Введение в школьную жизнь
Первый класс – это новый этап не только в жизни ребенка, но и всей семьи. И дети, и родители привыкли к определенному укладу жизни – и вот появляются новые заботы, переживания, опасения, надежды.
Для того чтобы малыши легче прошли период адаптации к школе, чтобы помочь им построить содержательный образ «настоящего школьника», в программу 1-го класса включен десятидневный курс, который называется «Введение в школьную жизнь». Это своеобразное посвящение ребенка в новый статус, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. Основа этого курса – обучение детей навыкам учебного сотрудничества. Малышей даже рассаживают особым способом – не парами за парты, как принято, а группами, чтобы было не так тревожно, чтобы решением какой-либо проблемы или учебной задачи они могли заниматься все вместе. Вот как выглядит расписание занятий курса «Введение в школьную жизнь».
1 урок
|
2 урок
|
3 урок
|
|
1 день
|
Знакомство. Введение знака «Я». Групповая форма работы | Режим дня школьника. Лента школьного времени | Схема класса |
2 день
|
Приветствие. Знакомство. Противоречие «Люблю – не люблю» | Введение знака «хор» | Оценка |
3 день
|
Введение знака «Мы». Работа в парах | Введение знаков «+», «-» | Самооценка, критерии, оценка |
4 день
|
Отработка введенных ранее знаков «Я», «Мы», «Хор», «+», «-» | Столкновение мнений. Спор или ссора. «Оптические» иллюзии | Диагностика и отработка разных критериев оценки |
5 день
|
Введение знака «?» | Ситуация недоопределенно-го правила. Взаимодействие в группах. «Учимся спорить» | Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных |
6 день
|
Отработка введенных ранее знаков «Я», «Мы», «Хор», «+», «-» | Групповые задания с недо-определенными правилами | Адресность, понятность сообще-ний. Умение договариваться |
7 день
|
Отработка введенных знаков. Адресность действия при групповом взаимо-действии | Введение знака «Ловушка» | Развитие линии оценки: проти-вопоставление правильности и оригинальности. Самооценка, критерии оценки |
8 день
|
Отработка введенных ранее знаков «Я», «Мы», «Хор», «+», «-» | Ситуация недостаточности средств | Групповые задания с недоопределенными правилами |
9 день
|
Отработка знаков. Игры | Критерии оценки, точка зрения оценивающего | Групповые задания с недоопределенными правилами |
10 день
|
Праздник «Посвящение в ученики» |
В ходе различных игровых ситуаций, разрешения проблемных вопросов формируются правила общения детей в парах, в группах, между сверстниками и взрослыми; «принимаются» правила поведения на уроке. Для наглядного объяснения правил поведения и общения используются различные значки, например:
– «Я» (условное изображение ребенка с поднятой рукой).
– «Хор» (условное изображение нескольких детских головок с открытыми ртами), когда требуется ответить всем вместе, хором;
– «Мы» (условное изображение двух детей, взявшихся за руки), если работаем парами или в группе.
Завершающим этапом курса «Введение в школьную жизнь» становится первый школьный праздник «Посвящение в ученики».
В дальнейшем – учебная работа на основе программ по традиционным предметам.
Первая четверть 1-го класса – это начало большого жизненного пути под названием «Школа». Миссия учителя – показать малышам, что здесь им рады, что перед ними открыто множество дорог, по которым они будут идти.
Но самое, пожалуй, важное для первоклашек – общение с папой и мамой. Постарайтесь стать для своих детей настоящими друзьями, с которыми можно и нужно обсуждать все школьные проблемы, делиться радостью первых «открытий» и шагать вместе по трудному, но необыкновенно интересному учебному пути.
Оксана Федоровна Яковлева,
учитель высшей категории гимназии № 1599