Елена Ксенофонтова делает уроки вместе с сыном

Елена Ксенофонтова делает уроки вместе с сыном

Когда маленькая Лена жила в Казахстане, с ней произошел случай, который многому ее научил. Девочку снежной бурей унесло в степь. Она очнулась в сугробе и сначала заплакала, а потом вспомнила сюжет о детях, умирающих от голода в ЮАР, который видела накануне по телевизору. И подумала, что им сейчас намного хуже, ведь у нее есть теплая одежда и она не голодна. Маленькая Лена начала долбить сугроб портфелем, выбралась из него и поползла в сторону городских огней. Ей удалось добраться до гаражей, где случайно оказался водитель, который из-за бурана не смог добраться домой. Он-то и спас ее.


С тех пор актриса театра Армена Джигарханяна Елена Ксенофонтова уверена: если тебе трудно, надо просто вспомнить, что кому-то в этот момент еще труднее. Разделяет ли мамину житейскую философию сын второклассник Тимофей?


– Теперь, когда почти два года обучения позади, вы можете сказать, что Тимофею нравится учиться?


– Он только сейчас начинает воспринимать школу не как игру, а с определенной ответственностью. Некоторые дети уже идут в школу с этимкачеством, а у Тимофея пока еще не настолько срабатывают амбиции, чтобы стараться опередить кого-то, добиться успеха. Он в любом случае сам себя утешит: «Не получается, ну и не страшно!» Поэтому, когда он четверть закончил на отлично, мы немного удивились. Сын, конечно, старался, но оценку по математике ему явно поставили авансом. Так как с математикой есть некоторые сложности, то мы пригласили педагога, который ему помогает. В нашей семье все гуманитарии, и Тимофей тоже, ему легче и интереснее написать изложение, даже книгу, чем решить задачку…


– А что за книгу он писал?


– Мы вместе написали несколько книг. Первая называлась «За что Пушкин осень любил?». В ней мы сравнивали осень пушкинской поры с нынешним московским «очей очарованьем». Оформляли по всем издательским правилам, с иллюстрациями и обложкой.


– Вы тоже участвовали?


– Конечно! Как говорят наши бабушки, часть оценок Тимофей должен отдать мне. Но мне кажется, что это нормально. Моя мама со мной до четвертого класса занималась.


Как вы выбирали школу для Тимофея?


– Я обошла много школ, ходила на дни открытых дверей, общалась с учителями, завучами, директорами и поняла, что оценить объективно школу невозможно, тем более определиться, какая лучше. Каждый хвалит свою школу, всюду есть плюсы и минусы. Поэтому единственный вывод, к которому я пришла: если повезет с учителем, то все будет удачно. Словом, мы пошли в школу, которая находится рядом с нашим домом. Она называется Школой будущего: дети здесь с первого класса осваивают компьютер, у преподавателей много хороших амбиций. И что немаловажно – мы шли к конкретному учителю.


– По какому учебно-методическому комплекту Тимофей учится?


– У нас не самая простая программа – «Гармония». Она дает хороший эффект, но только при работе всего трио «учитель – ученик – родитель». Если родители не принимают участие в учебном процессе, их дети не станут успешными. Программа отлично работает на развитие речи: детям приходится много рассуждать, проговаривать вслух орфограммы, писать и сочинять. Они не просто читают рассказы, а устраивают настоящие спектакли, что пополняет их словарный запас, развивает образное мышление, раскрепощает. Я актриса и понимаю, насколько важно грамотно и красиво говорить на родном языке. Программа учит детей думать и развивает логическое мышление. К примеру, на уроках русского языка они сами выводят правила на основании возможных ошибок в правописании. Детям сложно, и родителям тоже непросто. Хочется подсказать ребенку правило, но делать это нельзя: нужно помочь ему додуматься до него самому методом проб и ошибок.


– Уметь думать – действительно намного важнее, чем просто принимать знания как данность…


– Все это замечательно, но… Скорость освоения учебного материала по этому УМК своеобразна. То, что дети в других школах уже прошли, наши только начинают. А тесты сдают, как и все остальные. И когда приходит время писать итоговую контрольную, выясняется, что дети только приступили к изучению некоторых тем. Так было, например, с итоговой контрольной по математике. Надо решать примеры в два действия, а дети только стали заниматься этим на прошлой неделе и совершенно не усвоили материал. В результате в классе сплошные двойки и тройки. Уж если школа ввела программу «Гармония», то и тесты должны быть соответствующие. Еще одна проблема – необходимость соблюдения тишины в классе во время тестов по русскому языку. Между тем программа рекомендует проговаривать все вслух, по слогам, а иногда даже по буквам.


Ребята по привычке начинают говорить, а учитель-наблюдатель просит тишины. Дети теряются, не понимают, чего же от них хотят. И снова сыплются двойки и тройки. Родители возмущены: «Господа преподаватели, разберитесь в программе, ведь это вы нам ее предложили, не мы ее выбирали!» Конечно, такие сложности мешают. Тем не менее, повторюсь, программа действительно интересна. Я вдруг поняла, что дети, которые осилили «Гармонию», к пятому классу становятся очень сильными учениками. И если опыт с Тимофеем будет удачным, то для Сони я подберу школу с такой же программой.


– Многим детям в учебе помогает дисциплинированность, которую родители воспитывают в них с малых лет.


– Тут у нас есть свои сложности. Учителя недаром прозвали сына: Тимофей-мечтатель. Он часто мечтает на уроках о чем-то своем. Если посадить его рядом с окном, то будет изучать жизнь за ним, а не слушать урок. Он из разряда детей, лишенных амбиций. Надеюсь, что пока. Держаться в рамках строгих правил детей заставляет нацеленность на успех, Тимофею же совсем неинтересно упражняться в амбициях. Я стараюсь держать его в рамках, но во всем хороша мера. Он и так загружен в школе: танцует, занимается дополнительно английским, русским. А еще домой приходят педагоги по музыке и математике. После школы я прошу, чтобы он делал домашнее задание сразу же – так у него остается время на игры, мультики, общение с друзьями. Да, мне приходится садиться рядом и делать домашнее задание вместе с ним. Я даже отказалась от некоторых предложений по работе, чтобы помочь сыну.


– А вы не пробовали отпускать его в свободное плавание?


– Я это только приветствую. И очень рада, когда он кое-что делает сам. Но я просто обязана ему помочь, пока сын не привыкнет к самодисциплине. Мне пришлось целый год собирать ранец вместе с ним, пока он не научился делать это самостоятельно.


– Вы упомянули, что сын занимается музыкой. Он хочет стать музыкантом?


– Я считаю, что человек должен владеть несколькими языками, а занятие музыкой развивает слух и помогает лучше осваивать иностранные языки. Нет желания сделать из Тимофея музыканта, но я хочу видеть его развитым и внутренне свободным человеком, что всегда придает личности обаяние. Особенно если он выберет профессию, связанную с методичным трудом. Внутренняя свобода сделает его жизнь легкой, интересной и насыщенной.


Думаю, что независимость, чувство уверенности в себе воспитывает скорее атмосфера любви, царящая в семье ребенка…


– Я всегда стремилась создать уютный семейный очаг. В нашем доме много чудес для детей. Мы устраива ем, например, семейные новогодние елки. В этом году Дед Мороз прилетал к нам через балкон и, даря детям подарки, просил рассказать их о своих мамах и папах. Я видела слезы на глазах у мам и пап, когда говорили их дети, а потом сами родители рассказывали о своих малышах. Как выяснилось, редко у кого есть возможность прямо при всех сказать: «А мой сын – самый лучший на свете!» У нас найдется время поворчать, поговорить о недостатках вперемежку со страстными поцелуями. А вот признаться публично, что я горжусь своим ребенком, не часто удается. У нас в доме Новый год – самый любимый праздник. Я коллекционирую новогодние игрушки и, чтобы ими все любовались, наряжаю несколько елок. В этом году их было десять.


– Так было принято в вашей семье?


– Нет, это мои идеи. В моей семье было немного иначе. Я росла с отчимом, детей было трое, мама не успевала со всеми справляться. Мама – очень образованный человек, она пыталась дать нам все, чем была богата, но ей было слишком сложно. А свою мечту о создании уютного семейного очага я уже отчасти осуществила. Это важно в нашей стране, где, пожалуй, единственной неоспоримой ценностью остается семья. Сейчас только она является связующим звеном между людьми. Если между детьми и родителями есть любовь, то человек будет испытывать ее и по отношению к другим людям.


– Тимофей делится с вами всем, что происходит в его жизни?


– Да, он рассказывает все, но это взаимно. Я сама всегда интересуюсь тем, что происходит с ним. Если меня долго нет дома, непременно ему звоню и говорю: «Ну, рассказывай, что сегодня было, как день прошел». Он знает, что я буду его любить любым, но при этом оставляю за собой право на собственное мнение о его поступках. Недавно он признался: «Сегодня я ударил Алену». Я ему объяснила, почему это плохо: она девочка, будущая мама, чья-то сестра. Спустя три дня приходит и говорит: «Я ударил Алену ногой». Спросила, почему они ссорятся. Выяснилось, что сидят вместе и она якобы «мешает ему учиться». Я подумала, что, может быть, он так выражает свои чувства. Попросила учителя рассадить их. Сын переживал, подошел к Алене, извинился, потом извинился еще раз за второй удар. За первый она его сразу простила, а за второй, как истинная леди, к вечеру – чтобы пострадал подольше. Будь я слишком строга, Тимофей бы затаился. Да, он должен знать мои чувства, позицию, мнение, но одновременно и понимать: мама при любых обстоятельствах выслушает, поймет. В жизни всегда найдутся люди, которые будут воспитывать, журить, обсуждать, критиковать. Ну а просто любить может только мама. Пока наша любовь взаимна, и мне порой даже говорят, что у меня растет маменькин сынок.


– Владимир Набоков вспоминал о материнской любви всю жизнь. Например, о том, как Елена Рукавишникова, владелица фабрик и заводов, поехала в метель за сто верст, чтобы купить сыну особенный цветной карандаш, потому что он болел и хотел его иметь. А мать Андрея Тарковского Мария Вишнякова после войны работала на нескольких работах, чтобы оплачивать для сына педагогов по музыке, живописи, языку. Их любовь воспитала гениев.


– Любви много не бывает. К тому же при всей моей любви я по отношению к детям весьма объективна. Да и рождение второго ребенка – дочери Софьи – помогло мне немножко «отпустить» Тимошу.


У Тимофея не было проблем с детской ревностью к сестре?


– Этого я опасалась больше всего. А оказалось, что бояться не стоило. Он ее обожает, любит с ней возиться, носить на руках. Мы порой даже тревожимся за него: он худенький у нас, а она девочка крупная. Когда Софья только родилась, мы, чтобы он знал, что ничего не изменилось и все осталось по-прежнему, предложили ему позвать на свой день рождения столько детей, сколько он хочет. К нам пришли восемнадцать человек. Были шоколадные фонтаны, пиратская вечеринка, воздушные шары. Мы ужасно утомились, но все остались довольны. А после произошла весьма поучительная для Тимоши история.


– А что случилось?


– Некоторым детям у нас так понравилось, что позже они сказали Тимофею: «Раз у тебя такая богатая мама, то пусть она нам купит игрушки». Он попросил нас купить, на что мы с мужем ответили: «Тимоша, очень важно, чтобы дети ценили тебя за твои личные качества, а не за то, какие у тебя родители». Я против того, чтобы он зарабатывал дешевый авторитет, поэтому запрещаю носить в школу игрушки, телефон – все, чем он может хвастать. Пусть добивается уважения личным примером.


– Какая из ваших сценических ролей ему нравится?


– Думаю, что Мона из одноименного спектакля. Я там красивая, и меня все любят. Правда, он был крайне возмущен и выкрикивал из зала: «Ну этого еще не хватало!», когда я на сцене целовалась с другим мужчиной. Он считает, что женщина должна целоваться только со своим. И нам с мужем пришлось ему объяснять, что у мамы такая профессия странная и ей иногда приходится целоваться с разными мужчинами не всерьез, а понарошку.


– Он действительно вас очень сильно любит…


– Я надеюсь. Говорить мы можем одно, а дети впитывают наш жизненный сценарий. Бывают семьи, в которых браки сохраняются, создается видимость благополучия, но дети чувствуют фальшь, они могут не понимать, где неправда, но с болью чувствовать это. Тимофей общается с родным папой, и я не касаюсь их отношений, они будут развиваться, как богу угодно. Единственное, что я не позволю, – это обижать Тимошу.


Моя жизнь удачно сложилась, и Тимофей растет в атмосфере любви, благополучия и обожания. Он мальчик ранимый, его нужно поддерживать любовью, развивать в нем уверенность в себе. Он, к примеру, любит рисовать, но стесняется своих рисунков. Я показала ему альбом Пикассо и сказала, что многие не понимают этого художника, а он гений. С тех пор Тима поверил в свое право на самовыражение.

01.jpg

02.jpg03.jpg04.jpg05.jpg06.jpg


Текст: Елена Карчевская
Фото: из семейного архива


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений