Устойчив ли ваш ребенок к стрессу?

Задать вопрос детскому врачу!  

Мамы и папы, бабушки и дедушки и все-все-все, кто заботится о здоровье своих детей! Приглашаем вас получить онлайн консультацию у детских врачей! Задавайте свои вопросы и наши консультанты обязательно вам ответят!


Устойчив ли ваш ребенок к стрессу?

Вспомните наше детство:  классики, салочки и казаки-разбойники во дворе с друзьями-подружками, лето,  проведенное у бабушки на даче или в пионерлагере. Хотелось бы, чтобы и у наших  детей было такое замечательное детство, полное радости и веселья. Сегодня  дети перегружены и утомлены до такой степени, что почти каждому можно с чистой  совестью рекомендовать ходить на сеансы к психологу, чтобы научиться  справляться со стрессом.



Что это такое


Давайте для начала разберемся, что же это собственно такое. Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате умственных и эмоциональных перегрузок. Вообще стресс сопровождает нормального человека всю жизнь. Первый исследователь этого явления канадский физиолог Ганс Селье говорил: «Единственный способ убежать от стресса – это умереть». Стресс может быть и полезным – когда он мобилизует человека, помогая справиться с ситуацией, и вредным – когда он, скорее, парализует волю к решению проблемы. Исследователи говорят о трех стадиях развития стресса.


Стадия ТРЕВОГИ


Ресурсы организма на этой стадии максимально мобилизуются. Ребенок находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически он чувствует себя комфортно, может даже пребывать в приподнятом настроении. Его поведение на этой стадии удивляет окружающих неадекватностью по отношению пережитой накануне ситуации. Удивительным образом «проходят» хронические соматические заболевания – гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии. Это очень опасное и обманчивое затишье. Это штиль перед бурей.


Стадия СОПРОТИВЛЕНИЯ


Подъем, который наблюдался на первой фазе, спадает. Появляется некоторая усталость. Хотя в целом самочувствие неплохое, организм уже начинает давать сбой. Внутренние ресурсы на этом этапе расходуются достаточно оптимально. Происходит некоторое «врабатывание» в ситуацию, психика словно готовится к длительному преодолению трудностей. Энергия расходуется более разумно, приспособляясь к сложившимся обстоятельствам.


Стадия ИСТОЩЕНИЯ


Сил на борьбу больше нет. Защитные механизмы не могут выполнять свои функции. И физически, и психически ребенок выжат, его энергия исчерпана. Психосоматические заболевания возвращаются с утроенной силой. Пережитое разрушает привычный образ жизни. Снижается аппетит. Возникают проблемы со сном. Часто снятся кошмары – маленький человек боится заснуть и увидеть снова что-то страшное. Ребенок может стать раздражительным, преувеличенно реагировать на окружающие звуки и события – вздрагивать, вскрикивать, плакать, пугаться. Пытаясь себя защитить от новой беды, малыш становится сверхбдительным, но вместе с этим ухудшается концентрация внимания, сужается сознание. Могут наблюдаться необоснованные спонтанные вспышки гнева. На этой фазе требуется неотложное вмешательство специалистов, необходимо обязательно прибегнуть к срочной психологической помощи.


Как распознать


Ребенок не всегда понимает и может выразить то, что с ним происходит. Симптомы избыточного стресса у детей примерно те же, что и у взрослых. Это снижение работоспособности, повышенная утомляемость, ухудшение памяти, головные и другие боли неясного происхождения, раздражительность или постоянная подавленность, вспышки беспричинного гнева. Может нарушиться сон, проявляются незамеченные раньше страхи. Если у ребенка и раньше отмечались невротические явления (запинки в речи, энурез, тики и т.д.), под действием стрессовой ситуации они могут усилиться. Иногда спокойный прежде ребенок сигналит о накопившемся напряжении агрессивным поведением – может драться, отбирать у других детей игрушки. Или плачет чаще обычного и без видимых причин. Есть и другие, более специфические симптомы. Некоторые дети, как и взрослые, в стрессовой ситуации могут отказываться от еды. Или, наоборот, успокаивают себя, поглощая пищу беспрерывно.


Какие ситуации вызывают у ребенка стресс


Стресс у малыша вызывают значительные, но в то же время естественные перемены в жизни. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего брата или сестры, переезд на другую квартиру, смена школы, развод родителей или их повторный брак и даже появление признаков созревания собственного организма (наступление менструаций у девочек). А еще обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, отрывом от семьи, болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение зубного врача, неприятные лечебные процедуры (уколы, зондирование желудка), обследование в больнице (тем более предстоящая операция). Детей угнетает напряженная, неблагополучная обстановка в семье (нелады между родителями, нарушенные отношения самого ребенка с родителями), сложности в контактах с одноклассниками, конфликты с учителями.


Совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома, травма, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека – это все страшные удары по детской психике (и, слава Богу, что они все-таки единичны). Ну а самая распространенная причина стресса – чересчур интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационный пресс Важно помнить, что маленького ребенка может травмировать и не слишком значительное с точки зрения взрослого событие – например, смерть любимой крысы, потеря футбольного мяча. Радостные события также могут послужить источником стресса – например, первая любовь или «выход в свет» на школьную дискотеку.


Что делать родителям


Как бы вам не хотелось «подстелить соломку», не пытайтесь оградить ребенка от всех стрессовых ситуаций. Задача родителей в другом – выпустить маленького человека в жизнь как можно более стрессоустойчивым и… понимающим, где он может найти поддержку. Главное «услышать», как ребенок сигналит о своем напряжении! Необходимо узнать, в чем его причина. Выяснить это лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной стресса домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит малыша.


Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации. А самое главное – сделайте жизнь своих детей легче! Как? Вот несколько шагов, с которых можно начать прямо сейчас:


  • НЕ ПИЧКАЙТЕ ДЕТЕЙ ЗНАНИЯМИ. Перегрузка младших школьников структурированными знаниям не сделает их гениями, но может повысить уровень тревожности. Старайтесь побольше занимать ребят играми, включающими воображение.
  • СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ МАЛЕНЬКИЙ ШКОЛЬНИК НЕ БЫЛ ПЕРЕГРУЖЕН. Не требуйте от него постоянных высших оценок и самого ребенка убедите: если он не самый первый во всем на свете, это еще не значит, что он неудачник.
  • НАУЧИТЕСЬ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СВОИМ СОБСТВЕННЫМ СТРЕССОМ. Чтобы быть правильным примером для своих детей, выделите несколько минут после работы на то, чтобы успокоиться перед общением с ними. 
  • БУДЬТЕ ФИЗИЧЕСКИМИ АКТИВНЫМИ. Ежедневная семейная прогулка на свежем воздухе до или после ужина не только снижает напряжение, но также дает детям и родителям возможность просто пообщаться друг с другом.
  • КУЛЬТИВИРУЙТЕ СПЛОЧЕННОСТЬ СЕМЬИ.


Вместо того чтобы давать детям играть в видеоигры или лазать по Интернету в своей комнате, сыграйте с ним в какую-нибудь игру или всей семьей посмотрите хорошее кино. Одиночество и отстраненность – один из основных источников стресса. Что еще могут сделать родители? Научить чадо доступным способам снятия избыточного стресса. Конечно, все индивидуально. Для кого-то это физическая разрядка, общение с природой, искусством, близкими по духу людьми или же медитация. Помогите ребенку выбрать свои способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения. Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовых ситуациях. Это способы мышечной релаксации, дыхательные упражнения, вызывание зрительных образов и прочее. Обратите внимание на три очень полезных упражнения из книги Шейлы и Шелдона Левис «Ребенок и стресс» (СПб., 1996).


На что обратить особое внимание


У детей разного возраста преобладающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в каждом возрасте у ребенка свои «зоны психической чувствительности», которые наиболее ранимы и подвержены стрессу. Родителям обычно такие тонкости неизвестны. Поэтому временами бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое? Обращаем ваше внимание на несколько важных моментов.




Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.




Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к сыну или дочери.



Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш малыш не может заснуть от страха, думая о них.


Отклонение от нормы. Обратите внимание, насколько его поведение не соответствует привычному, насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от обычной, нормальной для детей его возраста и темперамента.


 
АНТИСТРЕССОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

«Воздушный шарик» (для детей 4–6 лет)


Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия, научить «вдыхать и выдыхать». При этом говорите ребенку следующее:


1. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни его воздухом. Выдыхаяртом, почувствуй, как он выходит из шарика.
2. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
3. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
4. Сосчитай до 5.
5. Снова вдохни и наполни шарик воздухом. Задержи его, считая до 3.
6. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух выходит из шарика через горло, рот.
7. Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя в груди надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.
8. Остановись и почувствуй, что ты полон сил, а вся обида (страх, злость – по ситуации) пропала.


«Лифт» (для детей 6–11 лет)


Цель: совершенствовать навыки, полученные с помощью «воздушного шарика», научиться расслаблению и регулированию нервной системы. Дети учатся выделять три участка: голову, грудь и живот, задерживая дыхание на 6, 8 или 12 секунд в каждом из них. Как это объяснить?


1. Сделав вдох носом, мы начинаем поездку на лифте. Выдыхая, почувствуй, как воздух начинает свой путь от подвала (живота).
2. Снова вдохни – воздух поднимается на один этаж выше (желудок). Выдохни.
3. Вдохни еще раз и подними лифт на следующий этаж (грудь). Выдохни.
4. А сейчас можно отправиться на чердак, вверх по горлу, к щекам и лбу. Почувствуй, как воздух наполняет голову.
5. Когда выдохнешь, ты ощутишь, что все напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из двери лифта.


«Сад чувств» (для детей 7–10 лет)


Цель: тренировка ума и активизация чувств, достижение творческой сосредоточенности. Упражнение связано уже не с дыханием, а с воображением. Все, что написано дальше, кто-то должен читать или рассказывать. Можно включить классическую музыку.


1. Сядь поудобнее в кресло и закрой глаза. Представь, что ты входишь в заброшенный сад и становишься его садовником.
2. Тебе хочется очистить его от мокрых листьев и веток, ты берешь грабли, садовые инструменты и начинаешь работать. Ты подстригаешь разросшуюся траву и срезаешь старые ветви, заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок, сажаешь самые разные новые цветы и кустарники.
3. Сад наполняется прекрасными звуками: ты слышишь жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада, ощущаешь глубокий покой. Этот покой обновляет твои чувства.
4. Ты вдыхаешь свежий запах сосны, чистого воздуха, благоухание розы, жасмина, лилии и множества других цветов; сильный, как крепкий кофе, запах земли. Воздух отдает дымком. Кто-то разжег костер.
представь что-нибудь вкусненькое, чтобы у тебя потекли слюнки.
5. Представляя это, опусти руки с края бревна, на котором ты сидишь, коснись прохладной влажной земли.
6. Ты можешь навсегда остаться в этом саду, он так много дарит тебе в благодарность за маленькую заботу. Все шесть чувств говорят тебе, что этот сад совершенен, и ты можешь прийти в него в любое время. Он цветет в твоем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы.
7. Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, ощущая аромат воздуха. Медленно открой глаза. Если хочешь – можешь нарисовать сад или заняться чем-нибудь другим.


Примечание. Некоторым детям, особенно тем, которые испытывают сложности в обучении, может быть трудно представить мысленную картину. В этом случае поможет направленное воображение. В результате, увидев предложенные им образы, дети смогут создавать собственные.

Из книги Шейлы и Шелдона Левис «Ребенок и стресс» (СПб., 1996).

Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 


Задать вопрос детскому врачу!  

Мамы и папы, бабушки и дедушки и все-все-все, кто заботится о здоровье своих детей! Приглашаем вас получить онлайн консультацию у детских врачей! Задавайте свои вопросы и наши консультанты обязательно вам ответят!





Подписка ПР