Как большой: приучаем ребенка к самодисциплине
05.07.2018
Поступление в школу — важнейшее событие в жизни ребенка. Оно совершенно меняет распорядок дня, круг общения, добавляет много новых «надо» и «должен». Школьная жизнь требует новых навыков, один из них — грамотно планировать свое время, распределять его между учебой, другими делами и досугом. Как помочь ребенку планировать свой день, воспитать в нем самостоятельность и ответственность?
Учителя и психологи признают, что дети, которые приходят в первый класс, очень часто не готовы даже к относительно самостоятельной работе, они совсем не умеют планировать, не могут собрать портфель, определить, какие учебники, тетради будут им нужны. Винят в этом эксперты чаще всего родителей: к таким проблемам приводят гиперопека, стремление делать все за малыша или, наоборот, отстраненность, когда ребенка предоставляют самому себе. Все эти недостатки воспитания могут дорого обойтись человеку в будущем: сила воли, упорство, умение планировать свои действия, не откладывать дела на потом — важная составляющая успеха в учебе, работе и жизни в целом.
При воспитании самодисциплины важно найти и удержать баланс между постоянным контролем за действиями ребенка и полной его свободой в выборе занятий. У ребенка должны быть обязанности, будь то помощь по дому или подготовка домашнего задания (конечно, список возможных дел должен соответствовать возрасту и способностям). Благодаря обязанностям дети узнают, что жизнь — это не только отдых и игры, но и скучные или тяжелые, но все же нужные занятия. Однако, если просто принуждать ребенка делать то, что надо, самодисциплины от него ожидать сложно. Необходимо показать, что, как бы ни хотелось пойти поиграть или погулять с друзьями, обязанности должны стоять на первом месте (а уже потом можно отдохнуть, повеселиться и так далее). Ребенок должен понимать последствия своего выбора — что его ждет, если он сделает то, что должен, а что будет, если он поленится.
Самодисциплина у детей не появляется сама собой. Чтобы воспитать этот навык, родители должны немало поработать. Прежде всего, им необходимо присмотреться к тому, как они сами относятся к своей работе, домашним обязанностям, как распределяют свое время. Если ребенок каждый день видит перед собой пример добросовестного, ответственного отношения к делу, приучить его поступать так же будет намного проще. Вторым помощником родителей станет их постоянство, методичность. Стоит четко определить для себя и обсудить с ребенком, какие его поступки вы считаете достойными похвалы или порицания и почему, а после этого следовать принятым договоренностям. Третий совет, вероятно, самый сложный, — быть требовательным, но при этом оставаться другом своему ребенку, чтобы у него не возникало желания вас обманывать или искать лазейки в правилах.
Что может помочь родителям справиться с этой непростой задачей? На что им опереться, чем руководствоваться в своих решениях? Есть немало методик и пособий. В качестве примера можно разобрать довольно удачное издание «Дневник младшего школьника. Планируй и успевай!». Оно направлено на развитие самодисциплины, самостоятельности и навыков управления своим временем.
Пособие выполнено в виде дневника с дополнительным разделом для каждого дня, в котором ребенок должен планировать работу над домашним заданием и другие дела. Разобраться в том, как заполнять столбцы таблицы, несложно. В дневнике подробно и доступно расписано, как им пользоваться: подписать задания на каждый день, время, которое ребенок рассчитывал на него потратить и которое потратил на самом деле. Принцип довольно простой, спланировать день ребенок может за несколько минут. Но в результате он видит, на что ему нужно оставить больше времени, а с чем можно справиться быстро, а заодно старается уложиться в план и меньше отвлекается. За правильно составленное расписание и следование ему родители могут награждать ребенка символическими яблочками (как предлагается в пособии) или использовать какой-то другой способ поощрения.
Пособие решает сразу несколько задач, на которых стоит заострить внимание. Во-первых, оно учит правильно рассчитывать свое время: если на завтра задали сочинение, а еще нужно доучить стих и подготовиться к контрольной, то гулять три часа после школы не стоит. Во-вторых, помогает спланировать саму домашнюю работу — с чего лучше начать, что самое сложное, что требует больше всего времени. Гора домашних заданий превращается в несколько небольших понятных задач, к которым намного проще приступить. В-третьих, ребенок видит, что если он не будет отвлекаться и уложится в свой же план, то потом у него останется время на какое-то более приятное занятие. Это также дисциплинирует и помогает не затягивать и не откладывать домашнюю работу на потом.
Пособие было опробовано в одной из школ Томска, по нему занималось 70 учеников 2–3-х классов. Родители участников эксперимента отмечают, что дети стали тратить меньше времени на подготовку к школе, у многих повысилась успеваемость, ребята в целом стали самостоятельнее, охотнее садятся заниматься, научились лучше планировать время. Однако (и это также отмечают родители) не все дети сразу привыкают заполнять дневник, кому-то нужно помочь — объяснить, в чем польза планирования, показать, что такой ответственный подход к управлению временем приносит свои плоды. Кому-то из детей требуется весомое поощрение, хотя другие охотно выполняют все задания, воспринимая это как игру.
Вот несколько отзывов родителей о дневнике:
Елена Федоровна Карева (сын Артем, 2А, Группа Б): «Хорошее, логичное пособие. Действительно помогает научиться ориентироваться во времени, освоить азы планирования времени и дел. Как родителю, мне хотелось бы более четких критериев оценивания (за что начислять то или иное количество баллов). В остальном все прекрасно, спасибо за такое пособие, за идею!»
Ирина Александровна Прохорова (сын Арсений, 3А, Группа В): «Сын стал более организованным, сам садится за уроки и быстро их выполняет. Следит за временем, попусту его не тратит».
Зулейха Иманалиева (сын Амрах, 2Г, Группа А): «Действительно очень хорошая и полезная вещь и для детей, и для мамы. Спасибо издателю!».
Автор: Юлия Акимова, руководитель Центра начального образования издательства «Просвещение»