21 Мая 2019
Наверное, нет мамы, которая бы не слышала про кризис 3 лет, когда милый послушный ребенок вдруг превращается в маленького семейного деспота с кучей "нехочух" и непонятно откуда взявшихся истерик и капризов. Не будем углубляться в тонкости психологии, это тема отдельной статьи. Скажем лишь, что для малыша это очень непростой период, когда наряду с перестройкой сознания семимильными шагами идет и развитие речи.
|
Справка "ПР"
|
Период от 1 года до 6 лет считается сензитивным периодом для развития речи, т.е. очень чувствительным к влиянию различных внутренних и внешних факторов среды. Наряду с этим специалисты говорят также о гиперсензитивных фазах внутри этого периода. И одна из этих фаз приходится как раз на возраст около 3 лет (2,5-3,5 года). В этот период активно начинает развиваться фразовая речь. Речевая активность стремительно возрастает.
|

Вроде бы недавно малыш строил простые фразы из нескольких слов, и вот он уже способен поддерживать диалог, используя сложносочиненные и сложноподчиненные распространенные предложения. Как раз в этот период внутреннее программирование речи значительно усложняется, ребенку бывает непросто справиться с лавинообразными изменениями. Все это отражается на характере устной речи. При построении высказывания ребенок может делать паузы в середине предложения или даже слова, по несколько раз повторять слова или слоги, не всегда может справиться с речевым дыханием, начиная говорить на вдохе или в паузу между вдохом и выдохом.
|
Справка "ПР"
|
По данным разных авторов возраст "почемучек" и старт словотворчества приходится на 3-4 года (у кого-то раньше, у кого-то чуть позже).
|
«Мама, я - светник!» - заявляет малыш, включая и выключая свет.
«Мама, а как зовут девочку из сказки «Синяя птица?» - "Митиль", - пауза раздумья, - «Это потому что она пол метёт?».
Начинает появляться чувство языка, и впереди у ребенка еще много экспериментов со словоформами. Теперь родителям надо еще пристальнее следить за собственной речью, т.к. ребенок начинает копировать речевые обороты взрослых.
Итак, основные компоненты устной речи.
Словарный запас
В словаре в этот период от 700 до 1000 слов. Малыш использует почти все части речи, в т.ч. союзы, союзные слова (потому что, когда, если), вводные слова и простые предлоги (в, на, под, за). Постепенно начинают появляться обобщения (игрушки, посуда, одежда и пр.).
Грамматический строй.
Малыш начинает использовать единственное и множественное число существительных и глаголов, некоторые падежные окончания (кукла-кукле-куклу), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Звукопроизношение и слоговая структура
Чаще всего шипящие звуки появляются ближе к 4 годам, поэтому в 3 года ещё вполне допустимо смягченное произношение. Слоговую структуру знакомых слов дети в целом воспроизводят правильно, однако новые слова и слова сложной слоговой структуры (4 и более слогов или слова из меньшего количества слогов, но со стечениями согласных звуков) еще вызывают затруднения.
Фонематическое восприятие
В развитии фонематического восприятия также происходит скачок. Приходит умение различать гласные и согласные звуки. Начинает формироваться навык контроля за своим произношением. Малыш может поправить сам себя, ориентируясь на речевой образец взрослого.
Вот такие удивительные метаморфозы! Во всех сторонах речи происходят качественные изменения. А как проходил или проходит период словотворчества у ваших малышей?
Автор: Ольга Беляева, учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра