идем выбирать. Ну, конечно, заодно и Луке какой-нибудь небольшой наборчик покупаем обязательно. Мне кажется это правильно, это нормально. Если уж мы пошли кому-то что-то купить – обидно ж, если тебе ничего не досталось. Это ребенок…
– Таня, давайте от праздников перейдем к будням. Лука ходит в третий класс. Как обстоят дела с кошмаром большинства родителей – домашним заданием?
– Чтобы Лука делал домашнее задание, у него надо стоять над душой, причем стоять достаточно жестко и бескомпромиссно. Так что лучше всего у него получается делать уроки с папой. Потому что тот особо не реагирует на его стоны: «Можно я погуляю, отдохну, поем…» С папой он максимум за час домашнее задание делает. Если это я или няня, то все может растянуться на полдня с перерывами на покушать, побегать и попрыгать. А потом у нас еще музыкальная школа, надо делать сольфеджио, играть на фортепьяно…
…Но при этом мы стараемся предоставить сыну хотя бы час, а то и два в день свободной игры. Это необходимо. Это обязательно и… очень сложно. Потому что Лука пока не ценит свое собственное время и тратит его на пустые разговоры, стоны, препирательства. Правда, сейчас, к 9 годам, он начал понимать, что время надо как-то распределять, что не стоит его тратить на нытье или пытаться оттянуть момент выполнения своих обязанностей. Лука постепенно приходит к тому, что в его интересах побыстрее и при этом качественно сделать свою работу. А потом будет возможность расслабиться, поиграть с другом. Ему, конечно, тяжело это дается, он человек совершенно нережимный. С самого рождения Лука живет в своем ритме. И мы стараемся изо всех сил, с одной стороны, не сбить его, не сломать, а с другой, привести сына в некое сознание того, что хочу и надо должны быть в балансе.
– Вы были другой в его возрасте?
– Мне никто с уроками не помогал. В 7 лет повесили ключ от квартиры на шею, и началась моя самостоятельная жизнь. Я всегда сама делала уроки дома или на перемене – не помню, чтоб было сложно, легко давалось. Никогда мама не проверяла дневник, никто меня не контролировал.
Не раз рассказывала сыну, что да, меня никогда не проверяли родители, доверяли, но это было лишь частью моей жизни – еще была огромная ответственность. Я должна была сделать многое, ни о чем не забыть. Вставала в 6 утра и шла на ферму за молоком для сестры (мы жили в деревне), приносила 3-литровую банку молока и бежала в школу. А еще музыкалка, кружок скалолазания – и все это находилось довольно далеко, я ездила на автобусе. Сама себе готовила еду, когда приходила на обед, мыла посуду, убиралась дома, пришивала воротнички к школьной форме… То есть в его возрасте была абсолютно самообслуживающимся автономным организмом.
– У Луки, как я понимаю, плотный график. Сильно устает? Можете взять и дать, например, посреди недели ему передышку?
– Да, у нас такое бывало. Мы уже научились различать оттенки состояния сына, когда он просто выпендривается и отлынивает, а когда действительно дело серьезное: устал и физически не может воспринимать информацию. Так, например, в конце прошлого учебного года были тесты. Лука очень ответственно к этому подошел, хорошо подготовился, сдал, а вечером «на пустом месте» у него поднялась температура. Да, невысокая – 37 и 6, но поднялась. У него вообще такая ярко выраженная психосоматика. И мы все понимаем, звоним нашему классному педагогу (она потрясающая и прекрасно видит, какой он мальчик) и говорим ей все как есть: «Елена Николаевна, мы «перегрелись». У нас вчера был тест по русскому языку, Лукасик очень старался. Теперь у нас вот… Мы посидим сегодня дома, хорошо?» И никаких возражений, проблем или непонимания с противоположной стороны.
Это ведь не то, что мы на все плюнули и поехали развлекаться (хотя, мне кажется, и такое иногда можно допускать), а действительно ребенок переутомился. И если сейчас, в нужное время, не дать Луке передохнуть, может наступить «сбой системы». Ребенок реально перетрудился и заслужил право расслабиться. В результате сын остался дома, даже мультики не смотрел. Книжки читал, в Лего играл. А на следующий день пошел в школу: не замученный, а довольный.
– Такое взаимопонимание между родителями и учителем очень важно. В связи с этим вопрос: как Вы сыну школу выбирали? Расскажите о важных для Вас критериях, пожалуйста.
– Мы сознательно выбирали православную школу, в которой будет небольшой класс. Я для себя определила, что образовательный процесс на начальном этапе нам менее важен, чем здоровье ребенка. Я имею в виду и психологическое, и физическое. Малыш должен войти в образовательный процесс, совершенно новый для него, плавно, без стресса.
Лука пошел в 1-й класс, умея читать и писать, программа тоже в школе была достаточно сложная, но для меня важнее стоял вопрос формирования социальных умений сына, позиционирования себя в детском сообществе, выстраивания связей, понимания субординации в отношениях со старшими, со сверстниками.
– А в режим вводить было сложно?
– Первые два года для нас были очень непростыми, при том что Лука неплохо учился. Он ребенок с хорошими мозгами, быстро соображает, отличная память. А психосоциальная сторона меньше развита. И вот наконец в 3-м классе наш мальчик собрался (хотя есть еще некоторые проблемы с ответственностью: ты все взял, не забыл записать домашнее задание). В любом случае он стал, грубо говоря, в смысле организованности и режима более вменяемым. Адаптировался, «дозрел» для учебы в школе.
– То есть не жалеете, что отдали его в такую… камерную обстановку? Не в обычную школу. Вам, наверно, часто приходится слышать, что отдали чадо в «тепличные условия», как он оттуда выйдет в этот огромный жестокий мир…
– Как он будет с этим огромным миром взаимодействовать?!.. Он же не сможет… Это полная ерунда, потому что сын взаимодействует с этим огромным миром ежедневно на улице, в общественном транспорте, в музыкалке, на площадке. При этом для Луки школа – это как дом, и идет он туда с удовольствием. Мне кажется, это очень важно, какое у ребенка создается впечатление о школе, хочет ли он туда каждый день идти. Так что считаю, что «вход» ребенка в школу надо сделать максимально приятным. Не отбить желания туда ходить, не отбить желания учиться.
– А в сад Лука ходил?
– Да – с четырех лет, и сад у нас был дивный. Сейчас Марфа туда ходит. В логопедическую группу, с чудесными воспитателями. Я обожаю наш садик, сама бы туда ходила! Это обычное государственное дошкольное учреждение с коррекционным уклоном, фантастическим педагогическим коллективом и отличной заведующей Светланой Алексеевной (речь идет о ДОУ № 2204. – Прим. ред.). А еще в этом саду очень хорошая подготовка к школе.
– Марфу и в школу ту же отдадите?
– Скорее всего, да. Потому что даже с точки зрения логистики было бы глупо что-то искать. От добра добра не ищут.
–На мой взгляд, настоящее воспитание происходит исподволь. Личным примером. Сколько бы мы не втолковывали ребенку правила, он все равно будет делать так, как это делают его родители. Если мама говорит всем спасибо-пожалуйста, то дочь тоже не будет забывать благодарить. Если папа всегда подает маме руку, когда она выходит из машины, придерживает дверь – сын будет поступать так же и т.д.
– Согласна, хотя быстрее всего дети перенимают всякие гадости, то, чему учиться бы не стоило, – с этим, к сожалению, дела обстоят проще всего. Марфа вот подражает мне и наряжается во всякие цацки, запоминает словечки…Так что всегда за собой приходится следить.
Или вот: говорят, если на глазах у ребенка родители всегда читают, то и они будут это делать. Я читаю, но в основном это электронные книги, и у детей, возможно, такое чтение не ассоциируется с книжкой. Хотя тут мне жаловаться не на что – книги мои дети любят, и у нас в семье книжка приравнивается к хорошему подарку.
А вот что точно от нас уже переняли наши дети, так это гостеприимство. Они так же, как и мы, любят гостей, которые у нас бывают часто. Дети готовятся к их приходу, а когда те появляются, Марфа или Лука устраивают экскурсию по квартире, показывают свои комнаты. Усаживают на самые удобные места, показывают все свои игрушки, поделки, предлагают то одно, то другое. Угощают вкусненьким. В общем, гостеприимнее хозяев не найти!
– Насчет вкусненького: как обстоят, у ваших детей со сладким?.. Да вообще с питанием – все просто или каждый раз разыгрывается «Ватерлоо за обедом»?
– У нас большие проблемы, как и у многих родителей со сладким. Дети его обожают. Особенно Марфа – с этим просто беда. Регулярно по этому вопросу с ней возникают какие-то трения. И она, и Лука – аллергики и плохо реагируют на сахар в больших количествах, поэтому мне приходится «цербера включать»: дозировать сладкое или не покупать его вообще. Или покупать, но что-то более-менее полезное – батончики, мюсли, цукаты. Мои дети не едят сладкую вату и попкорн, не пьют сладких газированных напитков.
Они не ведают фастфуда и питаются очень просто. В основном – дома. Еще они дико консервативны. Очень сложно накормить чем-то новым. Например, арбузом или дыней. Марфа ест, а Лука ни в какую. Иногда даже из принципа. Не будет даже пробовать – и все. Я была бы не против, если б они побольше ели рыбы или море-продуктов, но нет, не едят. Так, в охоточку, лососика или форельку, белую рыбу крайне редко. А еще надо, чтоб было все приготовлено «без всего» – без специй, трав, только соль. Ни креветки, ни кальмары – ни в какую. Я, например, фанат чечевицы – их невозможно заставить ее есть. Очень плохо обстоят дела с овощами и фруктами. Омлеты, макароны, блины, сырники, курочка в разных видах – вот что дети едят. Кашу любит только Марфа. Лука ест лишь гречку и то без воодушевления. Супы особо не жалуют. И я, и муж любим суп-пюре, а они нет. Видимо, консистенция их смущает. Просто борщ, щи, овощной супчик, а вермишелька с бульоном – беспроигрышный вариант всегда.
Хлопья и вареная колбаса – это у детей праздник!
– А папа у детей тоже праздник? Или они успевают общаться, нет дефицита в мужском воспитании?
– К счастью, да. У мужчин должны быть свои развлечения, свои дела и свое время друг для друга. Раньше, например, у нас суббота была мужским днем. Лука и Валера вдвоем кудато ходили, что-то делали, могли вместе уехать. Сейчас, в силу разных обстоятельств, это сбилось, но все равно есть их личное пространство. Их время, их личные отношения, которые я, как могу, культивирую и в которые мы с Марфой стараемся не вмешиваться.
Потом папа, как правило, возит Луку в школу и часто забирает. Тоже время для общения.
Знаете, мне кажется, что «мужское воспитание» – неправильное словосочетание. Выдуманное. Есть в этом что-то искусственное. Общение, присутствие мужчины в жизни ребенка, личный пример и дружба между сыном и папой – вот главное, из чего в итоге сложится характер и внутренний мир будущего мужчины, брата, мужа, отца.
– А в жизни Марфы как много папы?
– В жизни девочки мужчина вообще безумно важен. Я как дочка, которую папа бросил в семь лет, могу подтвердить: отец – ключевая фигура в жизни будущей женщины. Потому что, отталкиваясь от того, каким мужчиной был в детстве ее папа, какими были его поступки по отношению к ней и ее маме, девушка формирует свою будущее, личную жизнь.
Поэтому мы стараемся быть в этом плане очень осторожными. Не ссориться при детях, сильно не ругаться. Тем более не оскорблять друг друга, а ведь для кого-то это норма…
– И обниматься-целоваться как можно чаще!
– Да, мы не скрываем проявления чувств. Как-то я была в очень приподнятом романтично-сентиментальном настроении и говорю Луке: «Знаешь дорогой, хочу открыть тебе большой секрет. Я очень люблю твоего папу». А он: «А! Тоже мне секрет! Я знаю…» Откуда, спрашиваю. «Да по вам видно!» – говорит сынок.
Понятно, что не хватаем друг друга за попы и вообще ведем себя очень прилично, но мы ужасные все «ласкуны-лизуны» и не стесняемся лишний раз прижаться, обнять, поцеловать. В общем, кинестеты. У нас и собака такая же. Я обычно возвращаюсь домой, мы все обнимаемся, дети бегут целоваться, и эта «звезда» пытается сразу же между нами втиснуться, залезть на ручки, заполучить свою долю волны любви.
– Получается ли у вас отдохнуть всей семьей? Как вы проводите время, когда все в сборе?
– Для этого у нас существует дача. Мы стали снимать ее круглый год. Летом бываем часто, и дети с няней живут, а в сезон осень-весна ездим туда в выходные. Если нет каких-то совершенно особых дел в Москве, важной работы – все бросаем и полтора дня проводим на природе.
Называем мы наше времяпровождение – «гекельберифинить».
Луку на даче можно смело с другом выпустить за ворота и не вспоминать о нем 2 часа. Они будут кататься, лазать по деревьям, висеть на турнике. А мы с мужем отсыпаемся, ходим, дышим воздухом, едим… Ничего не делаем. Заряжаемся, отдыхаем от мегаполиса.
– Таня, не ошибусь, если скажу, что дети, семья, муж для Вас важнее всего на свете. И если делать выбор между карьерой, работой и ими… Вы его, не задумываясь, сделаете в пользу родных?
– Дети и семья – это я. Это то, из чего я состою, это ответы на все вопросы. Зачем я, где я, кто я… К счастью, достаточно рано поняла, что, если у женщины нет детей и семьи, она все равно будет чувствовать себя пустым сосудом. Какой бы успешной она ни была в профессии, как бы ни состоялась как личность и какой бы звездой ни сияла на небосклоне социальном, сколько бы денег ни было. Если ты женщина и у тебя нет детей, семьи… то тебе всегда будет плохо. Я понимаю, что детей и семьи может не быть по причинам совершенно объективным и драматичным, но сознательно от этого отказываться равноценно самоубийству.
Дети и семья – это… Это мой праздник, который всегда со мной!