Организация речевого уголка в разновозрастной группе для детей с НОДА (недостатками в развитии опорно-двигательного аппарата)
Задать вопрос детскому врачу! ⇒
Мамы и папы, бабушки и дедушки и все-все-все, кто заботится о здоровье своих детей! Приглашаем вас получить онлайн консультацию у детских врачей! Задавайте свои вопросы и наши консультанты обязательно вам ответят! ⇒
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важным становится развитие речи у детей с диагнозом ДЦП, с НОДА.
При ДЦП и других формах НОДА отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.
Почти у всех детей крайне медленно увеличивается активный словарь, длина предложения, речь долго остается неразборчивой. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше активного. Задерживается развитие мелодико-интонационной стороны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. Речевая активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова, реже — простые короткие предложения. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Особенно сложно усваиваются слова, обозначающие действие. Часто они заменяются словами, обозначающими предметы. Нередко отмечается недифференцированное употребление слов.
У всех детей с церебральным параличом в результате нарушения функций артикуляционного аппарата недостаточно развита, прежде всего, фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится искаженно либо заменяется близкими по артикуляции, что приводит к общей невнятности речи. Для многих детей с церебральным параличом характерно атипичное (патологическое) усвоение фонем, не совпадающее с последовательностью их усвоения при нормальном онтогенезе. Уже на ранних этапах овладения фонетическим строем речи могут появляться дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического речевого стереотипа.
Поэтому, создавая речевой уголок в нашей группе, мы заботились, прежде всего, о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Прежде всего, мы стремились наполнить речевой уголок материалами для проведения артикуляционной гимнастики. Причем, поскольку группа разновозрастная, представленный материал мог быть использован детьми постарше – самостоятельно, а с младшими детьми перед зеркалом уже занимался воспитатель. Поэтому сборники артикуляционной гимнастики представлены как в виде альбомов, так и в виде отдельных карточек с заданиями-картинками.
Отлично стимулируют речевую активность детей разные виды театров. Театральная деятельность является основой самостоятельного творчества каждого ребенка его эстетического чувства, развития артистических способностей. В ходе театрализованной деятельности ребенок развивает игровое поведение, умение творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми. В нашем уголке представлены как самодельные театры, так и покупные. Дети младшего возраста действуют вместе с воспитателем. Накопив достаточно творческого опыта, дети постарше действуют самостоятельно.
Материалы, собранные в речевом уголке используются на занятиях по развитию речи, поэтому он постоянно пополняется пособиями, которые соответствуют лексической тематике недели (Осень. Домашние животные. Зимние забавы. Бытовая техника и т.д.). Чаще всего – это картинки, которые изображают предмет, действие с предметом, логическую связь и т.д. Данный вид пособий способствует формированию умения строить выводы, прослеживая причинно-следственную связь.
Для выработки правильного дыхания в уголке подготовлены игры: «Упрямая свеча», «Веселое облачко», «Бабочки на лугу», «Забей гол», «Снегопад», мыльные пузыри.
В группе есть дети, формирование речи которых находится в зачаточном состоянии. Для них мы подготовили карточки для стимуляции и выработки звуков раннего онтогенеза: «А», «О», «У», «И», «Ы» и.т.
Большое внимание мы уделяем развитию мелкой моторики. Для стимуляции речевых центров на кончиках пальцев мы подготовили дидактические коврики, одни из которых имеют вполне конкретную образовательную задачу по развитию тактильных ощущений, другие могут быть использованы детьми по своему усмотрению.

Кроме того, для развития мелкой моторики в уголке есть разные виды мозаики, шнуровки, материалы для нанизывания, разрезные картинки, клубочки для скатывания, ленты для наматывания, сухой бассейн (небольшое количество песка, в котором спрятаны игрушки), контейнеры с мелкими игрушками для открывания и закрывания, замочки, пуговки, пособия для развития сенсорно-тактильных ощущений.
Рядом с речевым уголком расположена небольшая библиотека, в которой собраны книги с учетом разного возраста воспитанников нашей группы. Кроме того, есть возможность порисовать (есть разного рода трафареты, раскраски с различной дидактической задачей «Дорисуй», «Раскрась по образцу», «Нарисуй согласно схеме» и.т.), полепить (для детей подготовлен пластилин, формочки, образцы готовых работ).
Все это способствует стимуляции интереса к развитию речи, решению как общих, так и конкретных дидактических задач по развитию речи.
Список литературы:
1. Ефименкова Л. К. Формирование речи у дошкольников с ДЦП. -М., 1991.
2. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994.
3. Жукова Н, С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.
4. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста с ДЦП. - М., 1999, С. 156
5. Шаховская С. Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией /Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской //Рсстройства речи и методы их устранения. - М., 1975.
Материал подготовлен воспитателем группы №2 «Солнечный лучик» МБДОУ №80 «Аист»,
Данилиной Н.Ю.
Задать вопрос детскому врачу! ⇒
Мамы и папы, бабушки и дедушки и все-все-все, кто заботится о здоровье своих детей! Приглашаем вас получить онлайн консультацию у детских врачей! Задавайте свои вопросы и наши консультанты обязательно вам ответят! ⇒