Секреты хорошей памяти
Почему одни люди запоминают лучше, а другие – хуже? С чем связан тот факт, что одну информацию мы запоминаем быстро и легко, а другая – ну никак не идет? Можно ли улучшить свою способность к запоминанию? Как помочь детям более эффективно усваивать информацию? Знакомые вопросы? Давайте искать на них ответы.
Идем по следу
Еще со времен Древней Греции философы и ученые пытаются разгадать секреты памяти, но не пришли к единому мнению даже в вопросе о том, что же это такое и как работает. Однако некоторые сведения и факты все же бесспорны.
В очень-очень широком смысле память можно сравнить со следами. Представьте себе, что человек прошел по дороге и оставил следы. Его самого уже не видно, а следы остались. Они могут быть очень глубокими, отчетливыми, долго сохраняющимися (как, например, на свежеположенном асфальте). А иногда они исчезают уже через несколько секунд (например, на сухом песке или траве). Так же обстоит дело и с памятью. У специалистов даже есть термин – «следы памяти». Еще память можно сравнить с огромной (гигантской!) библиотекой. Для того чтобы найти в ней необходимое произведение, нужно использовать каталог с перекрестной системой ссылок, в котором указан путь к каждой книге. Если книга в каталог не внесена, отыскать ее в огромном хранилище невозможно, ну, или если только очень повезет.
Большинство ученых считают, что в памяти человека хранится абсолютно все, что с ним происходило, вот только найти, распознать, распутать следы памяти бывает непросто. И в первую очередь потому, что на этапе запоминания информацию не внесли в «каталог», не записали, не пометили путь к ней.
Вообще процессы памяти можно условно разделить на три звена: запечатление информации (собственно запоминание), ее сохранение и извлечение (вспоминание). Чаще всего, когда мы говорим, что не можем запомнить ту или иную информацию, мы имеем в виду, что попытались это сделать и потерпели неудачу. Другими словами, мы жалуемся, что не можем вспомнить, и редко задумываемся о том, что это зависит от первых двух звеньев – запоминания и хранения. Безусловно, некоторая информация запоминается сама по себе, безо всяких усилий и хранится долгое время. Чаще всего это или очень значимая информация, или яркая, необычная, вызывающая сильные эмоции. Она сама оставляет глубокие следы, а наша задача – научиться записывать в память любую информацию так, чтобы следы, ведущие к ней, не терялись и не путались.
ПРОСТЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКУ СОЗНАТЕЛЬНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ |
|
Мы запоминаем плохо в первую очередь потому, что не умеем сосредотачивать свое внимание на одном деле. Особенно это свойственно детям. Предлагаемые ниже несложные упражнения помогут улучшить концентрацию внимания. Выполняя их регулярно, ребенок «поймает» состояние «сконцентрированности» и сможет «входить» в него, когда это необходимо. Эти упражнения полезно также делать непосредственно перед запоминанием. Упражнение № 1 Возьмите часы с секундной стрелкой. Постарайтесь удерживать внимание только на движении секундной стрелки в течение полных двух минут. Не позволяйте смещаться фокусу вашего внимания ни на что! Каждый раз, когда почувству-ете, что внимание сместилось – начинайте снова! Научившись делать это упражнение в спокойной обстановке, включите телевизор и выполняйте его на фоне отвлека-ющих факторов. Упражнение № 2 Попросите ребенка «разделить» свое внимание на 2 равные части. Одну часть внимания нужно удерживать на секундной стрелке, а другую – на счете в обратном направлении начиная со 100. Нужно начинать считать сначала каждый раз, когда сбиваетесь или же понимаете, что перестали неотрывно следить за секундной стрелкой. Упражнение № 3 Попробуйте по очереди с ребенком выстукивать какой-нибудь несложный ритм на протяжении определенного времени (от 1 до 5 минут). Это только кажется легким заданием! Начинайте сначала каждый раз, когда сбиваетесь. Кстати, выстукивание ритмических рисунков полезно не только для развития внимания, но и для активизации совместной работы полушарий мозга. Упражнение № 4 Предложите ребенку в течение 5 минут вычеркивать в газетном тексте все буквы О. Затем проверьте – сколько букв пропущено. Обычно детям нравится выполнять это задание. Кроме того, оно приучает деток быть внимательными к тексту. Упражнение № 5 Усложняем задание с газетным или журнальным текстом. Вооружаем ребенка двумя ручками разных цветов и просим выделять две разные буквы разными цветами. Попросите сначала проверить ошибки самостоятельно и записать их количество. Привычка к самопроверкам тоже полезный навык! Потом проверьте ребенка сами. У этого упражнения может быть множество вариантов: например, одну букву зачеркиваем крестиком, а другую – обводим в кружочек. Чтобы усложнить задание, разговаривайте с ребенком во время его выполнения. |
Тренируем внимание
Главный враг хорошего запоминания – недостаточная концентрация внимания в момент запоминания. Что логично: если вы не отследили, в какое место хранилища отправилась информация, как ее впоследствии найти?
Что мешает сконцентрировать внимание? Это происходит, ЕСЛИ:
- Вы спешите – ваше внимание направлено не столько на запоминаемую информацию, сколько на то, чтобы успеть.
- Вас отвлекают, прерывают (или вы делаете это сами) – внимание рассосредотачивается, мысли наслаиваются друг на друга.
- Есть внешние и внутренние помехи – шум, физический дискомфорт, усталость, плохое самочувствие.
- Вы испытываете сильные эмоции, находитесь под воздействием какого-либо чувства: расстроены, возбуждены (например, после спортивной игры), ощуща-ете радость, страх, тревогу, волнение, обиду и т. п.
- Отсутствует интерес к информации, которую нужно запомнить.
- Не понятен смысл информации.
- Вы находитесь под действием некоторых лекар-ственных препаратов, тормозящих умственные процессы.
Как вы видите – причин, снижающих концентрацию внимания, очень много, и на самом деле редко когда можно найти идеальный момент для запоминания. Поэтому важно научиться навыкам сознательной концентрации внимания. Для этого психологи разработали очень много упражнений. Умение сознательно концентрировать внимание помогает преодолеть большинство из вышеперечисленных причин снижения уровня внимания.
Совет
Перед тем как ваш ребенок приступит к заданиям, связанным с запоминанием информации, задумайтесь: правильно ли выбрано для этого время? Возможно, выполнение задания стоит отложить до того момента, когда ребенок не будет находиться в состоянии спешки, тревоги. Иногда имеет смысл подождать минут 15–20, прежде чем улягутся его эмоции. Эффективность запоминания в этом случае будет значительно выше даже без применения специальных приемов запоминания.
Соблюдаем режим
Наша память устроена так, что если перед запоминанием в мозг уже поступала информация или же она будет поступать сразу после него, то следы памяти подвергаются помехам. Образно говоря, вы идете уже по существующим следам или же на ваши следы наслаиваются новые. Отличить нужные следы в такой ситуации можно, но сделать это, безусловно, сложнее. Именно поэтому так важно постараться исключить поступление другой информации в мозг как перед запоминанием, так и после него.
Поступление информации – это необязательно запоминание: достаточно смотреть телевизор, читать журнал и т. п. Но, конечно, больше всего вы усложните задачу для памяти, если будете предпринимать одно запоминание вслед за другим. Следы памяти станут мешать друг другу, мозгу будет крайне сложно обработать информацию и перевести ее в долговременное «хранилище» – словом, эффективность и качество запоминания могут серьезно пострадать.
Поэтому психологи советуют не пренебрегать перерывами в занятиях. В это время предшествующая информация имеет больше шансов усвоиться без вытеснения и наслоения последующей. Отсюда всем известная рекомендация: эффективнее всего запоминать перед сном, когда исключено поступление в мозг любой новой информации, а также утром, «на свежую голову».
Еще негативнее, чем однородная по задаче и материалу деятельность, на качество запоминания может повлиять субъективно сложная для ребенка работа. Вы можете убедиться в этом сами, проведя несложный эксперимент. Попробуйте запомнить последовательность из 8–10 цифр (до безошибочного воспроизведения). Затем напишите ваши фамилию, имя и отчество. Воспроизведите цифры. Написание своего имени обычно не отражается на качестве воспроизведения. А вот если попросить сделать то же самое первоклашку, который только овладевает навыками письма, то он с очень высокой вероятностью часть цифрового ряда забудет – для него письмо является субъективно сложной деятельностью. Отсюда вывод: если хотите, чтобы ваш ребенок не забыл только что выученный урок, не давайте ему сложных заданий сразу после запоминания.
Достаточный сон – еще одно необходимое условие для эффективной работы памяти младшеклассника. Во время сна происходит так называемая консолидация памяти: над информацией работают специальные механизмы, позволяющие перевести ее из кратковременной в долговременную; новая информация увязывается с уже имеющейся при помощи логических и ассоциативных связей.
Повторяем и еще раз повторяем, но эффективно
Всем известно, что повторение – мать учения, однако иногда оно превращается в безразличную мачеху. Хотите, чтобы оно было эффективным – следуйте нескольким несложным правилам рационального повторения.
1. Повторения должны быть распределены во времени гиперболически. На практике это означает, что каждое следующее повторение нужно делать через более длительный интервал времени. Первое повторение нужно сделать сразу после запоминания, пока информация еще хранится в кратковременной памяти. Чем хуже осмыслен материал, тем меньше терпит время до первого повторения. Следующее повторение нужно сделать через 15–20 минут после первого. Это время, необходимое мозгу для интеграции знаний, соотнесения их с уже имеющимися. Интервалы между последующими повторениями должны становиться все больше и больше (гипербола!) Ученые считают, что именно такое распределение повторений дает максимальный результат. Третье повторение хорошо сделать через 6–8 часов после заучивания. Однако если вы запоминали точную информацию (например, даты, иностранные слова), то третье повторение лучше сделать раньше, приблизительно через час после второго. Четвертое – через 24 часа, т. е. на следующий день. Следующее – через 2 суток. Затем через неделю. Еще раз – через две.
2. Критерием заучивания является способность воспроизводить информацию с любого места, а не только «от печки», а также способность «рассказать другому». Попросите ребенка представить, что ему нужно объяснить то, что он только что выучил, воображаемому другому или вам. Малыши любят играть, и такое повторение с фантазией перестает быть скучным занятием.
3. Старайтесь повторять не механически, а осмысленно. Для этого преобразовывайте информацию в наглядные картинки, схемы, используя разноцветные ручки, фломастеры, маркеры.
4. Помните, что повторение должно происходить не методом повторного перечитывания: оно имеет мало смысла. Нужно стараться воспроизводить информацию из памяти, без предварительного обращения к запоминавшемуся материалу. Сначала кратко перечисляются ключевые моменты и при необходимости все детали, которые вы помните, и лишь потом можно сравнить свою работу с источником, внести поправки и дополнить недостающими важными фактами. Если речь не идет о дословном воспроизведении, то каждое последующее повторение должно занимать все меньше и меньше времени. То есть ваша задача – проводить только проверку: насколько хорошо ребенок помнит ключевые моменты.
Осваиваем технику рационального запоминания
Известно, что если информация понята и осмысленна, ее проще запомнить. Именно на этом строятся техники рационального запоминания. Для младшеклассников более всего подходят методы «Расскажи с конца» и «Объясни другому».
Цель применения техники «Расскажи с конца» – глубокое и осмысленное владение материалом, а не попугаечное, зазубренное. Важно уметь восстановить в обратном порядке факт за фактом, событие за событием. Кстати, известнейший политик XX века, великолепный оратор Уинстон Черчилль считал, что только возможность воспроизведения материала с конца означает полное владение им. Попробуйте сами: попросите ребенка рассказать с конца выученный параграф по окружающему миру, например, и вы увидите и почувствуете огромную разницу. С непривычки это задание покажется ребенку крайне сложным. Однако, если вы будете практиковать эту технику постоянно, у вашего чада выработается навык подобной проверки. А самое главное – механизмы памяти ребенка, ожидая подобное задание, будут более тщательно перерабатывать информацию на этапе запоминания.
Цель применения техники «Объясни другому» – та же: лучше понять и осмыслить запоминаемую информацию. Важно именно объяснить, а не рассказать, даже если речь идет о стихотворении. Для тренировки вы сами можете представить, как бы вы «объясняли» стихотворение «Мороз и солнце» А.С. Пушкина. Например, в начале нужно объяснить собеседнику, почему автор говорит, что мороз и солнце – день чудесный. Затем почему автор считает, что «друг прелестный» должен вставать и просыпаться и т. д. И только после этого можно приступать к дословному запоминанию стихотворения. Техника «Объясни другому» помогает выстраивать логические цепочки внутри информации, а это в свою очередь делает следы памяти более глубокими.
Совет
Кстати, о стихах. В младших классах приходится запоминать немало стихотворений. Вы можете помочь ребенку запомнить стихотворения, используя «метод шторки» (после осмысления и визуализации содержания, конечно). Для этого нужно постепенно закрывать правую часть текста, предлагая ребенку попытаться заканчивать строки по памяти. Сначала закройте «шторкой» (непрозрачным листом бумаги, картона) 2–3 см справа (что эквивалентно одному слову), затем больше. С каждым прочтением смещайте шторку влево. В результате перед глазами ребенка останутся только первые буквы каждой строчки в качестве подсказки. Ну и финальный этап – полностью закрытый шторкой текст и воспроизведение с опорой только на собственную память.
Устанавливаем собственные связи
Установлению связей помогают называемые «запоминалки». Всем известна фраза для запоминания цветов спектра: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), очертания Италии напоминают сапог, падежи русского языка – это Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку. Готовые запоминалки – замечательно, они существуют для всех областей знаний. Но на самом деле придумывать их можно (и нужно!) для любой информации, и сделать это в состоянии даже первоклассники. У детей даже лучше получается, ведь их фантазия еще раскрепощена.
Вот пример собственной «запоминалки». Многие путают сталактиты и сталагмиты: какие из этих сосулек растут вниз, а какие вверх. А теперь представьте, что буква Т в слове сталакТит – это сосулька… правильно: растущая вниз (рис.), а буква М в слове сталагМит – сосульки, растущие вверх (рис.). Правда же вы теперь уже никогда не перепутаете? Таким же точно образом вы можете помочь своему ребенку усваивать любые знания на уроках окружающего мира. Связь найдется всегда!
Опираясь на рисунки, вы можете помочь ребенку запоминать словарные слова. Самый простой пример – сОбака. Достаточно обратить внимание первоклашки, что безударная буква О похожа на свернувшуюся клубочком спящую собаку, и он уже никогда не будет сомневаться, как писать правильно. А буква «О» в слове «колесо» просто сама кричит о том, что она и есть колесо! (См. рис.) Посмотрите на картинки и отыщите в них проблемные буквы? Видите как это легко?
Более сложные примеры — вЕлОсИпед и вЕрмИшель.
Такая вот альтернатива зубрежке. Сказанное вовсе не означает, что повторять не нужно вовсе. Просто во время повторения требуется вспомнить придуманный образ: ребенку будет проще его запомнить, чем абстрактную букву. Кстати, это только один из способов, помогающих запоминать словарные слова. Есть, конечно, и другие, но младшим школьникам больше всего нравится именно этот: они ведь любят рисовать и фантазировать.
Запоминалки придумывают во всех странах. Те из читателей, которые изучали английский, поймут удобство и изящество следующей. При помощи нее можно навсегда запомнить, когда в английском языке для обозначения звука И используется сочетание ei , а когда ie.
«ie» (chief, thief), а когда «ei» (receieve, perceive)
If the letter C you spy?
Put the E before the I.
If you do not spy the C,
Put the I before the E.
Построение связей помогает запоминать и сами иностранные слова. Подробнее – во врезе о методе Аткинсона.
Задействуем все каналы
Чем больше каналов восприятия на этапе запоминания вы задействуете, тем выше результат. Информация, обработанная несколькими каналами, оставляет в памяти более прочный след. Поэтому запускайте запоминание сразу по нескольким каналам: зрительному, слуховому, тактильному, кинестетическому, обонятельному, слуховому. При заучивании чего-то наизусть полезно проговорить текст вслух — так вы пустите информацию уже не только по зрительному каналу, но и по слуховому, да еще речедвигательный аппарат задействуете. Запоминая что-то, старайтесь оживить картинку: представить яркие краски, почувствовать запахи, прикосновения, вкус. Подобное оживление занимает на самом деле несколько секунд, но позволяет подключить к запоминанию различные каналы восприятия и тем самым сделать работу более эффективной (по сравнению с обычным повторением-зубрежкой).]
Совет
Чем богаче пространство, окружающее ребенка, тем лучше развиваются его способности к запоминанию. Богатство подразумевает под собой не материальные ценности, а разнообразие предметов, форм, цветов, звуков и запахов, ярких эмоций, опытов и открытий.
МЕТОД АТКИНСОНА: 15 НОВЫХ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ ЗА 40 МИНУТ |
|
Все специальные техники эффективного запоминания условно можно разделить на техники рационального запоминания, о которых мы уже рассказали, и мнемотехники. Использование специальных мнемотехнических приемов позволяет существенно сократить время, необходимое для запоминания, и увеличивает вероятность воспроизведения. Основы мнемотехники преподают в некоторых странах, например в Швеции, даже в школах. В этом номере «Первоклассные родители» расскажут об очень популярной технике запоминания иностранных слов – методе Аткинсона. О других популярных мнемотехниках – в наших следующих номерах. Метод фонетических (звуковых) ассоциаций – одна из самых эффективных техник запоминания иностранных слов, которую люди используют очень давно (иногда бессознательно). Методом Аткинсона эту технику называют с середины 70-х годов прошлого века по имени Ричарда Аткинсона, американского психолога-когнитивиста, профессора Стенфордского университета, исследователя памяти. Он впервые описал метод в научной литературе и провел масштабный эксперимент, доказывающий его эффективность. Суть метода: для иностранного слова, которое вы хотите запомнить, подбирается близкое по звучанию слово родного, а затем придумывается яркая, образная ассоциация между этими двумя словами. Например, чтобы запомнить английское слово look (смотреть) достаточно заметить, что оно полностью созвучно с русским словом «ЛУК». Затем придумываем связь между словами СМОТРЕТЬ и словом ЛУК. Например, представляем ситуацию: вы СМОТРИТЕ, как режут ЛУК (а точнее, не можете смотреть, щиплет глаза и отворачиваетесь). Сюжет для связывания может быть и другим – можно представить, как ЛУК СМОТРИТ на вас… Чем ярче и необычнее картинку вы представите, тем лучше. Нет правильных или неправильных связей. Главное, чтобы связь помогла запомнить именно вам. Поэтому лучше использовать собственные ассоциации. Другой пример: слово pillow – подушка. Здесь нет однозначной и точной ассоциации. Но ведь наша главная задача – просто помочь своей памяти, создать зацепку, «узелок на память», придумать что-то, благодаря чему информация не пропадет в бездне нашей памяти. Итак, для «пиллоу» созвучных русских слов может быть несколько – это и «пилить», и «пил» и «пилот», и «плов». Задумайтесь – какое слово у вас больше ассоциируется с запоминаемым? Именно оно вам поможет лучше остальных. Следующий этап – связываем в сюжет подушку и выбранное слово. Например, можно представить, что пилот использует подушку вместо штурвала, или как кто-то пилит подушку пилой, или что в кастрюле для плова – подушка и т. д. Не забывайте, что вы должны как можно ярче, нагляднее представить себе эту картинку, оживить ее, почувствовать себя участником сюжета. Попробуйте вместе с детьми использовать метод Аткинсона для запоминания новых иностранных слов, и вы сами убедитесь в его эффективности. Но важно также понимать: если вы слова повторять никогда не станете, применять их не будете, то каким бы замечательным способом запоминания не воспользовались, ваша память решит, что информация эта вам больше не нужна, и удалит ее из актуальной памяти, оставив только в латентной. С помощью метода Аткинсона младшеклассник без труда выучит 15 новых слов за 40 минут. Но для того, чтобы они не забылись, важно следовать нашим рекомендациям по эффективному повторению. Метод Аткинсона поможет запомнить не только иностранные слова. С его же помощью ребенок без труда запомнит сочетания страна – столица и многое другое. Например: столица Португалии – Лиссабон. Как помочь ребенку это запомнить? Сначала подберите ассоциацию-напоминалку для слова Португалия – например, слово ПОРТ. Затем к слову Лиссабон – конечно, Лиса. Теперь представьте Лису в Порту. После этого ребенок уже никогда не скажет, что Лиссабон – столица Испании. Совершенно необязательно подбирать детальные звуковые ассоциации ко всему слову – важно помочь памяти создать «зацепку» для запоминания. |