К школе не готов? Еще есть время!
Кто-то уже первоклашка, а кому-то пойти в школу только предстоит. Специалисты «Детской академии речи» – нейролингвист, логопед-дефектолог Наталия Михайловна Шмагина и нейропсихолог Екатерина Сергеевна Сергеева предлагают простые игры, которые не только повеселят детей и взрослых, но и позволят развить необходимые будущему школьнику навыки.
Часто мы воспринимаем готовность к школе как комплекс знаний – чтение, начальные навыки письма, элементарные математические представления и тому подобное. На самом же деле «школьная готовность» – понятие довольно обширное, включающее в себя следующие компоненты.
1. Личностная – то есть готовность ребенка принять на себя новую социальную позицию, статус школьника с соответствующим кругом обязанностей.
2. Социально-психологическая готовность – это сформированность нравственных и коммуникативных способностей. То есть малыш уже умеет общаться и с взрослыми, и со сверстниками и легко ориентируется в нормах социального поведения.
3. Эмоционально-волевая – умение ставить цели, строить планы, воспринимать и следовать предложенным инструкциям, способность самостоятельно выполнять задания.
4. Интеллектуальная готовность, определяемая уровнем развития психических функций.
Все это и обеспечивает школьнику качественное овладение необходимыми в школе навыками.
Первые три компонента формируются естественно на протяжении всей жизни, и помогают в этом обычные игры и общение с детьми. Об этом написана не одна статья. А вот интеллектуальную готовность на уровне, приемлемом для школы, мы создаем целенаправленно, садясь с ними за стол и изучая буквы и цифры – самостоятельно или в дошкольных группах. Но важнее здесь не сами полученные знания, а состояние этих самых психических функций, потому что если они сформированы на достаточном уровне, то любые знания усваиваются и восстанавливаются в случае необходимости очень легко.
Этим мы и займемся, но в легкой игровой форме. Предложенные игры разделены на группы в соответствии с ведущей развиваемой психической функцией. Все они просты в организации – и играть можно будет как по вечерам дома, так и на пляже, даже в очереди на карусели или в зале ожидания аэропорта. Веселой и полезной вам игры!
Игры…
…На внимание
Их знают все. Мы сами в них играли в детстве. Но это почему-то все реже делает современная малышня. Между тем при кажущейся простоте эти игры отлично развивают внимание.
«Съедобное-несъедобное»: игроки бросают друг другу мяч, называя съедобные и несъедобные предметы. Задача – ловить «съедобные» и не хватать «несъедобные». Если игроков больше двух, назначается ведущий, которого сменяет первый ошибившийся. «Съедобное-несъедобное» можно заменить на «живое-неживое», «летающее-нелетающее».
«Собака»: поиск заранее оговоренного количества определенных предметов на скорость. Например, кто быстрее заметит и успеет показать 7 красных машин, 10 четных чисел или 5 маленьких собачек.
…Для памяти
«Пары»: ребенку предлагаются слова парами: собака-кость, кошка-молоко, курица-зерно и т.д. Вторые слова из пары можно записать или нарисовать, а малыш по этому слову должен вспомнить первое слово из данной пары. Сначала можно предлагать их по категориям (животные, одежда, транспорт), а потом усложнить и предложить слова без классификаций. Это упражнение очень простое, но помогает развить память гораздо лучше и разностороннее, чем компьютерные игрушки на запоминание, где работает только визуальная память.
«Шпионы»: вы отстукиваете ритм, а ребенок должен его повторить. Отстукивать можно по столу или выстукивать ритм на руке чада (это поможет еще и развитию пространственного восприятия). Задача для супершпионов: выучить азбуку Морзе и общаться на ней – у вас с сыном или дочкой появится свой собственный тайный код.
…На мышление
«Придумай рассказ»: ведущий называет два слова, логически между собой не связанных, например, бабочка и ботинок. Задача игроков – придумать как можно большее количество названий для рассказа, используя эти два слова. Для с их связи можно использовать предлоги. Каждое название рассказа нужно коротко разъяснить.
Например: «Бабочка и ботинок» – история о том, как бабочка выбирала себе ботинки, «Бабочка в ботинке» – история о том, как бабочка забралась в ботинок, «Ботинок-бабочка» – история о том, как однажды волшебница смастерила для себя летающие ботинки-бабочки...
«Подбери признак»: задача – назвать как можно больше признаков к заданному слову. Например, слон сильный, серый, большой, а какой еще? Слова называются по очереди. Победит тот, кто последним назовет признак.
«Если»: эта игра может повеселить и родителя, которому нужно будет построить логическую цепочку, начинающуюся со слова «если».
Например, если петух имеет крылья, и он – птица, значит ли это, что все с крыльями тоже птицы? Вот самолет имеет крылья. Он птица? А почему? А он к чему относится? К транспорту. Почему? Он перевозит пассажиров. Значит, все, что перевозит пассажиров, – транспорт? А бензовоз не перевозит пассажиров. Значит ли это, что он не транспорт? И так до бесконечности.
…На восприятие
«Слова»: отличная игра для тренировки слухового восприятия и увеличения словарного запаса. Первый игрок называет любое слово, а следующий придумывает слово на последнюю букву предыдущего (дом – машина – апельсин). Но это самый легкий уровень. Можно ограничить тему (например, еда, сказки или «что мы сегодня видели») – это сразу повысит градус сложности. Кроме того, слова можно придумывать не на последнюю, а на предпоследнюю букву или даже на последний слог (машина – набор – борта – тапочки). В таком варианте игра может стать «крепким орешком» даже для родителей.
«Кривое зеркало»: очень полезная игра на пространственное восприятие. Нужно сесть или встать напротив друг друга. Договариваемся: все, что я делаю правой рукой, ты делаешь тоже правой. Обратите внимание, что там, где у вас правая рука, у ребенка – левая. Можно составлять фигуры из пальцев, дотронуться правой рукой до уха, почесать левой рукой правую ногу и так далее.
«Графический диктант»: играют по клеточкам плиток на полу аэропорта или расчертив поле на земле. Взрослый дает ребенку задания – «иди вперед на 3 плиточки, теперь влево 4 плиточки, теперь назад 3 плиточки». Можно придумать какую-то цель, куда малыш должен добраться самым коротким/самым длинным маршрутом или избегая клеточек определенных цветов.
«Клеточки»: на песке нарисовать клеточки и попросить ребенка положить камушек или ракушку в левый верхний угол, правый нижний угол и т.д. Одновременно можно потренировать элементарные математические представления, попросив положить его больше или меньше в определенный угол, выше или ниже какой-то клеточки, попросить сравнить, где много, а где мало получилось камешков.
«Угадай»: еще на природе здорово играть в угадайку, одновременно освежая с будущим школьником те знания, что он получил за год. Можно писать части буквы или цифры, чтобы ребенок узнал ее и дорисовал. Или рисовать буквы и фигуры в воздухе, чтобы малыш смог их назвать. Или на его руке, когда у него закрыты глаза.
…Для воображения
«Рекламный агент»: цель этой игры – отрекламировать любой предмет, используя в качестве рекламы слова, начинающиеся с каждой последовательно взятой буквы его названия.
Например, рекламируем ДОМ: Д – для дружной семьи, О – огромный, М – милый. Обратите внимание на то, что можно использовать не только прилагательные, но и словосочетания из нескольких слов, одно из которых содержит заданный звук.
И в заключение еще одна незаслуженно забытая игра – «Ассоциации», только мы ее предлагаем сразу в нескольких вариантах.
Первый: ведущий задумывает несколько слов и по очереди их называет. Задача остальных игроков нарисовать (быстро и схематично) рисунок, изображающий что-либо, помогающее запомнить слово или понятие.
Например, слово «самолет» поможет запомнить рисунок неба, а словосочетание «день рождения» – воздушные шарики или торт. Нарисовав последовательно 6–7 слов или понятий, игрок должен воспроизвести эти слова по порядку, начиная с первого.
Второй: вместо рисунка можно придумывать слово-пару и записывать его (ребенок может писать это слово сам печатными буквами). Задача та же: сделав это для 6–7 слов, воспроизвести их по порядку, начиная с первого.
Третий: обрзовать цепочку ассоциаций, строя ее по очереди.
Например, первый игрок называет слово «цветок», следующий – «сад», третий – «воспитательница» и так далее. Причем каждый игрок должен не только придумать ассоциацию, но и объяснить ее.
Если ребенку трудно играть по заданным вариантам, можно начать с более простого: вы сами называете пары слов, а малыш пробует установить связь между ними.
Например: вы назвали слова «дом» и «крыша». Чадо должно объяснить, что эти слова являются парой (связаны), так как у каждого дома обязательно должна быть крыша.
Игры – ведущая деятельность у малышей, которые пока только готовятся к школе. Те, что предложили мы, хороши в отпуске, в пути, на прогулке. Но наверняка у многих из вас на антресолях пылятся разнообразные лото и домино, карты и игры с поочередными ходами! Достаньте их, и вы получите не сравнимое ни с чем удовольствие от совместного времяпрепровождения с ребенком и одновременно поможете ему в формировании всех вышеперечисленных навыков. Они научат малыша прогнозировать свои и чужие действия, формировать цель, соблюдать правила. Кроме того, эти же игры восполнят пробелы в знании окружающего мира, увеличат скорость счета и помогут правильно оформлять свои мысли.