Практическая математика в начальной школе
В Новосибирске прошел III Всероссийский съезд «Школьное математическое образование». Съезд посетил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, руководители образовательных учреждений, представители высшей школы, органов исполнительной власти 56 субъектов РФ, депутаты всех уровней. Речь шла, в том числе, о подготовке к 2016 году первых четырех международных научно-образовательных математических центров, об обязательной профессиональной переподготовке педагогов, проведении конкурсов в поддержку лучших учителей.
Концепция математического образования до 2021 года нацелена на улучшение качества преподавания предмета в российских школах. И пока эта сфера переживает серьезные перемены, в некоторых учебных заведениях проходит апробацию набор MoreToMath «Увлекательная математика». Например, в МАОУ «СОШ № 91» г. Перми обучение математике в начальных классах второй год ведется с использованием этого образовательного решения. По словам педагогов, набор не только прививает интерес к изучению школьного предмета, но и способствует развитию опыта общения в группе и совместной работы – навыков, которые будут полезны ученику на всех этапах обучения.
"ПР"-досье |
|
Набор MoreToMath «Увлекательная математика. 1-2 класс» — это прикладное учебное пособие для учащихся 1-2 классов по овладению способами решения задач и формированию понимания математических законов. Образовательное решение «Увлекательная математика. 1-2 класс» предназначено для детей 6-8 лет. В комплект методических материалов входят книга учителя с 48 готовыми занятиями, рассчитанными на два курса, интерактивное программное обеспечение MathBuilder, примеры построения учебного плана. Для педагогов рааботаны инструменты комплексной оценки успеваемости, рабочие листы, полезные советы по использованию заданий повышенной сложности, идеи для дополнительных заданий, а также 5 обучающих видео для учителей и мультфильмы для учеников про приключения Макса и Маши – героев, вовлекающих первоклассников в мир чисел. Набор разработан международной командой педагогов, его апробацией в России занимались представители отечественной педагогики – учителя и методисты. |
«Набор «Увлекательная математика» от LEGO Education позволяет работать с любым ребенком: прошедшим подготовку к школе или нет. На практических примерах мы объясняем состав числа, деление на равные части и так далее. Одной из отличительных особенностей набора является то, что задачи не имеют одного ответа. На этом и строится система оценивания учеников при работе с набором. Мы не задаем ученикам вопросов, сколько будет два плюс два, мы переходим к вопросу как получить четыре. Благодаря такой мотивации дети полюбят не только математику, но и обучение в целом», - делится собственным опытом Мария Зильберман, учитель начальных классов, заместитель директора по методической работе в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Перми и один из авторов российской версии методических материалов к набору.
Развиваем абстрактное мышление
Урок должен быть познавательным и увлекательным занятием как для детей, посещавших детский сад и подготовительные группы, так и для тех, кто, возможно, находился дома и чьи знания не соответствуют уровню начальной школы. К концу первой четверти педагог должен вывести детей на одинаковый уровень знаний, чтобы ученики могли двигаться дальше и усваивать более сложный материал. В помощь педагогу – рекомендации для учителя, инструменты оценки, а также программное обеспечение MathBuilder для интерактивной доски, которое позволяет провести увлекательный урок математики для всего класса, учитывая особенности восприятия каждого ребенка. Ведь чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
«Ученики 1 класса «играя в LEGO» незаметно для себя приобретают новые математические навыки. Уже в конце первого урока работы с кубиками MoreToMath ученики с удивлением и гордостью осознают, что изучили новую тему и могут применить свои знания на дальнейших уроках. Например, при изучении темы «Состав числа (1 класс)», ученики, поняв состав одного числа и выстроив его из кубиков, сами начинают предлагать, как можно получить другое число. При изучении тем «Сложение и вычитание» кубики LEGO становятся незаменимым инструментом для счёта. Работу можно проводить как индивидуальную, так и групповую, что способствует формированию коммуникативных учебных действий. А использование программы MathBuilder позволяет предоставить свою работу всему классу», - дополняет учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Саратова Марина Владимировна Крысина.
По мнению педагога Марии Зильберман, в возрасте 7-8 лет ребенок в достаточной степени не владеет абстрактным мышлением, необходимым для изучения математики. Технически педагогу сложно показать ученикам разрядно-числовые формы, объяснить ребенку абстрактные понятия, например, симметрии или площади. Образовательные наборы LEGO Education позволяют изучать математику практически: построить модель собственными руками или при помощи ИКТ ресурсов. «Мы успеваем сделать за урок намного больше, чем получили бы от стандартного урока математики», - признается учитель. Урок математики включает в себя как индивидуальную, так и командную работу. Занятие строится по принципу четырех блоков: соединяй – постановка задачи учителем, связывающая абстрактный мир математики с реальной жизненной ситуацией; собирай - этап построения модели; обсуждай – обмен опытом среди учащихся; продолжай – улучшение проекта, решение задачи повышенной сложности на ту же тему или домашнее задание.
Визуал или кинестетик?
Учитель часто сталкивается с проблемой того, что первоклассник невнимательно слушает объяснение на уроке, а в результате информацию не усваивает. Школьное обучение - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. С точки зрения обучения все дети разные. Одни «видят» информацию, другие «слышат» ее, а третьи предпочитают познавать мир через движение.
Например, учащемуся-кинестетику сложно только слушать объяснение и смотреть. Они долго считают на пальцах, когда все перешли к счету «в уме». Чего только они не придумывают, чтобы скрыть счет на пальцах: прячут руки за спину, под парту, потихоньку стучат по ней пальцами и многое другое. У кинестетика главный инструмент восприятия — тело, а главный способ восприятия — движение, действие. В школе таким детям материал дается значительно легче, если обучение сопровождается практической работой: необходимо все потрогать руками, сложить, собрать, сконструировать.
«Поскольку у многих детей младшего школьного возраста кинестетический канал восприятия является ведущим, я решила проводить уроки математики, учитывая эту особенность. И стала применять наборы LEGO Education MoreToMath «Увлекательная математика. 1—2 класс», - рассказывает учитель начальных классов Марина Владимировна Крысина.
Набор MoreToMath способствует формированию у учащихся положительного отношения к математике, повышает познавательный интерес, уверенность в умении решать задачи математическими методами. Ведь когда образовательный процесс интересен для первоклашек, они с готовностью погружаются в решение самых сложных математических задач.