Экспериментирование, творчество и коммуникация - навыки XXI века для самых маленьких
19.02.2020
Мир меняется настолько стремительно, что современным школьникам, скорее всего, придется освоить несколько профессий для того, чтобы быть востребованными и конкурентоспособными на рынке труда. Так считают специалисты. Сейчас на первый план выходят так называемые «мягкие навыки», softskills, которые помогут представителям подрастающего поколения стать успешными, в какой бы сфере они ни работали.
Успешный специалист будущего – человек, который хорошо владеет 4К:
- креативностью (творческий подход),
- критическим мышлением (стремление перепроверить, поэкспериментировать, чтобы добраться до сути);
- коммуникацией (общение);
- кооперацией (сотрудничество).
Это универсальные личностные компетенции, а развивать их в ребенке лучше всего, начиная с раннего возраста.
Именно поэтому специально для дошкольников и младших школьников специалисты Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы разработали интерактивную игру «Путешествие в Наукоград. В гостях у Профессора Знайкина». Необычные задания, яркое оборудование, позитивные наставники, возможность каждому ребенку проявить себя, сделать научные открытия, по-новому взглянуть на привычные вещи, сконструировать робота и даже снять собственный мультфильм – всё это ждет участников игры на протяжении полутора незабываемых часов. Такие встречи начали проводиться в рамках городского проекта «Субботы московского школьника» и уже стали новшеством этого года в традиционном цикле «Форсайт профессионального успеха».

Важно, что ключевые навыки – экспериментирование, коммуникация, креативность – развиваются у ребят на всех этапах игры. Проводя опыты с жидкостями, изучая их свойства, делая открытия, дети приобретают умение мыслить критически, задаваться вопросами, сомневаться, искать и находить пути решения, а для этого учатся взаимодействовать друг с другом, добывать и обрабатывать информацию.
«Почему важно экспериментировать? – рассуждает специалист Городского психолого-педагогического центра Надежда Соломанова, – Потому что это способствует активации познавательного интереса ребенка. Именно экспериментируя, ребенок узнает все закономерности нашего мира. Не взрослые дают ему знания в готовом виде, а он сам их добывает и учится делать выводы».
На другом этапе игры, «превратившись» в морских биологов, юные исследователи изучают морской мир на нашей планете. И делают это с помощью робота. Собирая его из конструктора и программируя на определенные действия, дети не только познают азы построения алгоритмов, но и учатся творчески подходить к выполнению любой задачи.
Навыки конструктивного общения и умение сотрудничать развиваются на этапе создания мультфильма «Как зарождалась наша планета». Интерес ребят вызывает не только увлекательный сценарий, но и возможность почувствовать себя настоящими творцами анимационного кино, которые сами создают декорации и персонажей, снимают видео, озвучивают роли. И всё это дети делают сообща, работая в команде, договариваясь и учитывая мнение каждого.
«Все навыки 4К задействованы в нашей интерактивной игре, – продолжает тему куратор проекта «Форсайт профессионального успеха» Светлана Сенатская, – Дети работают в команде, значит, развивается навык кооперации. В процессе игры им приходится общаться, а это способствует развитию навыка коммуникации. Ребята вместе с педагогами проводят опыты с водой, конструируют, выясняют, выполняет ли созданный робот необходимые функции, спрашивают, что, как и почему – так вырабатывается критическое мышление. Кроме того, в процессе выполнения заданий у ребят развивается гибкость мышления, которая тоже очень важна для настоящего и будущего».
При разработке сценария игры, развивающей универсальные личностные компетенции XXI века, специалисты взяли за основу технологию STEM. STEM-технологии становятся одним из основных трендов современного образования, ориентированного на формирование универсальных умений, непосредственно связанных с опытом практической деятельности. Главное место в этой технологии отводится практике, соединяющей разрозненные естественно-научные знания в единое целое.
Квест «Путешествие в Наукоград. В гостях у Профессора Знайкина» сразу же набрал множество положительных отзывов от ребят, родителей и педагогов. Во время игры взрослые с трудом удерживаются, чтобы не занять место детей. Столько неожиданных сюрпризов и ярких эмоций приносит с собой интерактивная игра. А главное, она формирует навыки, необходимые любому человеку в любой профессии, чтобы стать успешным.
Автор: Марина Архипова, специалист Городского психолого-педагогического центра